Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно. Именно эта проблема — проблема детской жестокости, нашла своё отражение в художественном фильме Р. Быкова, снятом по одноимённой повести В. Железнякова «Чучело». Главная героиня фильма — Лена Бессольцева, становится изгоем в своём новом шестом классе. Она была не такой, как все, она отличалась от других детей.
В этом фильме (книге) отражены все насущные проблемы подростков и их родителей, взрослых: новенькая в классе, жестокость возраста, безразличие классного руководителя, отношение Лены и дедушки, искренность первой любви, настоящее лицо «любимчика класса» и т. д. Повесть «Чучело» написана в 1975 году, но и сегодня проблемы, поднятые автором повести, не уходят в небытие, они становятся еще более актуальными.
Цель: проведение анализа отношений в подростковой среде и выявление причин жестокого отношения, влияющих на психику и поведение подростка.
Задачи: проанализировать причины жестокого обращения среди подростков; организовать и провести ряд мероприятий, направленных на урегулирование отношений между подростками.
Гипотеза: если объединить усилия педагогов, классного руководителя, одноклассников, родителей в проведении профилактических мероприятий с учетом особенностей каждого подростка, можно избежать конфликтных ситуаций в подростковой среде, имеющих трагические последствия (суицид, тяжелые психологические расстройства, серьезные заболевания).
Объект: отношения в подростковой среде. Предмет: подростковая жестокость.
Подростковая жестокость — одна из проблем современного общества, которая порой приводит к страшным последствиям — суицидам, психологическим расстройствам, тяжелым заболеваниям. Жестокость — это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. И, нет ни капли сомнения, что на детей влияет окружающий их мир. В чем же причина таких жестоких отношений между подростками?
Анализ материалов позволил нам предпринять попытку классифицировать причины жестоких отношений в подростковой среде на 5 подгрупп, представленных в таблице № 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С целью профилактики и предотвращения жестоких отношений в подростковой среде, мы предлагаем ряд мероприятий, представленных в таблице № 2, часть из которых уже реализована и имеет положительные результаты.
Таблица 2
Сроки |
Название мероприятий |
Содержание работы |
Результат работы |
В течение года |
Работа с родителями |
Индивидуальные встречи, беседы с классным руководителем, психологом, социальным педагогом |
Разработка рекомендаций по коррекции детской жестокости |
В течение года |
Работа школьной службы примирения (ШСП) |
Проведение примирительных встреч, которые помогают участникам конфликта разрешить проблемную ситуацию |
Разрешение конфликтов, примирение сторон |
Октябрь, 2015г. |
Окружная акция «Чужой среди своих» |
Проведение тематического классного часа |
Обсуждение проблем подростков, причин подростковой жестокости и разработка рекомендаций совместно с психологом, социальным педагогом |
Декабрь, 2015г. |
Конкурс рисунков и лозунгов «Мы против жестокости и насилия в подростковой среде» |
Совместная работа с учителем ИЗО в проведении конкурса рисунков и лозунгов «Мы против жестокости и насилия в подростковой среде» |
Выражение своего мнения к проблеме «Мы против жестокости и насилия в подростковой среде» через рисунок и лозунг |
Январь, 2016г. |
Организация просмотра «100 лучших фильмов для школьников» |
Совместная работа с классными руководителями по организации просмотра «100 лучших фильмов для школьников» с последующим обсуждением |
Выражение подростками своего мнения к увиденному, расстановка приоритетов в отношениях |
Март, 2016г. |
Волонтерское движение подростков |
Совместная работа с общественными организациями города в волонтерском движении |
Приобщение подросткам позитивного опыта общения и понимания нужности оказания помощи другим |
Май, 2016г. |
Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы |
Совместные классные часы с ветеранами, шефство над ветеранами, участие в цепочке Памяти и др. |
Выработка альтернативного отношения к жестокости, безответственности |
Подростковая жестокость таит в себе огромную опасность. Множество страшных преступлений совершают именно подростки. Но нужно помнить, что жестокость не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Она растет, крепнет, формируется годами. Начинается с малого — игрушек, насекомых, цветов. Но, практически всегда внимательный взгляд способен заметить первые ростки этого сорняка.
В ходе работы над исследованием проблемы отношений в подростковой среде и подростковой жестокости, мы подтвердили гипотезу об объединении усилий родителей, педагогов, одноклассников в проведении профилактических мероприятий с учетом особенностей каждого подростка. Только работая в команде над проблемой можно избежать конфликтных, трагических ситуаций в подростковой среде.
Будем внимательны друг к другу, и только взрослые могут помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.
Литература:
- Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. — М.: АРКТИ, 2006.
- Интернет-источник: «Викисловарь».