Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Бермухамбетова, А. С. Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования / А. С. Бермухамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 474-475. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69616/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: учебная деятельность, старший дошкольный возраст, дошкольное воспитание, ребенок

Требования системы образования обновленного содержания не оставили в стороне и дошкольные организации, на которые в современных условиях помимо функций ухода, оздоровления и обучения детей возложены функции максимального развития личности, раскрытия индивидуальности и способности ребенка.

В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению — принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности.

Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова И ДР.)

Неоценимый вклад внесли в развитие проблемы формирования элементов учебной деятельности у дoшкольников и определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др. А так же различные стороны этой проблемы рассмотрены в работах Н. Н. Подьякова, В. В. Репкина, А. У. Варданян и Г. А. Варданян и др.

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности

Термин учебная деятельность применительно к дошкольному обучению вошёл в научный обиход благодаря известным работам педагога А. П. Усвой.

Педагог специалист по дошкольному воспитанию, А. П. Усова считает, что из различных взаимоотношения ребёнка со взрослыми может быть уже на этапе дошкольного детства выделено и сформировано деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным для учебной деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

В учебной деятельности дети должны овладеть определенными умениями и навыками; должны овладеть умением учиться. Для реализации этой задачи, требуется обозначить, элементы учебной деятельности которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном образовании, на сегодняшний день, довольно актуальна задача формирования элементов учебной деятельности. В государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения выделяется направленность дошкольного образования на формирование элементов учебной деятельности, на овладения детьми старшего дошкольного возраста необходимыми умениями и навыками для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

К элементам учебной деятельности относят:

Сформированный познавательный интерес; умение детей производить анализ, сравнивать, обобщать, приходить к простейшим выводам и умозаключениям; умение слушать, следовать образцу; осознанно действовать по правилу и инструкции; самостоятельно определять методы решения практических и познавательных задач; производить контроль, за методом реализации своих действий (самоконтроль).

Для школьников учебная деятельность является ведущей, в процессе которой дети усваивают систему научно-теоретических понятий и обобщенных методов решения конкретных задач. В связи с этим, в науке определились две концепции формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста: В игровой форме деятельности и в ходе специально организованного обучения.

Изучив научные труды многих зарубежных и отечественных ученых, и проведя экспериментальную работу, мы пришли к выводу, что в процессе занятия с детьми старшего дошкольного возраста, целесообразно применять творческие задания развивающие элементы учебной деятельности.

Задания, направленные на развитие концентрации внимания.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих детей даётся по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Задание: «Посмотри на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка –«муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двигаться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Нужно постараться продержать «муху» на поле в течении5 минут и не дать ей улететь. Затем партнёры меняются ролями».

Игры на развитие памяти. «Какой игрушки не хватает». Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4–5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?» Далее игра усложняется: а) увеличить количество игрушек; б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

«Запомни картинки». Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Игры на развитие мышления. «Логические цепочки». Цель: у указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка –часы, колесо -? Стрелка — это часть часов, значит, к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо. Стрелка — часы, колесо –Колесо –круг, ковёр –Белка –дупло, медведь –«Узнай по описанию» Желтые, красные, осенние (листья) Бурый, косолапый, неуклюжий... (медведь) Зеленый, продолговатый, сочный... (огурец) «Что лишнее». Игру можно проводить с использованием картинок или вербально без зрительного ряда.

В соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, с позиций деятельностного подхода активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования -знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. Поэтому образовательный процесс важно строить как сотрудничество -совместная работа педагога и воспитанников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Формирование основ школьной готовности в ДОО должно осуществляться естественно и непринужденно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя поощрения для детей за активность и старание, преимущественно игровые.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения/В. В. Давыдов М.: ИНТОР, 2006г./
  2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка/ П. Я. Гальперин М.: Просвещение, 2005
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 2005/
  4. Субботина С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности /С. В. Субботина// Дошкольное воспитание 2014
  5. Усова А. П. Обучение в детском саду /А. П. Усова М.: Просвещение, 2011/
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, дошкольное воспитание, старший дошкольный возраст, ребенок, государственный общеобязательный стандарт, дошкольное образование, игровое поле, Какая игрушка, картинка, Колесо.


Похожие статьи

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос