Особенности стратегий поведения старшеклассников в ситуации кибербуллинга | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, В. А. Особенности стратегий поведения старшеклассников в ситуации кибербуллинга / В. А. Филиппова, А. В. Маркер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 133-137. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3104/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты анкетирования старшеклассников. Анализ результатов исследования показал, что школьникам старших классов свойственны, прежде всего, технологические стратегии поведения в ситуации кибербуллинга, а также стратегии самоконтроля и поведенческого избегания.

Ключевые слова: кибербуллинг, стратегии поведения.

Современное поколение активно используют социальные сети для общения, так как с помощью социальных сетей есть возможность наладить связи с представителями разных городов и стран. Не смотря на множество преимуществ, в социальных сетях есть место и конфликтным ситуациям. Каждый из пользователей имеет возможность написать отрицательный комментарий под фотографией, в личное сообщение, начать травлю. Подростки и школьники юношеского возраста в принципе испытывают трудности при разрешении конфликтов конструктивным путем. [1] Нашей же задачей было выяснить, какие именно стратегии поведения используют школьники старших классов в ситуации кибербуллинга.

В исследовании приняло участие 16 старшеклассников юношеского возраста, а именно 6 девушек и 10 юношей в возрасте от 17 до 18 лет.

Участникам была предложена анкета, которая состояла из 26 вопросов, которые, в свою очередь, делились по группам, а именно стратегиям поведения: технические, позитивная переоценка, самоконтроль, дистанцирование, когнитивное избегание, поведенческое избегание, конфронтация, месть, принятие ответственности. Основная цель анкетирования: выявление наиболее часто предпочитаемых стратегий поведения в ситуации кибербуллинга. Для сбора данных была использована гугл-форма.

Результаты изучения технологических стратегий поведения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения технологических стратегий поведения

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

Заблокирую и удалю обидчика из контактов

6,3 %

25 %

43,8 %

25 %

Изменю настройки, чтобы мне не приходили сообщения от обидчика

6,3 %

25 %

43,8 %

25 %

Сделаю скриншоты в качестве доказательств

12,5 %

6,3 %

25 %

56,3 %

Удалю свой профиль

100 %

0 %

0 %

0 %

Сообщу о случившемся в техподдержку

43,8 %

18,8 %

18,8 %

18,8 %

Поищу решение в интернете

50 %

25 %

25 %

0 %

Как видно из результатов таблицы, большинство школьников склонны к использованию настроек блокировки в ситуации борьбы с буллером. Так, 68,8 % школьников юношеского возраста ответили, что заблокируют или удалят обидчика, а также заблокируют сообщения от него. В свою очередь, скриншоты в качестве доказательств будут делать 81,3 % школьников. Удалять профиль, искать решения в интернете, жаловаться в техническую поддержку большинство школьников не намерены. Таким образом, большинство технологических стратегий поведения у молодёжи — активны. Не избегают ситуации, не ищут защиты у других, а действуют сами, используя технические возможности устройства и программ.

Результаты по «позитивной переоценке» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения стратегии переоценки в ситуации кибербуллинга

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

решу, что обидчик жалкий и глупый

6,3 %

6,3 %

25 %

62,5 %

решу, что не стоит тратить свое время на обидчика

0 %

0 %

37,5 %

62,5 %

Как видно из результатов таблицы, большинство школьников склонны думать, что обидчик жалкий и глупый, а это 62,5 %. Также 62,5 % школьников решили, что не стоит тратить время на обидчика. Таким образом,

Результаты изучения стратегии поведения «самоконтроль» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты изучения стратегии самоконтроля в ситуации кибербуллинга

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

проигнорирую ситуацию

18,8 %

25 %

43,8 %

12,5 %

не обращу внимание

18,8 %

25 %

43,8 %

12,5 %

Как видно из результатов таблицы 3, больше половины школьников юношеского возраста склонны не обращать внимания на обидчика (56,3 %), но 34, 8 % все же не будут игнорировать эту ситуацию.

Результаты изучения стратегии поведения «дистанцирование» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты изучения стратегии дистанцирования в ситуации кибербуллинга

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

подумаю, что это происходит в интернете, а это не по-настоящему

43,8 %

18,8 %

31,3 %

6,3 %

подумаю, что подобные вещи часто происходят в интернете

18,8 %

6,3 %

43,8 %

31,3 %

Как видно из результатов таблицы 4, больше половины школьников юношеского возраста не склонны думать, что кибер-буллинг искусственное явление и не является чем-то настоящим — 62,6 %. В свою очередь, 75,1 % согласны с тем, что кибер-буллинг — это частое явление в интернете и с ним сталкивается практически каждый пользователь.

Результаты изучения стратегии поведения «когнитивное избегание» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты изучения стратегии когнитивного избегания

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

переключу внимание на что-то другое, чтобы не думать о произошедшем

12,5 %

12,5 %

50 %

25 %

отнесусь к этому легко

6,3 %

6,3 %

50 %

37,5 %

Как видно из результатов таблицы 5, большая часть старшеклассников предпочитают переключаться на другую форму общения (сферу деятельности) и приучают себя относится к ситуации легко.

