Имя дается человеку при рождении и сопровождает его всю его жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Имя собственное - имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставляется имени нарицательному.
К именам собственным, в частности, относятся имена людей: личное имя — имя при рождении человека; отчество — патроним — именования по отцу, деду и т. д.; фамилия — родовое или семейное имя; прозвище.
В течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем. Прозвища бывают разные. Одни - обидные, высмеивающие физические или умственные недостатки. Другие прозвища кажутся безобидными. Ими могут называть друзья. Они не причиняют страдания человеку, которого обозвали. Но в результате этого может забыться настоящее и, может быть, очень красивое имя!
Возникновение прозвищ – это явление социальное, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по истории в целом. Прозвища широко распространены среди школьников. Работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 7, 8, 9 классов, проанализировать отношение к прозвищам, подобрать рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
Классификация школьных прозвищ. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
Исследования ученых показали, что существуют основные принципы происхождения прозвищ: по внешнему признаку; по различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения; по линии внутренних качеств; по особенностям речи; по месту прежнего местожительства; по прозвищу кого-либо из родственников.
Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни. Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Функции, которые они выполняют при этом: выдвижение лидеров микросообщества, выделение из группы отвергнутых людей, различение детей с одинаковыми именами, подчеркивание преемственности по родовой линии, поддразнивание и унижение, проявление симпатии.
Какие прозвища употребляют в речи современные школьники, а также как их классифицировать, я и попыталась выяснить. Я провела анкетирование среди обучающихся 7, 8,9 классов.
В анкетировании приняло участие 30 ребят. По результатам анкетирования выяснилось, что 20 учащихся имеют прозвище, остальные 10 – нет (или постеснялись ответить). Какие же закономерности в происхождении школьных прозвищ я смогла обнаружить? Оказалось, что среди них можно выделить следующие группы:
1. Самой многочисленной группой прозвищ оказались прозвища, образованные от фамилии их носителей. а) распространенный способ образования отфамильных прозвищ – это усечение: Шубин - Шуба, Прокопьев – Прокопян, Хасанов – Хасе, Соколов - Сокол, Бурова-Буриха, Абдрахимов – Абдурахман, Горохов – Горох, Чупров - Чупик.
2. Следующая группа – прозвища, связанные с именами носителей данных прозвищ: Леха – Палеха, Андрейка – Копейка, Рома – Ромашка, Машка – Простоквашка; Светка – Конфетка.
3. Третья группа – прозвища, данные по внешности: Перышко, Лапа, Лысый, Череп, Краснокожий, Гусь, Курица, Пончик.
4. Еще одна группа прозвищ, связанная с известными личностями, героями кинофильмов, мультфильмов: Лунтик, Вини-Пух, Леший, Толя Потер, Дукалис, Чебурашка.
Я попыталась выяснить, кто же дает, и откуда берутся прозвища. По результатам анкетирования видно: чаще всего школьники получают прозвища от своих друзей или одноклассников – ответили 22, есть и особенные случаи: 4 опрошенных назвали конкретного человека.
Следующий вопрос, ответы на который я попыталась найти: Считаете ли вы свои прозвища обидными и как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвища? Выяснилось, что большинство школьников не считают свои прозвища обидными и опрошенных относятся с юмором, 7 человек просто не обращают внимания, 1 обижаются, а 2 даже гордятся.
Прозвища широко распространены в речи современных школьников, и используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается к носителю прозвища. Следующий вопрос в анкете был: А называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу? Тридцать учащихся ответили: «Да» -16; «Нет» -1; Редко - 13. В результате проведенной исследовательской работы я пришла к выводу, что прозвища – очень древнее и сложное явление в русском языке, различны их источники, по-разному складывались их судьбы. Способы образования прозвищ претерпели за тысячелетия незначительные изменения. А вот роль их постоянно меняется. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке, но постепенно утратили его. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений. В общении между подростками, друзьями употребление прозвищ удобно и интересно. Некоторые прозвища способны побуждать к самообразованию и саморазвитию своих личностных качеств, поэтому искоренять привычку давать необидные, шуточные прозвища не надо, следует на их примерах прививать культуру общения.
Рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище. Конечно, идеальный вариант, когда воспринимаются насмешки, прозвища легко и человек может сам посмеяться над собой. Это умение может здорово пригодиться в дальнейшем по жизни. Ведь прозвища — это относительно маленькая проблема, по сравнению с тем, что придется пережить или столкнуться в обществе. Можно научиться адекватно, воспринимать свое прозвище, без обид.
Например, если будешь все время дуться на своих сверстников, плакать, то обидчики будут постоянно тебя обзывать. А если будешь вести себя равнодушно, то у обидчиков пропадет интерес к насмешкам. Это случится, даже если будешь демонстрировать чисто внешнее спокойствие.
Но намного важнее это научиться нормально, воспринимать это в душе, обзывающих ровесников можно игнорировать. Не замечать, как его называют и не отзываться, пока не станут ровесники звать тебя по имени.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. У детей этого возраста можно встретить но, чаще всего временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого. Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как равным.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого человека, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы закрепить толерантное поведение необходимо учитывать и поведенческий компонент. Формирование толерантности должно опираться на эти компоненты, что позволит получить более эффективные результаты.
Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива двух экспериментальных классов, позволяет сделать выводы, что критерии толерантного класса сформированы. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат, он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно обращаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относится стали с сочувствием и пониманием. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для воспитания толерантности. Воспитание качеств толерантной личности должно быть целенаправленным и систематическим и учитывать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста и необходимо продолжать формировать толерантную личность на протяжении всего периода школьного обучения.
Литература:
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков)./ - М.6 «Генезис», 2000. – 105 с.