Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Толерантность — интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.
Цель исследовательской работы: выявить уровень толерантности в сфере межличностных отношениях школьников.
Задачи исследования: определить критерии толерантности в младшем школьном возрасте; выявить особенности межличностных отношений младших школьников; выявить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования толерантности.
Изучение уровня толерантности всфере межличностных отношений младших школьников.
Для изучения уровня толерантности в межличностных отношениях младших школьников была использована методика определения уровня толерантности класса М. И. Зайцевой. Автор диагностики М. И. Зайцева, учитель русского языка и литературы школы № 1297, г. Москва, победитель конкурса «Самый классный классный руководитель — 2006" Северного административного округа г. Москвы, лауреат конкурса «Самый классный классный руководитель – 2006» г. Москвы.
Критерии оценки толерантности класса: умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь; уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек; стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса; готовность принять и дать совет, предложение; умение хвалить, соглашаться, утешать; доброжелательность; уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики; умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая; стремление поддержать друг друга, подбодрить; признание права каждого быть самим собой; для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале.
Оценки могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируются и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей) [1, c. 52–75].
В 2014–2015 учебном году были выбраны экспериментальные классные коллективы, среди начальных классов стал 2 класс, а среди старших 7 класс. 7 класс мы выбрали, чтобы в дальнейшем определить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования и воспитания толерантности. И впоследствии провели методику по определению уровня толерантности коллективов 3 и 7 классов. Для дальнейшего сравнения этих результатов.
Таблица 1
Результаты определения уровня толерантности классов в 2014–2015 уч.г.
Класс |
Оценки толерантности |
% толерантности классного коллектива |
3 |
3,1 |
62 |
7 |
2,8 |
56 |
Результаты показали, что у учащихся 3 и 7 класса сформирован средний уровень толерантности. Ребята признают и принимают множество культур, но при этом у них присутствует склонность к проявлению (зачастую неосознанно) культурной дискриминации в повседневной жизни. Также для учащихся экспериментальных классов характерна вербальная агрессия. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
В начале учебного 2015–2016 года в этих же классах 4 (3) и в 8 (7) классные руководители акцентировали внимание на воспитательной работе, с учетом возрастных особенностей детей. Было обращено внимание на такие моменты, как: установление межличностного доверия, развитие чувств сочувствия, эмпатии, снижение агрессивности, импульсивности, способствование воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы, т. е. все те качества характерные для толерантной личности.
Проведенное повторно исследование по методике Зайцевой М. И., показало определенные улучшения в 4 классе. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат. Он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно общаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относиться стали с сочувствием и пониманием. В 8 классе уровень толерантности тоже немного повысился, нарушения и значительные проблемы в общении детей, значительно уменьшились и не так выражены, как были до занятий но, тем не менее, в межличностных отношениях учащихся наблюдается вербальная агрессия, проявление неуважения к одноклассникам, отмечается небольшой уровень конфликтности.
Рис. 1. Результаты определения уровня толерантности после проведенных занятий
Уровень толерантности стал значительно выше. В 7 (8) классе было 56 %, стало 60 %, ребята стали терпимее относиться друг к другу, меньше стали использовать в своей речи клички, обзывания, именно это наблюдалось в этом классе наиболее выражено. В 3(4) классе уровень толерантности был более высоким в начале исследования, по сравнению с другим классом. После занятий уровень поднялся в результате того, что учащиеся стали больше проявлять доброжелательности друг к другу, уважение, стали проявляется такие качества, как стремление поддержать, подбодрить товарища. Дети, участвовавшие в тренинге, стали проявлять качества толерантной личности, а именно признание прав людей на иной образ жизни, принятие иных культур, понимание других культур, взглядов.
Межличностные отношения членов двух коллективов 3 (4) и 7 (8) классов), стали более ровные, ребята стали проявлять больше чувств эмпатии, сочувствия, понимания, уважение потребностей других людей и т. д.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. У детей этого возраста можно встретить но, чаще всего временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным — в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого. Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей младшего школьного возраста.
Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива в двух экспериментальных классах, позволяет сделать выводы, что критерии толерантного класса сформированы. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат, он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно обращаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относится стали с сочувствием и пониманием. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для воспитания толерантности. Воспитание качеств толерантной личности должно быть целенаправленным и систематическим и учитывать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста и необходимо продолжать формировать толерантную личность на протяжении всего периода школьного обучения.
Литература:
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков)./ Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. — М.6 «Генезис», 2000. — 105 с.