Результаты изучения стратегии поведения «поведенческое избегание» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты изучения стратегии поведенческого избегания

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

начну избегать обидчика в реальной жизни

43,8 %

25 %

25 %

6,3 %

удалю все сообщения

50 %

31,3 %

6,3 %

12,5 %

перестану пользоваться соцсетями, мессенджерами

93,8 %

0 %

0 %

6,3 %

Как видно из результатов таблицы представителям современной молодёжи не свойственно избегать проблем общения в социальных сетях. Практически все испытуемые отметили, что прекращать пользоваться социальными сетями они не намерены, а также удалять сообщения от обидчика. Избегать человека они также не намерены. Следует отметить, что в некоторых ситуациях (в случае наиболее агрессивных нападок) это стратегия может привести к деструктивным последствиям.

Результаты изучения стратегии поведения «поиск социальной поддержки» представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты изучения стратегии поиска социальной поддержки

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

обращусь за советом к друзьям

31,3 %

18,8 %

25 %

25 %

расскажу родителям

62,5 %

18,8 %

6,3 %

12,5 %

обращусь к специалисту

56,3 %

37,5 %

0 %

6,3 %

Большинство старшеклассников предпочитают не обращаться за помощью, а решать проблему в социальных сетях самостоятельно. Так, 81,4 % испытуемых отметили, что точно не сообщат о ситуации родителям. Также они не видят смысла в обращении за помощью к специалисту и даже друзьям. Данная тенденция не является благоприятной. Ситуацию буллинга трудно держать под контролем одному. Вероятен неблагоприятный исход.

Результаты изучения стратегии поведения «конфронтация» представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты изучения стратегии конфронтации в ситуации кибербуллинга

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

поговорю с обидчиком в интернете или по телефону, чтобы он перестал

37,5 %

18,8 %

37,5 %

6,3 %

поговорю с обидчиком лично, буду убеждать прекратить

31,2 %

18,8 %

50 %

0 %

Мнения испытуемых в отношении конфронтации поделились. Половина опрошенных старшеклассников склоняется к диалогу с обидчиком, другая половина испытуемых предпочитает этого не делать. Если участь, что в предыдущих ответах была замечена тенденция игнорировать помощь и совет, то выстраивание общения с хейтером самостоятельно не является грамотным решением.

Результаты изучения стратегии поведения «месть» представлены в таблице 9.

Таблица 9

Результаты изучения стратегии мести в ситуации кибербуллинга

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

отплачу обидчику той же монетой, в реальной жизни

31,3 %

18,8 %

37,5 %

12,5 %

буду мстить обидчику в интернете

37,5 %

37,5 %

18,8 %

6,3 %

Как видно из результатов таблицы, большинство старшеклассников не склонны организовывать буллинг обидчика в интернете, но 50 % испытуемых склонны к мести в реальной жизни.

Результаты изучения стратегии поведения «принятие ответственности» представлены в таблице 10.

Таблица 10

Результаты изучения стратегии принятия ответственности

Вопросы

Варианты ответов

не сделаю так

скорее нет

скорее да

точно сделаю

подумаю, что в этом есть моя вина

31,3 %

50 %

6,3 %

12,5 %

смерюсь с ситуацией, ведь ничего не изменить

12,5 %

25 %

25 %

37,5 %

По результатам таблицы 10 видно, что большая часть школьников не склонны считать себя виноватыми в сложившейся ситуации. А также большая часть готова смириться с ситуацией буллинга.

Выводы по исследованию:

Технологические стратегии поведения. Большинство технологических стратегий поведения у молодёжи — активны (не пассивны). Старшеклассники не избегают ситуации, не ищут защиты у других, а действуют сами, используя технические возможности устройства и программ.

Стратегии переоценки. Старшеклассники склонны переоценивать ситуацию. Допускают возможность того, что на обидчика не стоит тратить время.

Стратегия самоконтроля. Основное предпочтение большинства — не обращать внимание на буллинг.

Дистанцирование. Отдают себе отчёт в том, что кибер-буллинг — это реально существующий феномен, который может быть опасным.

Стратегии избегания (когнитивное и поведенческое избегание). Школьники старших классов склонны использовать стратегию когнитивного избегания (допускать мысль, что нужно попробовать просто переключиться на другой объект или сферу деятельности). Однако, поведенческое избегание не свойственно. Готовы к диалогу с обидчиком, а также к прежней активности в социальных сетях.

Стратегия поиска социальной поддержки. Стратегия не сформирована. Не готовы обращаться за помощью ни к родителям, ни к друзьям, ни к специалистам.

Стратегия конфронтации. Некоторые школьники клонны к конфронтации и готовы к прямому диалогу с буллером.

Стратегии мести. Склонны к мести в реальной жизни, но не в пространстве интернета.

Принятие ответственности. Склонны принимать ситуацию такой какая она есть (не вносить изменений). Чувство вины и осознание того, что они могли спровоцировать ситуацию, отсутствует.

Литература:

  1. Басова А. Г. Сравнительный анализ поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста / А. Г. Басова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2013. — № 5 (52). — С. 627–631. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6897/ (дата обращения: 27.05.2022)


Похожие статьи

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе

В статье автор приводит практические примеры учебных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Похожие статьи

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе

В статье автор приводит практические примеры учебных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Задать вопрос