В статье раскрываются вопросыотслеживания ожидаемых результатов развития ребенка дошкольного возраста, приводится форма заполнения карты развития ребёнка.
Ключевые слова: образовательная деятельность,карта развития, отслеживание, форма документирования.
Дошкольное образование и воспитание является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от рождения до 7 лет.
Образовательную деятельность дошкольной организации невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка. Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем наблюдения получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы с учетом Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан.
Если раньше (до 2018г.) диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по таким основным разделам образовательной программы как развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т. д., то теперь (с 2019года) в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями. Для такой формы отслеживания была разработана Карта развития ребенка по всем возрастам (с 3–4; 4–5; 5–6; 6–7 лет).
Карта развития ребенка является основной формой документирования развития детей. Для заполнения карты развития ребёнка проводится наблюдение, которое включает в себя три цикла: первичный (в начале учебного года), промежуточный (в середине учебного года) и итоговый (в конце учебного года).
Наблюдение проводится по 5 областям развития:
— физическое развитие и формирование здорового образа жизни;
— социально-эмоциональное развитие;
— речь, общение, навыки чтения и письма;
— развитие познавательного процесса;
— творческое развитие.
Физическое развитие и формирование здорового образа жизни (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, имеет представления о безопасной здоровой пище и правилах сохранения жизни, развитие сенсорно-двигательных функций);
Социально-эмоциональное развитие (воспринимает себя позитивно, как личность, со своими характерными особенностями, самостоятелен, отвечает за свои действия, умение ориентироваться в социуме, налаживает контакты и взаимодействия в окружающем мире: в семье, среди сверстников, со взрослыми);
Речь, общение, навыки чтения и письма (говорит и общается, понимает речь, проявляет интерес к книге и чтению, развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром);
Развитие познавательного процесса (демонстрирует интерес к своей природной среде и активен в деятельности связанной с изучением науки имеет определенные представления об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте);
Творческое развитие (развитие духовных качеств — интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала).
Карта развития ребенка 5–6 лет
Ф.И. ребёнка: _____________ Возраст ребёнка: _____
Дата рождения: ____________ Пол: Мальчик /Девочка
Педагог: ___________________________
Дата заполнения ____________________
№ |
Первичный |
Промежуточный |
Итоговый |
Комментарии педагога |
||||||||||
1Н |
2И |
3Ч |
4У |
1Н |
2И |
3Ч |
4У |
1Н |
2И |
3Ч |
4У |
|||
1 |
Область развития |
|||||||||||||
1 |
Подобласть развития |
|||||||||||||
Ожидаемый результат |
||||||||||||||
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
Уровень прогресса ребёнка измеряться с использованием приведенных ниже условных обозначений:
Уровень прогресса ребёнка измеряется с использованием приведенных ниже объяснений:
Н — не наблюдается или наблюдается редко — ( ребёнок демонстрирует ключевой навык/поведение мало или вообще не демонстрирует ).
И — иногда наблюдается ( ребёнок демонстрирует ключевой навык/поведение в определенных ситуациях или случайно ).
Ч — часто наблюдается ( ребёнок демонстрирует ключевой навык/поведение часто, в соответствующих ситуациях ).
У — устойчиво наблюдается ( ребёнок демонстрирует ключевой навык/поведение на требуемом уровне и делает это повторно и самостоятельно).
Анализ и оценивание наблюдений требует хорошего понимания теорий развития и обучения детей. Так как каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Знание этих теорий, педагогу может помочь в анализе и интерпретации ( объяснении) увиденного и услышанного в процессе наблюдения. Будучи внимательным к тому, что педагог на самом деле видит в процессе обучения ребёнка, поможет ему, утвердится в правильном подходе и выборе методов.
Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагог регламентирует время занятости детей различными видами деятельности, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, проводит отбор материала, планирует формы и методы образовательно-воспитательной деятельности. Наблюдая, педагог замечает, в какой области у ребёнка затруднения, понимает, какую поддержку ему необходимо оказать, или какие изменения провести в содержании или методике обучения, чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями и двигаться дальше.
В конце учебного года ( в мае ) воспитатель подготавливает отчет о достижении детей всей группы с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.
Методистом дошкольной организации подводятся итоги наблюдаемой работы всех возрастных групп, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень ожидаемых результатов.
Результаты педагогического наблюдения и оценивания достижений ребёнка могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизации работы с группой детей в дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании»;
- Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан.(18.06.2018г № 1 мх)
- Государственная учебная программа «Ilk qadam» (Протокол № 10 от 23 декабря 2021 года), Координационным советом Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан и рекомендована к печати (Протокол № 1 от 4 февраля 2022 года).
- Методическое пособие «Наблюдение и оценка» (Координационный Совет Министерства дошкольного образования РУз, протокол № 1 от 17 июля 2020 г)
- Электронная система «ACTUALIS: Образование