Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 24731 раз

Библиографическое описание:

Губайдуллина, Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду / Е. В. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 117-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11262/ (дата обращения: 16.12.2024).



С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей.

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается конкретностью объекта и предмета наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Наблюдение является надежным методом, оно не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

– наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

– регистрация событий в момент их протекания;

– независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

Однако, есть и слабые стороны:

– недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

– ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

– пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Существует несколько классификаций метода наблюдения.

В зависимости от условий и целей проводят

Систематическое наблюдение — тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Несистематическое наблюдение — тип наблюдения, при котором важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. (Особенности ребенка в определенной ситуации, например боязнь клоуна…)

В зависимости от объекта наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные дети или вся группа (сплошь).

В зависимости от предмета наблюдения сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения (характеристика на ребенка).

Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, проявление эмоций у ребенка, волевых усилий и т. д.

По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в педагогическом процессе. С помощью такого наблюдения можно определить модель общения ребенка с родителями.

Включенное — осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим воспитателем в процессе совместной деятельности).

По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится единовременно. С помощью подобного наблюдения педагог обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста и пр.) в одних и тех же ситуациях.

Длительное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом педагог сравнивает разные этапы в развитии одного ребенка.

Наблюдая за ребенком, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей его развития.

Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. «С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию».

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Но как убедиться в том, что планируемые виды деятельности удовлетворяют запросы детей и стимулируют их развитие? Как увидеть и оценить достижения каждого ребенка и группы в целом? Как зафиксировать моменты поведения, которые вызывают озабоченность? Как индивидуализировать виды деятельности, чтобы они соответствовали различным уровням развития детей?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы можно получить в ходе целенаправленного наблюдения за детьми со стороны педагога с целью оценки развития детей, его динамики.Такая оценка может производиться педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках педагогического мониторинга.

Задача сегодняшнего дня — более полно воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию образования. Для этого нужно в качестве цели иметь не конкретный объем знаний и умений, а показатели развития, дать каждому ребенку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.

Поэтому необходимо наблюдать за детьми и анализировать данные о каждом ребенке, чтобы оказывать адекватную поддержку.

Наблюдение является незаменимым методом при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Организация педагогического наблюдения имеет свои особенности, предполагает наличие у педагога хорошего уровня подготовленности. Для успешной практической работы важно знание закономерностей психического развития детей, формальных нормативных характеристик. Несмотря на различия в темпах развития, своеобразие их психологических качеств, педагогу необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять перекосы в развитии (Т. Н. Доронова), осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, целенаправленно руководить группой детей.

Кроме этого, осуществление наблюдения потребует от воспитателя умения четко планировать свою педагогическую деятельность, вести соответствующие записи, координировать свою работу с работой коллег и родителей.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом наблюдение не должно становиться самоцелью.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он сможет планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать ее эффективность в процессе последующих наблюдений.

Содержание наблюдения зависит от многих обстоятельств и, главным образом, от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач наблюдения, от условий, в которых находятся ребенок и педагог, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение, а так же от количества участников наблюдения.

Когда учтены все перечисленные обстоятельства, целесообразно спроектировать наблюдение (первый этап — проектировочный).Определитьцель наблюдения, объекты и содержание (предмет) наблюдения, ситуацию наблюдения (примерную продолжительность и время проведения наблюдений), способ фиксации результатов. Программа наблюдения должна включать в себя примерный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого — формальные нормативные характеристики детей.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за проявлением инициативности и самостоятельности ребенка. В ходе наблюдения педагог обратит внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли Маше воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.

Схема наблюдения может быть следующей:

Цель наблюдения

Объект наблюдения

Содержание наблюдения

Программа наблюдения

Ситуация наблюдения

Способ фиксации результатов

время

место

Оценка динамики развития

Иванова Маша

Проявление инициативности и самостоятельности

1. способность выбирать занятие, 2. участников совместной деятельности; 3. умение договариваться;

4. умение воплощать свой замысел

5. умение видеть результат своей деятельности

15.30–16.00

25 февраля

группа

индивидуальная карточка ребенка

Далее последует второй этап — практический. Проведение наблюдения и фиксация его результатов.

