В статье представлены способы активизации познавательной деятельности детей в процессе их подготовки к школе. Рассматриваются теоретические основы познавательной деятельности детей, выделяются способы ее активизации в период подготовки детей к школе.
Ключевые слова: познавательная деятельность, активизация, подготовка к школе, младшие школьники.
В наше время родители волнуются о готовности ребенка к школе, стремятся развивать детей заранее, чтобы те уверенно вошли в школу. В ходе подготовки детей к школе важно, чтобы дети учились применять знания на практике, решать проблемные ситуации и выполнять задания, которые требуют осмысления и анализа. Процесс познания у детей неустойчивый и не всегда целенаправленный, поэтому учителю важно стимулировать их познавательную деятельность.
Цель статьи:представить способы активизации познавательной деятельности детей в процессе их подготовки к школе.
Под познавательной деятельностью мы понимаем сознательную деятельность, направленную на познание окружающей действительности при активности обучающегося. Это необходимая, социально значимая деятельность, форма сотрудничества взрослого и ребенка. В познавательной деятельности совершенствуются познавательные процессы, происходит социализация детей.
Познавательная деятельность отличается от других видов деятельности направленностью на получение новой информации. Основные направления познавательной деятельности: получение новых знаний об окружающей действительности; овладение умениями и навыками, связанными с познавательной сферой; способность воспроизводить и применять знания в разных ситуациях [2].
Познавательная деятельность – активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого приобретаются знания, познаются законы существования окружающего мира. Человек учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Значимость познавательной деятельности раскрывается в ее характеристиках: цель, предметный характер и зависимость от внешних условий.
Структура познавательной деятельности детей младшего школьного возраста по своим компонентам отражает построение любой деятельности. В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включены уровни: а) чувственный (познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), б) рациональный (познание посредством мышления, языкового общения). Отличие состоит в том, какое место и какую роль в ее протекании имеет каждый из них. Г.И. Щукина выделяет следующие элементы познавательной деятельности: эмоциональную деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, обусловленную психолого-возрастными особенностями учащихся; мыслительную деятельность на уровне теоретического осмысления школьниками явлений и фактов [4].
Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте определяется возрастными особенностями развития познавательных процессов. Ее основой является желание ребенка запоминать, воспроизводить знания, практически их применять, активно взаимодействовать с окружающим миром. Эти элементы создают основу для дальнейшего его обучения и развития.
Процесс познания младших школьников строится на принципах активности и проблемности. Активность проявляется в том, что дети задают вопросы, проводят наблюдения и эксперименты, стремясь разобраться в причинах и следствиях явлений. Проблемность выражается в поиске путей решения возникающих трудностей, что стимулирует развитие логического и аналитического мышления.
Познавательные процессы развиваются постепенно в течение длительного периода. Поэтому важно грамотно организовывать познавательную деятельность детей в период их подготовки к школе. Основой в готовности освоить школьную программу являются не знания и умения сами по себе, а, как отмечают О.В. Вешневицкая и Н.Н. Карачевцева, развитие познавательной активности и интересов будущих первоклассников, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность [1].
В процессе подготовки организуется развивающее обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития ребенка, на его самостоятельность, инициативность и активность. Для эффективной организации познавательной деятельности необходима тесная связь с другими формами деятельности: игрой, трудом, творчеством и общением. Каждая из них обогащает ребенка опытом и знаниями.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра развития детей «Апельсин» г. Хабаровск. Были разработаны и апробированы способы активизации познавательной деятельности детей.
Для регулирования уровня шума в группе использовался прием «Шкала шума и колокольчик». Когда дети шумели, звонили колокольчиком, и смайлик на шкале поднимался. За умеренный шум получали одну наклейку, за сильный – ноль. Если смайлик оставался внизу, дети получали две наклейки. Прием использовался для развития внимания и самоконтроля за поведением.
Для активизации детей при обучении чтению использовались «Карточки-половинки». На одной половине – изображение, на другой – слово. Разрезанные карточки крепились на доску, и дети по очереди подбирали слова к картинкам, читая их вслух. Этот способ развивал ассоциативное мышление, повышал интерес к процессу чтения и делал его увлекательным.
Для изучения звукобуквенного анализа использовались карточки с изображением наушников и колокольчика. Дети поднимали нужную карточку, определяя звонкость или глухость звуков, что помогло закрепить знания и развить аналитическое мышление.
С целью формирования умения учитывать требования, сознательно подчинять свои действия правилу, контролировать свои действия использую прием «Ладошки». Когда дети хотят ответить на вопрос или попросить о помощи, они поднимают "Ладошки". Этот прием способствует созданию спокойной комфортной атмосферы.
Для развития счета в пределах десяти применялись специальные кубики, на гранях которых записаны примеры на сложение и вычитание. Это средство помогло включить детей в процесс обучения математике, сделав его привлекательным и доступным.
Кубик использовался для организации рефлексии на занятиях. Дети бросали кубик и рассказывали о своих впечатлениях, оценивали свой вклад в общий процесс.
Анализ используемых способов активизации познавательной деятельности детей в процессе их подготовки к школе выявил несколько существенных моментов.
Дифференциация заданий: адаптация к индивидуальным потребностям и уровню развития детей, постепенность сложности (от простых к повышенным).
Самостоятельность: детям дается право выбора заданий, что повышает их ответственность и уверенность в себе.
Рефлексия: полезна для выявления сильных сторон и зон развития детей, позволяя своевременно вносить коррекцию в учебный процесс.
Создание благоприятной атмосферы: поощрения и постоянная обратная связь повышают мотивацию детей и снижают стрессовые реакции.
Положительное подкрепление: своевременная похвала и акцент на успехах поддерживают позитивное отношение к учебе и улучшают общее эмоциональное состояние.
Особое значение отводилось взаимоотношениям педагога и детей, основанных на взаимопонимании, сотрудничестве и взаимном уважении. На занятиях главное в деятельности педагога – организация познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создает ситуацию открытия. Установление личных контактов педагога с каждым ребёнком создаёт у детей уверенность, что им интересуются, хотят помочь, общаться.
Таким образом, организация познавательной деятельности в период подготовки детей к школе требует комплексного подхода, ориентированного на потребность ребенка в познании, игровой характер деятельности, проблемно-диалоговый метод обучения, применение разнообразных способов организации процесса познания, общения, сотрудничества, а также взаимодействие с педагогом.
Литература:
- Вешневицкая О.В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева. // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 65-68.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова – Москва: Педагогика, 1982. – 208 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.

