Вариативные формы работы, способствующие формированию регулятивных умений у воспитанников УИТ
Автор: Гордеева Татьяна Георельевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 03.06.2014
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Гордеева, Т. Г. Вариативные формы работы, способствующие формированию регулятивных умений у воспитанников УИТ / Т. Г. Гордеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5824/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приоритетными задачами современной системы образования в условиях её модернизации является повсеместное обеспечение подрастающему поколению качественного обучения в соответствии с интересами и склонностями, уровнем развития, состоянием здоровья детей, а также гарантия защиты прав личности ребёнка независимо от места его проживания и социального положения. Особое внимание при решении этих задач обращается на детей, лишённых родительского попечения, детей-сирот.
Сиротство — одна из острейших проблем современности. По данным официальных источников Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по числу детей, находящихся в зоне социального риска (18 млн.). К ним относятся: дети — сироты (660 тыс.); социальные сироты (662,5 тыс.); беспризорные и безнадзорные дети (около 2 млн.). В многочисленных исследованиях, касающихся проблем сиротства (Т. В. Грибанова, С. Ю. Мещерякова, А. М. Прихожан и др.) отмечается, что разлука с близкими людьми, помещение ребёнка в учреждение интернатного типа, существенным образом сказываются на его развитии, на формировании нравственных качеств, на дальнейшем жизненном самоопределении воспитанника. Дети имеют в разной степени выраженности отставание в развитии, что проявляется в замедлении приема и переработки сенсорной информации, несформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов. Характерным является низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи [7].
При изучении регулирующей функции речи у детей с социальной депривацией и патологией речевого развития можно выделить следующие особенности:
- затрудненный поиск слов, грамматических форм, оборотов речи при построении высказывания;
- нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога;
- регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля;
- трудности в формулировке отчета о сделанном действии и цели предстоящей деятельности.
С целью снижения симптоматики дезадаптивности, развития способности к выстраиванию коммуникативного взаимодействия на языковой основе, регулированию поведения и деятельности, формируется стратегия сопровождения ребенка. Субъектами процесса коррекционно-образовательной среды являются воспитатели, узкие специалисты (логопед, психолог) и дети.
Учитывая специфические особенности детей, коррекционная работа осуществляется при целенаправленном воздействии с применением специальных технологий и в условиях ежедневной совместной деятельности, и её стимулировании у ребёнка путём мотивированного общения ежедневно в разных ситуациях.
В центре внимания находится низкая речевая активность и недостаточная мотивация речевого общения детей, трудности адекватного использования освоенных языковых средств в коммуникативных ситуациях, неречевые механизмы общения [5]. Исходя из этого, первостепенное значение имеет необходимость конструирования особого пространства жизнедеятельности детей. Здесь новым педагогическим средством выступают ситуации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Учитывая, что контакты различного характера, возникающие между участниками коррекционного процесса имеют взаимообогащающий потенциал, взаимодействие рассматривается с трех позиций: как согласованность действий педагога и ребенка; как профессиональное качество педагога; как важный социальный навык, которым должен овладеть ребенок.
Специфика взаимодействия с ребенком с социальной депривацией обусловлена, во-первых, необходимостью включения его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности и тем самым поддержания единства смены трех сущностных сфер личности (деятельности, общения, самопознания) [6]. Во-вторых, необходимостью реализации вышеперечисленных задач в единстве с целенаправленной систематической работой по развитию индивидуальных речевых способностей и навыков речевого общения.
В соответствии с разработанной системой, предпочтение отдаётся таким формам коррекционно-развивающей работы как:
1. Коррекционные занятия
- отличаются четким построением, в полной мере реализуется основной принцип дидактики: от простого к сложному;
- подбор и использование дидактического материала с учетом индивидуальных психических особенностей детей позволяет создавать положительный микроклимат, способствующий успешному усвоению учебно-коррекционного материала;
- все задания на занятиях объединяются игровым и занимательным сюжетом, даются дозировано;
- использование частой переключаемости с одного вида деятельности на другой, позволяет удерживать внимание на протяжении всего занятия.
2. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (авторская разработка), где дидактические задания подобраны на основе анализа диагностических данных по основным направлениям коррекционного воздействия (формирование гностико — практических функций, развитие речи на сенсорно — перцептивном уровне, развитие языкового анализа, синтеза, представлений, коррекция нарушений грамматического строя речи, обогащение и развитие лексики, работа над связной речью). Система заданий предусматривает различную степень самостоятельности при выполнении задания и уровень сложности речевого материала.
3. Занятия — практикумы (экскурсии):
- в условиях микросреды проводятся круглогодично и позволяют изучить хозяйственно-бытовую деятельность Центра (столовую/кухню, хозяйственный блок/прачечную, швейную мастерскую, территорию/игровые площадки, парк);
- в условиях макросреды проводятся круглогодично, позволяют расширить представления об окружающем мире и изучить социальные объекты жизнедеятельности города (транспорт, магазины, почту, учреждения здравоохранения, парк культуры и отдыха, парикмахерская, памятники, музеи, учебные заведения, градообразующие предприятия, аэропорт, речной вокзал).
4. Участие в дистанционных мероприятиях (викторины, фестивали, конкурсы).
Данная система занятий позволяет сформировать следующие умения:
1. Личностные:
- смыслообразование — установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность;
- знание моральных норм;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и воспитанниками и того, что ещё неизвестно;
- планирование — составление плана и последующих действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном;
- коррекция — внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
- самооценка — осознание что усвоено и что нужно усвоить;
- саморегуляция — способность к волевому усилию.
3. Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации (картинки, материал в книгах, в интернете);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение;
- моделирование;
- анализ и синтез;
- сравнение и классификация объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство.
4. Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- постановка вопросов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, своевременное определение состояния индивидуально-личностного развития детей-сирот, анализ их потенциальных возможностей, поиск эффективных путей, способов и средств полноценного развития сообразно возрастной норме и психо-физиологическим особенностям, имеют важное значение для социальной адаптации воспитанников, для дальнейшего освоения детьми образовательных программ, как в дошкольных учреждениях, так и в системе общего образования.
Литература:
1. Бельтюков В. Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 2001Первый источник.
2. Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО. 2002.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001.
4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. — М.:2001.
5. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М.: 2003.
6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: АПН РСФСР, 2002.
7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 2001. — Т.1.
8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: Гном — Пресс, 2001.