Третий этап — аналитический. Во время которого, педагог проведет анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Организовать и грамотно провести педагогическое наблюдение педагогу поможет определенная последовательность действий (алгоритм), состоящий из 9 «шагов».

Описание: алгоритмы.jpg

Прежде чем проводить наблюдение необходимо решить, для чего вы будете это делать, т. е. необходимо четко сформулировать цель и задачи наблюдения. Определение тематики наблюдения поможет воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение всегда применяется для решения определенной педагогической задачи, касающейся одного ребенка или группы детей, поэтому определите объект наблюдения (состав).Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Выберите ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью. Активное или пассивное наблюдение за ребенком может быть организовано в совместной деятельности, в игре, в самостоятельной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, в совместной деятельности с родителями, т. е. в естественной для ребенка ситуации.

Для того чтобы информация была достоверной, убедитесь, что ребенок/дети в момент наблюдения чувствуют себя свободно и находятся в привычной обстановке. Дети не должны знать, что за ними наблюдают.

Необходима регистрация результатов наблюдений. Выберите способ фиксации результатов. Его выбор будет зависеть от цели наблюдения.

Цель наблюдения

Способ фиксации данных

Фиксация ключевых событий и важных видов поведения.

Регистрация эпизодов, описание ситуаций

Отслеживание прогресса, в овладении умениями и навыками.

Ведение карт наблюдений, журналов, дневников

Определение частоты проявления тех или иных видов поведения.

Подсчет частоты или продолжительности событий

Определение степени проявления тех или иных умений.

Составление рейтингов

Регистрировать информацию можно любым удобным способом:

– «Блокнот в кармане»

– Листы и карандаши в «разных углах группы»

– Фиксация сведений в конце рабочего дня

– Индивидуальные карточки для каждого ребенка

– Звукозапись

– Видеозапись

– Фотографирование

Дляежедневных наблюдений можно использовать карточки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. При этом следует отмечать не только негативные проявления, но и достижения детей.

Карточки могут не иметь тематической направленности и содержать ситуативные неструктурированные наблюдения.

Эти карточки можно использовать для заполнения тематических карт наблюдения. С этой целью на карточке ставится дата.

Вместо карточек можно использовать тетради, куда воспитатель каждый день вносит свои наблюдения.

Тематические карты-схемы используются для наблюдения за развитием ребенка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития ребенка.

Главной задачей наблюдения является выявление особенностей продвижения ребенка по основным направлениям развития. Карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, а с большим временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.

Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, или образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, необходимо использовать разные ситуации в течение дня. В карту развития педагог должен заносить данные, которые накапливаются у него в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения ребенка в разных ситуациях.

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка можно составить индивидуально-групповую карту развития.

Ведение таких карт нацеливает педагогов на умение систематизировать свои наблюдения, видеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого ребенка. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволяет выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить качество работы педагогов.

Подобная карта даёт основу для систематического сбора данных методом наблюдения относительно развития ребёнка и группы в целом в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обеспечивает информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Так же, карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели могут использовать эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка.

Начиная со старшей группы, можно привлекать к анализу и самих воспитанников.Вэтом случае воспитатели привлекательно для детей оформляют карту для каждого центра, размещают ее в уголке, например изобразительной деятельности и предлагают ребятам самостоятельно делать пометку в своей графе, в том случае, если их деятельность разворачивается в данном центре.

После анализа фактов, полученных в ходе такого наблюдения, воспитатель сможет направить внимание на необходимые условия для успешного образовательного процесса.

Таким образом, наблюдение, можно рассматривать, как метод, помогающий оценить качество образования в детском саду. Каждый педагог, наблюдая за детьми, сможет лучше их узнать, приобрести собственный опыт понимания детей. Ведь «без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально».

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, вид поведения, группа детей, детский сад, карт наблюдения.

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования