Личностные особенности одаренных старшеклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.10.2019

Статья просмотрена: 876 раз

Библиографическое описание:

Булыга, Е. А. Личностные особенности одаренных старшеклассников / Е. А. Булыга, С. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1752/ (дата обращения: 26.12.2024).



 

На основе рабочей концепции одаренности и теории черт Р. Кеттелла проведено исследование типов развития обучающихся старших классов с признаками одаренности. Выявлены два типа одаренных обучающихся: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В статье приводится описание одаренных обучающихся с разными типами развития.

Ключевые слова: личностные особенности, одаренность, дисгармоничный и гармоничный типы развития личности, опросник Р. Кеттелла, лидерская одаренность.

 

Известно, что целенаправленное развитие личности с раннего возраста позволяет строить благоприятные прогнозы будущего как для самого индивида, так и для общества в целом. Тем не менее, не всем удается достичь высоких результатов в будущей деятельности, независимо от того, какие усилия были приложены.

По мнению А. В. Кулемзиной, образовательные программы для одаренных детей не развивают их способности, а только эксплуатируют. С одной стороны такие дети необходимы социуму, но с другой — одаренность в социуме не всегда реализуется [2].

Под термином «одаренность» в психологической науке понимаются такие качества психики, которые дают возможность индивиду достигать более высоких результатов в отличие от других людей того же возраста.

Одаренность часто проявляется стихийно, имеет успешный результат в определенной деятельности. Однако следует учитывать также и возрастные особенности каждого ребенка. Так, у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются предрасположенности к усвоению иностранных языков, любознательность и яркая фантазия. Для подросткового возраста характерны повышенные поэтические и литературные способности.

К признакам одаренности относят специфические стратегии деятельности. Они характеризуются способностью ребенка вырабатывать своеобразные способы решения в заданных ситуациях, а также применять их к новым задачам. Ребенок с признаками одаренности выдвигает новые цели деятельности, благодаря глубокому владению предметом, что часто приводит к неожиданным идеям и решениям по конкретному вопросу [5].

Особенности развития личности рассматриваются по двум типам: гармоничному и дисгармоничному. Четкой грани между ними в реальной жизни не существует.

Дети с гармоничным типом развития одаренности имеют собственные идеи, отстаивают их. Часто наблюдается специфическая направленность одаренных детей. Этот тип развития характеризуется синхронностью всех сторон личности: когнитивной, эмоциональной, социальной и физической. Дисгармоничный тип развития определяется неравномерностью психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность. Для таких детей, по мнению Бексяк М. В., характерно значительное опережение в умственном и художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы при этом не успевают развиваться [4].

В проведенном нами исследовании использовался тест Р. Б. Кеттелла. Его главной задачей является выявление относительно независимых 16 факторов личности. Это позволяет получить многогранную информацию об индивидуальности человека. Опросник получил широкое распространение в научных исследованиях самых различных направлений, в том числе диагностике профессионально важных качеств [1].

По итогам теста респонденты были разделены на две группы: с гармоничным типом развития и дисгармоничным. Наиболее выраженные факторы для каждой из них необходимо рассматривать отдельно. Это обусловлено особенностями их развития.

Результаты показали, что представители одаренных детей с гармоничным типом развития оказались готовыми к риску, принятию неординарных решений и проявлению лидерских качеств. Об этом также пишет Н. С. Лейтес [3].

Кроме вышеназванных качеств, испытуемые обладают высокой социальной контактностью, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи, что, по мнению Кеттелла, обеспечивает успешность индивида во многих видах деятельности.

Респонденты чувствительны к различным нюансам жизни. Они склонны размышлять и анализировать проблему до начала действий в отношении ее решения.

В соответствии с работами Н. С. Лейтеса и результатами тестирования по опроснику Р. Б. Кеттелла, для учащихся с гармоничным типом развития одаренности характерны гибкость, приспосабливаемость, терпимость и терпение в работе с людьми, энтузиазм, умение принимать решения, высокий интеллект [3], а также точность и надежность. Таким образом, у учащихся с гармоничным типом развития все позитивные качества личности, обеспечивающие успешность академической деятельности выражены одинаково ярко.

У старшеклассников с дисгармоничным типом имеются несоответствия в степени выраженности различных черт личности. Так, например, у них диагностированы высокие стэны по качествам благоразумие, осторожность, беспокойство о будущем, сдержанность в проявлении эмоций.

Испытуемые получили высокие показатели по фактору, описывающему оперативность мышления и общий уровень вербальной культуры и эрудиции. Они быстро воспринимают и усваивают новый учебный материал. Об этом также указывала Д. Б. Богоявленская. Однако, по ее мнению, мотивацией для изучения нового может быть не подлинная одаренность, а одобрение окружающих с детства [5].

Старшеклассникам с дисгармоничным типом развития также характерны дипломатичность, выдержанность, умение находить выход из сложных ситуаций. Они имеют интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.

Результатами, которые мы считаем показателем дисгармоничного развития этих детей, мы считаем склонность к сухости, замороженность межличностных контактов. Дети с дисгармоничным типом развития отличаются слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Такие дети испытывают большие сложности в транслировании своих знаний, результатов и высказывании просьб.

Проблемы в социальной сфере подтверждаются и другими факторами. Одарённые дети с дисгармоничным типом развития при неожиданном появлении дополнительных трудностей ощущают тревогу и беспомощность, что требует вмешательства педагогов и психологов.

Выводы. В нашем исследовании принимали участие дети с признаками явной одаренности. Скрытая одаренность имеет свои особенности, следовательно, необходим особый подход, методики. Кроме этого, одаренность не всегда бывает общей. Как правило, у детей с дисгармоничным типом развития специальная одаренность, что и выражается в выявленной дисгармонизации. Большинство старшеклассников испытывают познавательный интерес только к той сфере знания, в которой проявляется их одаренность. Вследствие этого могут возникать конфликты между педагогами по другим предметам и представителями данной категории одаренных детей. Необходима коррекция системы преподавания и индивидуальная траектория обучения подобных учащихся.

Одаренные старшеклассники с гармоничным типом развития в нашей выборке оказались наиболее успешными в лидерстве, чему способствуют те личностные качества, которые неразвиты у одаренных с дисгармоничным типом развития.

Таким образом, обучение и воспитание одаренных учащихся следует осуществлять с учетом типа развития и особенностей личности и возраста обучающихся.

 

Литература:

 

  1.         Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. — Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.
  2.         Кулемзина А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27–32
  3.         Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  4.         ПСОШ № 2, Бексяк М. В. 2016г. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.
  5.         Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.). — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисгармоничный тип развития, ребенок, гармоничный тип развития, признак одаренности, тип развития, дисгармоничный тип, гармоничный тип развития одаренности, качество, одаренность.


Ключевые слова

личностные особенности, одаренность, дисгармоничный и гармоничный типы развития личности, опросник Р. Кеттелла, лидерская одаренность

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников

В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также приводи...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков

В статье описаны универсальные компетентности и соответствующие им soft skills. Показаны результаты опроса, проведенного среди участников Образовательного терренкура «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юн...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников

В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также приводи...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков

В статье описаны универсальные компетентности и соответствующие им soft skills. Показаны результаты опроса, проведенного среди участников Образовательного терренкура «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юн...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос