Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 6985 раз

Библиографическое описание:

Вишневская, Н. М. Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО / Н. М. Вишневская, Н. Н. Самаркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41600/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Ключевые слова: мониторинг, педагогическая диагностика, психологическая диагностика

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Оценивание качества образовательной деятельности направлено в первую очередь на оценивание созданных образовательным учреждением (далее — ОУ) условий, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и т. д.

ООП ДО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

− диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО;

− внутренняя оценка, самооценка ОУ;

− внешняя оценка ОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне ОУ система оценки качества реализации ООП ДО решает задачи:

− повышения качества реализации данной программы;

− реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП ДО;

− обеспечения объективной экспертизы деятельности ОУ в процессе оценки качества ООП ДО;

− задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого ОУ;

− создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования является оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ОУ.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ООП ДО, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП ДО, корректировки образовательного процесса, выбора вариативных образовательных программ и условий образовательной деятельности.

ОУ имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов.

Педагогическая диагностика.

Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач п. 3.2.3 ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года):

− индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

− оптимизировать работу с группой детей.

Мониторинг может проводится по диагностическим картам, предлагаемым авторами комплексных образовательных программ, выбранных ОУ, либо по самостоятельно разработанным образовательной организацией картам на основе целевых ориентиров, в которых представлен структурированный в таблицы диагностический материал по 5 образовательным областям.

Используемая система диагностики интегративна с точки зрения взаимодействия специалистов ОУ. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.

Выделенные в диагностические таблицы показатели развития основных (ключевых) компетенций ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс в группе детей / в ОУ.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса.

Для оперативного отслеживания уровня освоения детьми программного материала и оптимизации образовательного процесса дважды-трижды в год проводится диагностика педагогического процесса (входная (начало сентября), промежуточная (середина учебного года) и итоговая (конец мая) — для проведения сравнительного анализа).

Технология работы с диагностическими картами.

Каждая карта заполняется по параметрам определенной образовательной области. В диагностике используются общепринятые критерии развития детей (в каждой группе соответственно возрасту воспитанников) и уровневый подход к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей, в ОУ. Оценивание может проводиться по трехбалльной, либо пятибалльной системе.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для определения характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе по каждому параметру и по образовательной области в целом. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы в группах.

Этап 3. Общегрупповые показатели вносятся в единую сводную таблицу по всему ОУ. Это необходимо для прослеживания освоения ООП ДО, ее корректировки в дальнейшем, исходя из показаний освоения программы воспитанниками.

Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психодиагностическая работа проводится только специалистами (педагогом-психологом, психологом) как индивидуально, так и с группами воспитанников ОУ.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только ссогласия его родителей (законных представителей) на основании письменного разрешения.

Психологическая диагностика проводится в рамках оказания помощи участникам образовательного процесса (администрация, педагоги, дети, их родители). Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка позволяет оказать помощь педагогам по реализации в образовательно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированному специалистами регионального центра социопсихологических исследований — МБУ ДО «Центр «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА» г. о. Самара, в который вошли методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогами-психологами учреждений образования Самарской области (см. Письмо ГУО АСО от 22.07.1998 г. № 1515 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении»).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf, свободный.
  3. Бережнова О. В. и др. Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
  4. Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, педагогическая диагностика, образовательный процесс, психологическая диагностика, педагогический процесс, группа детей, дошкольное образование, ребенок, итоговый показатель, образовательная область.


Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Диагностика уровня осведомленности субъектов дополнительного образования старших дошкольников в ДОУ

В данной статье рассматриваются опыт использования методики диагностирования уровня осведомленности родителей о дополнительном образовании в ДОУ. Полученные результаты диагностики выявлены на пилотажном этапе исследования и позволяют создать основу д...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что т...

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...

Диагностика уровня осведомленности субъектов дополнительного образования старших дошкольников в ДОУ

В данной статье рассматриваются опыт использования методики диагностирования уровня осведомленности родителей о дополнительном образовании в ДОУ. Полученные результаты диагностики выявлены на пилотажном этапе исследования и позволяют создать основу д...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что т...

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Задать вопрос