В статье представлены результаты анкетирования старшеклассников. Анализ результатов исследования показал, что школьникам старших классов свойственны, прежде всего, технологические стратегии поведения в ситуации кибербуллинга, а также стратегии самоконтроля и поведенческого избегания.
Ключевые слова: кибербуллинг, стратегии поведения.
Современное поколение активно используют социальные сети для общения, так как с помощью социальных сетей есть возможность наладить связи с представителями разных городов и стран. Не смотря на множество преимуществ, в социальных сетях есть место и конфликтным ситуациям. Каждый из пользователей имеет возможность написать отрицательный комментарий под фотографией, в личное сообщение, начать травлю. Подростки и школьники юношеского возраста в принципе испытывают трудности при разрешении конфликтов конструктивным путем. [1] Нашей же задачей было выяснить, какие именно стратегии поведения используют школьники старших классов в ситуации кибербуллинга.
В исследовании приняло участие 16 старшеклассников юношеского возраста, а именно 6 девушек и 10 юношей в возрасте от 17 до 18 лет.
Участникам была предложена анкета, которая состояла из 26 вопросов, которые, в свою очередь, делились по группам, а именно стратегиям поведения: технические, позитивная переоценка, самоконтроль, дистанцирование, когнитивное избегание, поведенческое избегание, конфронтация, месть, принятие ответственности. Основная цель анкетирования: выявление наиболее часто предпочитаемых стратегий поведения в ситуации кибербуллинга. Для сбора данных была использована гугл-форма.
Результаты изучения технологических стратегий поведения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения технологических стратегий поведения
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
Заблокирую и удалю обидчика из контактов |
6,3 % |
25 % |
43,8 % |
25 % |
Изменю настройки, чтобы мне не приходили сообщения от обидчика |
6,3 % |
25 % |
43,8 % |
25 % |
Сделаю скриншоты в качестве доказательств |
12,5 % |
6,3 % |
25 % |
56,3 % |
Удалю свой профиль |
100 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Сообщу о случившемся в техподдержку |
43,8 % |
18,8 % |
18,8 % |
18,8 % |
Поищу решение в интернете |
50 % |
25 % |
25 % |
0 % |
Как видно из результатов таблицы, большинство школьников склонны к использованию настроек блокировки в ситуации борьбы с буллером. Так, 68,8 % школьников юношеского возраста ответили, что заблокируют или удалят обидчика, а также заблокируют сообщения от него. В свою очередь, скриншоты в качестве доказательств будут делать 81,3 % школьников. Удалять профиль, искать решения в интернете, жаловаться в техническую поддержку большинство школьников не намерены. Таким образом, большинство технологических стратегий поведения у молодёжи — активны. Не избегают ситуации, не ищут защиты у других, а действуют сами, используя технические возможности устройства и программ.
Результаты по «позитивной переоценке» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты изучения стратегии переоценки в ситуации кибербуллинга
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
решу, что обидчик жалкий и глупый |
6,3 % |
6,3 % |
25 % |
62,5 % |
решу, что не стоит тратить свое время на обидчика |
0 % |
0 % |
37,5 % |
62,5 % |
Как видно из результатов таблицы, большинство школьников склонны думать, что обидчик жалкий и глупый, а это 62,5 %. Также 62,5 % школьников решили, что не стоит тратить время на обидчика. Таким образом,
Результаты изучения стратегии поведения «самоконтроль» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты изучения стратегии самоконтроля в ситуации кибербуллинга
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
проигнорирую ситуацию |
18,8 % |
25 % |
43,8 % |
12,5 % |
не обращу внимание |
18,8 % |
25 % |
43,8 % |
12,5 % |
Как видно из результатов таблицы 3, больше половины школьников юношеского возраста склонны не обращать внимания на обидчика (56,3 %), но 34, 8 % все же не будут игнорировать эту ситуацию.
Результаты изучения стратегии поведения «дистанцирование» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты изучения стратегии дистанцирования в ситуации кибербуллинга
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
подумаю, что это происходит в интернете, а это не по-настоящему |
43,8 % |
18,8 % |
31,3 % |
6,3 % |
подумаю, что подобные вещи часто происходят в интернете |
18,8 % |
6,3 % |
43,8 % |
31,3 % |
Как видно из результатов таблицы 4, больше половины школьников юношеского возраста не склонны думать, что кибер-буллинг искусственное явление и не является чем-то настоящим — 62,6 %. В свою очередь, 75,1 % согласны с тем, что кибер-буллинг — это частое явление в интернете и с ним сталкивается практически каждый пользователь.
Результаты изучения стратегии поведения «когнитивное избегание» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты изучения стратегии когнитивного избегания
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
переключу внимание на что-то другое, чтобы не думать о произошедшем |
12,5 % |
12,5 % |
50 % |
25 % |
отнесусь к этому легко |
6,3 % |
6,3 % |
50 % |
37,5 % |
Как видно из результатов таблицы 5, большая часть старшеклассников предпочитают переключаться на другую форму общения (сферу деятельности) и приучают себя относится к ситуации легко.
Результаты изучения стратегии поведения «поведенческое избегание» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты изучения стратегии поведенческого избегания
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
начну избегать обидчика в реальной жизни |
43,8 % |
25 % |
25 % |
6,3 % |
удалю все сообщения |
50 % |
31,3 % |
6,3 % |
12,5 % |
перестану пользоваться соцсетями, мессенджерами |
93,8 % |
0 % |
0 % |
6,3 % |
Как видно из результатов таблицы представителям современной молодёжи не свойственно избегать проблем общения в социальных сетях. Практически все испытуемые отметили, что прекращать пользоваться социальными сетями они не намерены, а также удалять сообщения от обидчика. Избегать человека они также не намерены. Следует отметить, что в некоторых ситуациях (в случае наиболее агрессивных нападок) это стратегия может привести к деструктивным последствиям.
Результаты изучения стратегии поведения «поиск социальной поддержки» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты изучения стратегии поиска социальной поддержки
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
обращусь за советом к друзьям |
31,3 % |
18,8 % |
25 % |
25 % |
расскажу родителям |
62,5 % |
18,8 % |
6,3 % |
12,5 % |
обращусь к специалисту |
56,3 % |
37,5 % |
0 % |
6,3 % |
Большинство старшеклассников предпочитают не обращаться за помощью, а решать проблему в социальных сетях самостоятельно. Так, 81,4 % испытуемых отметили, что точно не сообщат о ситуации родителям. Также они не видят смысла в обращении за помощью к специалисту и даже друзьям. Данная тенденция не является благоприятной. Ситуацию буллинга трудно держать под контролем одному. Вероятен неблагоприятный исход.
Результаты изучения стратегии поведения «конфронтация» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты изучения стратегии конфронтации в ситуации кибербуллинга
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
поговорю с обидчиком в интернете или по телефону, чтобы он перестал |
37,5 % |
18,8 % |
37,5 % |
6,3 % |
поговорю с обидчиком лично, буду убеждать прекратить |
31,2 % |
18,8 % |
50 % |
0 % |
Мнения испытуемых в отношении конфронтации поделились. Половина опрошенных старшеклассников склоняется к диалогу с обидчиком, другая половина испытуемых предпочитает этого не делать. Если участь, что в предыдущих ответах была замечена тенденция игнорировать помощь и совет, то выстраивание общения с хейтером самостоятельно не является грамотным решением.
Результаты изучения стратегии поведения «месть» представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты изучения стратегии мести в ситуации кибербуллинга
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
отплачу обидчику той же монетой, в реальной жизни |
31,3 % |
18,8 % |
37,5 % |
12,5 % |
буду мстить обидчику в интернете |
37,5 % |
37,5 % |
18,8 % |
6,3 % |
Как видно из результатов таблицы, большинство старшеклассников не склонны организовывать буллинг обидчика в интернете, но 50 % испытуемых склонны к мести в реальной жизни.
Результаты изучения стратегии поведения «принятие ответственности» представлены в таблице 10.
Таблица 10
Результаты изучения стратегии принятия ответственности
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
не сделаю так |
скорее нет |
скорее да |
точно сделаю |
|
подумаю, что в этом есть моя вина |
31,3 % |
50 % |
6,3 % |
12,5 % |
смерюсь с ситуацией, ведь ничего не изменить |
12,5 % |
25 % |
25 % |
37,5 % |
По результатам таблицы 10 видно, что большая часть школьников не склонны считать себя виноватыми в сложившейся ситуации. А также большая часть готова смириться с ситуацией буллинга.
Выводы по исследованию:
Технологические стратегии поведения. Большинство технологических стратегий поведения у молодёжи — активны (не пассивны). Старшеклассники не избегают ситуации, не ищут защиты у других, а действуют сами, используя технические возможности устройства и программ.
Стратегии переоценки. Старшеклассники склонны переоценивать ситуацию. Допускают возможность того, что на обидчика не стоит тратить время.
Стратегия самоконтроля. Основное предпочтение большинства — не обращать внимание на буллинг.
Дистанцирование. Отдают себе отчёт в том, что кибер-буллинг — это реально существующий феномен, который может быть опасным.
Стратегии избегания (когнитивное и поведенческое избегание). Школьники старших классов склонны использовать стратегию когнитивного избегания (допускать мысль, что нужно попробовать просто переключиться на другой объект или сферу деятельности). Однако, поведенческое избегание не свойственно. Готовы к диалогу с обидчиком, а также к прежней активности в социальных сетях.
Стратегия поиска социальной поддержки. Стратегия не сформирована. Не готовы обращаться за помощью ни к родителям, ни к друзьям, ни к специалистам.
Стратегия конфронтации. Некоторые школьники клонны к конфронтации и готовы к прямому диалогу с буллером.
Стратегии мести. Склонны к мести в реальной жизни, но не в пространстве интернета.
Принятие ответственности. Склонны принимать ситуацию такой какая она есть (не вносить изменений). Чувство вины и осознание того, что они могли спровоцировать ситуацию, отсутствует.
Литература:
- Басова А. Г. Сравнительный анализ поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста / А. Г. Басова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2013. — № 5 (52). — С. 627–631. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6897/ (дата обращения: 27.05.2022)