Ключевые слова : физическое развитие, физическая подготовленность, дошкольное учреждение, программа воспитания и обучения.
Интерес педагогов-практиков к теме физического развития детей продиктован требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].
Педагогам важно знать особенности физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение, чтобы оказывать педагогическое воздействие на детей в ходе физического воспитания с учетом особенностей конкретных детей (уровня двигательных навыков, физических качеств и т. д.). Состояние внешнего вида и функционирования организма не статично, а динамично. Особенно наглядно изменения в физическом развитии проявляются у детей. В норме развитие детского организма происходит в соответствии с определенными закономерностями. Одна из них состоит в том, что чем младше ребенок, тем интенсивнее изменяются его морфологические особенности.
Физическое развитие детей во многом обусловлено особенностями их здоровья. И наоборот, многие показатели здоровья связаны со спецификой физического развития. Тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения негативно сказывается на его физическом развитии. Это также является дополнительным стимулом к пристальному изучению физического развития детей.
Физическое развитие определяется И. Г. Калиной, как закономерный биологический процесс становления и изменения биологических и функциональных свойств организма в течение всей жизни под влиянием физического воспитания [2].
Физическое развитие ребенка представляет собой «динамический процесс роста (увеличение длины тела и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства» [1, 5]. В ходе физического развития изменяется размер и пропорции тела, особенности двигательных качеств ребенка.
Для того чтобы точно оценить физическое развитие ребенка на этапе поступления в дошкольное учреждение и далее, нужна скоординированная деятельность медицинского работника и воспитателя. Здесь речь идет, прежде всего, о динамическом наблюдении с фиксацией изменений морфологических и функциональных признаков, анализом причин, запускающих эти изменения.
В период завершения раннего детства, чаще всего совпадающим с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, физическое развитие является одним из основных критериев оценки возрастных норм его развития.
Традиционно наиболее часто используемыми критериями физического развития выступают параметры роста, массы тела, пропорции отдельных частей тела; темп роста, изменения массы тела, отношение массы тела к росту. При тщательном изучении этих критериев можно выявить группу «риска» нарушения физического развития и наметить пути его оптимизации на период детсадовского возраста.
В идеале изучение физического развития включает оценку сомато-метрических, соматоскопических данных и степени развития функциональных (физиометрических) показателей организма, например, физической подготовленности. Если первые показатели изучаются медиками, то оценку физической подготовленности проводят педагоги.
Параметрами оценки физического развития детей являются следующие: «возрасту соответствует», «отстает» или «опережает возраст».
Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков и умений, физических качеств в каждой возрастной группе. Физическая подготовленность способствует улучшению функциональных показателей систем органов и физического развития. Например, уменьшению массы тела при несбалансированном питании, увеличению жизненной емкости легких при «расправлении» грудной клетки.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, физическое развитие включает приобретение ребенком опыта в разных видах деятельности, в первую очередь, в двигательной деятельности, упражнениях, направленных на развитие физических качеств, формирование опорно-двигательной системы организма, правильное выполнение основных движений. Также в ходе физического развития в детском саду ребенок должен получить элементарные знания о некоторых видах спорта, научиться играть в подвижные игры с правилами, произвольно управлять своими движениями, ориентироваться на ценности здорового образа жизни [4].
Для ребенка раннего возраста, границы которого соответствуют поступлению в детский сад, в качестве целевых ориентиров в Стандарте указаны развитие крупной моторики и стремление к освоению различных видов движений.
Программой воспитания и обучения в детском саду определен необходимый уровень физической подготовленности детей разного возраста. Показатели развития движений характеризуют уровень физической подготовленности на каждом году жизни.
В соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Теремок» трехлетний ребенок выполняет много различных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, перешагивание и др.), стремится осваивать окружающее пространство [3]. Двигательные навыки ребенка в 3 года значительно расширяются. Поэтому нормально развивающийся ребенок стремится использовать их для преодоления препятствий, игр, познания окружающего мира в целом.
Педагогическая диагностика с трехлетними детьми осложняется недостаточной сформированностью в этом возрасте произвольной регуляции. Поэтому диагностические процедуры обычно проводятся в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Во время их проведения необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка, обращать внимание на проявление внешних признаков утомления.
Проследить особенности физического развития детей 3 лет наиболее продуктивно можно в ходе игр, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Игры для определения особенностей физического развития детей 3 лет
Движение |
Что должен уметь ребенок |
Примеры игр |
Ходьба |
Ходить «стайкой» за воспитателем в определенном направлении, перешагивая и огибая предметы; ходить парами; по кругу за руки; переходить от ходьбы к бегу и наоборот |
«К куклам в гости», «По тропинке», «Догоните меня», «Принеси предмет», «Пузырь» |
Бег |
Бегать за воспитателем и от него, в разных направлениях, не сталкиваясь; догонять катящиеся предметы; пробегать между линиями |
«Поезд», «Самолеты», «Догони собачку», «Догони мяч», «Курочка-хохлатка» |
Прыжки |
Прыгать на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед; вверх с касанием предмета; перепрыгивать через линию |
«Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Зайка беленький сидит» |
Ползание |
Проползать на четвереньках 3–4 м.; в вертикально стоящий обруч; подлезать под препятствия |
«Доползи до погремушки», «Воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен» |
Бросание и ловля |
Скатывать мячи с горки; катить друг другу, двумя и одной рукой; бросать и ловить мяч |
«Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину» |
Таким образом, физическое развитие представляет собой процесс изменения форм и функций организма в течение жизнедеятельности человека. Оценку физического развития ребенка на этапе поступления в дошкольное учреждение проводят медицинский работник и воспитатель. Педагогам наиболее эффективно оценивать физическое развитие детей лучше в играх, основанных на движениях (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание, ловля).
Литература:
- Булатова, Е. М. Учебно-методическое пособие по оценке физического развития детей. / Е. М. Булатова. — СПб.: СПбГПМУ. — 2019. — 52 c. — Текст: непосредственный.
- Калина, И. Г. Теоретические и методические основы физической культуры: учеб. пособие для студентов неспециализированных высших учебных заведений / И. Г. Калина — Набережные Челны: Лаб. операт. полиграфии, 2009. — 98 c. — Текст: непосредственный.
- Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / И. А. Лыкова. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 c. — Текст: непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. — Москва: Творческий центр Сфера, 2015. — 96 c. — Текст: непосредственный.