На основе рабочей концепции одаренности и теории черт Р. Кеттелла проведено исследование типов развития обучающихся старших классов с признаками одаренности. Выявлены два типа одаренных обучающихся: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В статье приводится описание одаренных обучающихся с разными типами развития.
Ключевые слова: личностные особенности, одаренность, дисгармоничный и гармоничный типы развития личности, опросник Р. Кеттелла, лидерская одаренность.
Известно, что целенаправленное развитие личности с раннего возраста позволяет строить благоприятные прогнозы будущего как для самого индивида, так и для общества в целом. Тем не менее, не всем удается достичь высоких результатов в будущей деятельности, независимо от того, какие усилия были приложены.
По мнению А. В. Кулемзиной, образовательные программы для одаренных детей не развивают их способности, а только эксплуатируют. С одной стороны такие дети необходимы социуму, но с другой — одаренность в социуме не всегда реализуется [2].
Под термином «одаренность» в психологической науке понимаются такие качества психики, которые дают возможность индивиду достигать более высоких результатов в отличие от других людей того же возраста.
Одаренность часто проявляется стихийно, имеет успешный результат в определенной деятельности. Однако следует учитывать также и возрастные особенности каждого ребенка. Так, у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются предрасположенности к усвоению иностранных языков, любознательность и яркая фантазия. Для подросткового возраста характерны повышенные поэтические и литературные способности.
К признакам одаренности относят специфические стратегии деятельности. Они характеризуются способностью ребенка вырабатывать своеобразные способы решения в заданных ситуациях, а также применять их к новым задачам. Ребенок с признаками одаренности выдвигает новые цели деятельности, благодаря глубокому владению предметом, что часто приводит к неожиданным идеям и решениям по конкретному вопросу [5].
Особенности развития личности рассматриваются по двум типам: гармоничному и дисгармоничному. Четкой грани между ними в реальной жизни не существует.
Дети с гармоничным типом развития одаренности имеют собственные идеи, отстаивают их. Часто наблюдается специфическая направленность одаренных детей. Этот тип развития характеризуется синхронностью всех сторон личности: когнитивной, эмоциональной, социальной и физической. Дисгармоничный тип развития определяется неравномерностью психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность. Для таких детей, по мнению Бексяк М. В., характерно значительное опережение в умственном и художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы при этом не успевают развиваться [4].
В проведенном нами исследовании использовался тест Р. Б. Кеттелла. Его главной задачей является выявление относительно независимых 16 факторов личности. Это позволяет получить многогранную информацию об индивидуальности человека. Опросник получил широкое распространение в научных исследованиях самых различных направлений, в том числе диагностике профессионально важных качеств [1].
По итогам теста респонденты были разделены на две группы: с гармоничным типом развития и дисгармоничным. Наиболее выраженные факторы для каждой из них необходимо рассматривать отдельно. Это обусловлено особенностями их развития.
Результаты показали, что представители одаренных детей с гармоничным типом развития оказались готовыми к риску, принятию неординарных решений и проявлению лидерских качеств. Об этом также пишет Н. С. Лейтес [3].
Кроме вышеназванных качеств, испытуемые обладают высокой социальной контактностью, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи, что, по мнению Кеттелла, обеспечивает успешность индивида во многих видах деятельности.
Респонденты чувствительны к различным нюансам жизни. Они склонны размышлять и анализировать проблему до начала действий в отношении ее решения.
В соответствии с работами Н. С. Лейтеса и результатами тестирования по опроснику Р. Б. Кеттелла, для учащихся с гармоничным типом развития одаренности характерны гибкость, приспосабливаемость, терпимость и терпение в работе с людьми, энтузиазм, умение принимать решения, высокий интеллект [3], а также точность и надежность. Таким образом, у учащихся с гармоничным типом развития все позитивные качества личности, обеспечивающие успешность академической деятельности выражены одинаково ярко.
У старшеклассников с дисгармоничным типом имеются несоответствия в степени выраженности различных черт личности. Так, например, у них диагностированы высокие стэны по качествам благоразумие, осторожность, беспокойство о будущем, сдержанность в проявлении эмоций.
Испытуемые получили высокие показатели по фактору, описывающему оперативность мышления и общий уровень вербальной культуры и эрудиции. Они быстро воспринимают и усваивают новый учебный материал. Об этом также указывала Д. Б. Богоявленская. Однако, по ее мнению, мотивацией для изучения нового может быть не подлинная одаренность, а одобрение окружающих с детства [5].
Старшеклассникам с дисгармоничным типом развития также характерны дипломатичность, выдержанность, умение находить выход из сложных ситуаций. Они имеют интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.
Результатами, которые мы считаем показателем дисгармоничного развития этих детей, мы считаем склонность к сухости, замороженность межличностных контактов. Дети с дисгармоничным типом развития отличаются слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Такие дети испытывают большие сложности в транслировании своих знаний, результатов и высказывании просьб.
Проблемы в социальной сфере подтверждаются и другими факторами. Одарённые дети с дисгармоничным типом развития при неожиданном появлении дополнительных трудностей ощущают тревогу и беспомощность, что требует вмешательства педагогов и психологов.
Выводы. В нашем исследовании принимали участие дети с признаками явной одаренности. Скрытая одаренность имеет свои особенности, следовательно, необходим особый подход, методики. Кроме этого, одаренность не всегда бывает общей. Как правило, у детей с дисгармоничным типом развития специальная одаренность, что и выражается в выявленной дисгармонизации. Большинство старшеклассников испытывают познавательный интерес только к той сфере знания, в которой проявляется их одаренность. Вследствие этого могут возникать конфликты между педагогами по другим предметам и представителями данной категории одаренных детей. Необходима коррекция системы преподавания и индивидуальная траектория обучения подобных учащихся.
Одаренные старшеклассники с гармоничным типом развития в нашей выборке оказались наиболее успешными в лидерстве, чему способствуют те личностные качества, которые неразвиты у одаренных с дисгармоничным типом развития.
Таким образом, обучение и воспитание одаренных учащихся следует осуществлять с учетом типа развития и особенностей личности и возраста обучающихся.
Литература:
- Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. — Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.
- Кулемзина А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27–32
- Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
- ПСОШ № 2, Бексяк М. В. 2016г. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.
- Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.). — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с.