Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 693 раза

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ / Т. Н. Галич, И. И. Хусаинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69160/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Ключевые слова: адаптация, воспитатели, дошкольники и родители.

Здоровье ребенка — это основа его успешного роста и развития. ФГОС ДО [1] подчеркивает, что укрепление здоровья детей в системе дошкольного образования в России является базовой ценностью. Особенно остро стоит задача сохранения физического и психического здоровья ребенка в период адаптации к детскому саду. Приход в детский сад меняет всю жизнь семьи, в которой растет ребенок. В период адаптации к детскому саду жизнь взрослых наполняется эмоциональным напряжением и ожиданием серьезных и значимых изменений в жизни семьи.

Неправильная организация работы детского сада в этот период может надолго продлить период адаптации малыша. Ребенку придется привыкать к новой группе, обстановке, отношению к нему, переживать каждый день расставание со своей семьей, целый день находиться с другими взрослыми и сверстниками, которые находятся в таком же напряженном состоянии, как и сам ребенок.

Проблемы адаптации детей к детскому саду рассматривались в работах Л. С. Выготского. Проблема адаптации ребенка к детскому саду хорошо разработана в дошкольной педагогике, психологии и даже педиатрии. Исследования Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной заложили методологические основы процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения [2; 3].

Ученые подчеркивают сложность перестройки жизни ребенка, которая происходит с ним при поступлении в детский сад. Ему необходимо полностью освоить новый режим, новую пищу, новое микроокружение. Так же ученые говорят, что многие молодые родители не считают нужным соблюдать распорядок дня, думая, что режим ограничивает свободу малыша. Для молодых родителей, особенно тех, кто интересуется гаджетами или работает удаленно через интернет, часто ночь — это активный период жизни, который влияет на дневной режим ребенка. А режим детского сада может стать большим стрессом из-за необходимости рано вставать. Дети приходят в детский сад с различными уровнями навыков самообслуживания (привычки садиться на горшок, одеваться и обуваться, самостоятельно кушать и мыться и т. д.).

Психологические изменения, к которым ребенок должен привыкнуть, очень различны. Прежде всего, это отсутствие знакомого взрослого человека рядом. Современный ребенок часто окружен большим количеством взрослых в семье и не имеет опыта общения со сверстниками. Но, безусловно, самым тяжелым препятствием для успешной адаптации ребенка в детском саду становится расставание с близкими людьми и необходимость приспособиться к чужим взрослым и детям. Для таких детей невозможность быть в одиночестве от контакта с другими детьми может быть стрессовой. По наблюдениям психологов [3; 4; 5] такие дети долго обходят стороной контактов со сверстниками, ревниво следят за теми взрослыми, которых выбрали себе в качестве заменителей мамы. Детям нужно психологически привыкнуть к требованиям самостоятельно справляться с возникающими в окружении детей ситуациями, осознавать необходимость самоограничения.

В настоящее время до того момента, когда придется оставаться в детском саду, многие дети не имеют опыта расставания надолго с мамой или бабушкой, не знают, как устанавливать контакт с другими детьми, который качественно отличается от контакта со взрослыми. [6].

Взаимодействие ДОУ с семьей играет важнейшую роль в развитии ребенка и обеспечении его физического и психологического комфорта. Поэтому необходимо иметь четкое представление у обеих сторон взаимодействия о целях и компетенциях каждой из сторон, а также о том, как координировать их воздействие на ребенка. [7].

В заключении хочется сказать, что во всех исследованиях, которые посвящены проблемам адаптации ребенка к детскому саду, подчеркивается важнейшая роль семьи, ее готовности к взаимодействию с коллективом детского сада.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13, № 1155.
  2. Калина, О. Г. Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям [Электронный ресурс] /О. Г. Калина // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2012.
  3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] /Н. Д. Ватутина. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.
  4. Самарина, Л. В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детском саду [Текст]/Л. В. Самарина, В. А. Холопова. –СПб., 2003. — 221 с.
  5. Cоколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст]/Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  6. Прокопенко, Н. Н. Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду [Текст]// Образование и наука в современных условиях. — 2016. — № 4. — С.89 -91.
  7. Пучкова, Л. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации [Текст]/Л. А. Пучкова. — URL:http://doshkolnik.ru/adaptacia/4993-adaptaciya.html
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, взрослый, жизнь семьи, период адаптации, проблема адаптации ребенка.


Ключевые слова

адаптация, воспитатели, дошкольники и родители

Похожие статьи

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассмотрена адаптация ребенка в ДОУ, выделены степени адаптации и их характеристики.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Похожие статьи

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассмотрена адаптация ребенка в ДОУ, выделены степени адаптации и их характеристики.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Задать вопрос