Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 24.09.2016

Статья просмотрена: 2684 раза

Библиографическое описание:

Барыс, И. С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. С. Барыс. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1288/ (дата обращения: 22.11.2024).



Социализация это процесс получения человеком навыков необходимых для жизни в обществе. Обычно социализацию рассматривают как процесс вхождения человека в социум, путем усвоения и воспроизведения в своем поведении опыта накопленного человечеством.

Первоначально социализация происходит в семье, продолжается до формирования зрелой личности и является основой для всего процесса жизнедеятельности человека. Семья является первой ступенью социализации, так как именно оттуда ребенок получает представления об обществе, его ценностях и нормах. Все события жизни ребенка даже те которые не ставят воспитание целью оказывают воспитательный, т. е. социализирующий фактор.

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ в период адаптации ребенка к условиям детского сада.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. С этого времени начинается развитие и умножение контактов ребенка с социумом в условиях совместной деятельности. Это обогащает ребенка общественным опытом, и принимать себя и других. Происходит установка социальных стереотипов поведения — развитие самостоятельности, готовности находится в обществе (группа детей) и помогать другим.

Ранний возраст это период «социальной беспомощности» ребенка и очень важна в это время поддержка и помощь семьи ответственной за обучение культурным нормам и усвоению социальных ролей. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека, от которого зависит результат развития личности в интересах его и общества, к которому они принадлежат. Актуальность темы социализации детей раннего возраста в ДОУ зависит от качественных показателей сотрудничества родителей и педагогов ДОУ. Если совместные усилия воспитателей и родителей дают малышу защиту, эмоциональный комфорт и насыщенную жизнь в детском саду и дома, то адаптация детей будет оптимальной. Организация работы с родителями во взаимодействии детского сада и семьи — это процесс проходящий то в гармонии, то в противоречии и это задает динамику социализации и воспитанию ребенка в различных образовательных областях.

Одним из условий успешной социализации детей раннего возраста в ДОУ является единство требований к ребенку и воздействий на него в детском саду и семье. В условиях внедрения ФГОС ДО одной из ценностей этого документа стала ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержка и укрепление физического, нервно-психического и социально-психологического здоровья малыша это задача детского сада и семьи стала приоритетно особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состояний эмоционального и психического напряжения. Главной задачей педагогов и родителей в это период создание благоприятных условий для ребенка в ДОУ и дома. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка при поступлении в детский сад это может стать причиной нервных расстройств и причиной частых заболеваний.

Физическая подготовленность ребенка к поступлению в ДОУ имеете важное значение. Перед поступлением в детский сад в семьях должна проводиться работа по оздоровлению детей (прогулки на свежем воздухе, различные гимнастики, зарядки, ежедневная двигательная активность) все это является залогом успешной адаптации ребенка в детском саду.

Одной из важных задач семьи в социализации ребенка является привитие ребенку коммуникативных навыков в общении со взрослыми и детьми. На это должна быть направлена работа семьи и детского сада до поступления ребенка в ДОУ и в весь период пребывания там.

Адаптация — процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Социально-психологическая адаптация — это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  2. адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  3. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию — с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Социально-психологическая адаптация происходит при поступлении в ДОУ ребенка где он постепенно приспосабливается к условиям жизнедеятельности детского сада и это изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Воспитатели и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Одним из важных условий является личность воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации — тяжелое время для ребенка раннего возраста. Но тяжело в этот период и детям и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

От того как пройдет процесс привыкания ребенка к ДОУ в период адаптации зависит дальнейшее развитие малыша в жизнедеятельности детского сада и дома.

Современная ситуация в которой существует наше общество требует поиска новой модели воспитания личности в условиях открытой социальной среды в которой образовательная деятельность дошкольного учреждения построена на взаимодействии и совместной деятельности педагогов и семей воспитанников. Работа с родителями является важной задачей образовательной системы.

При работе с родителями важно уделить внимание обучению навыкам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей раннего возраста т. к. здоровье детей является в раннем возрасте очень уязвимым и незащищенным. В это время необходимо нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, уменьшить негативное влияние адаптационного периода поможет в этом организация совместной деятельности по физическому развитию и здоровьесбережению детей раннего возраста при взаимодействии педагогов и родителей.

Физическое развитие является одной из сфер совместной деятельности взрослого и ребенка, фактором социализации его личности. Интенсивно развивающиеся нервно-психические процессы, расширение двигательного опыта детей раннего возраста является предпосылками для использования нетрадиционных форм здоровьесбережения. При выборе способов и методов здоровьесбережения следует применять следующие принципы:

− системный подход при ознакомлении родителей и детей со способами здоровьесбережения. Необходимо подобрать упражнения в соответствии с возрастом, физической подготовленностью, и здоровьем детей;

− навыки, полученные на занятиях ребенком должны быть универсальными, чтобы он мог применить их в различных ситуациях;

− активное, деятельное участие родителей во всех этапах проведения совместной деятельности;

− внедрение нетрадиционных методов оздоровления поэтапно;

− использование художественного слова при проведении совместной деятельности.

Основная задача ДОУ создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника и условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада. Один из основных принципов организации работы с семьей открытость детского сада. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Создание активно-развивающей среды на совместных игровых занятиях. Родители видя, как ведут себя малыши в новых условиях, могут обогатить свое представление о его возможностях. Совместные занятия с детьми помогают родителям обогатить их педагогический опыт. Родители, опираясь на принцип сотрудничества, взаимопонимания и взаимоподдержки вовлечено включаются с педагогами в единый процесс воспитания ребенка. Результатом такой спланированной деятельности является положительно-направленный эмоциональный детский опыт проявляющийся в доверии к миру, открытости в общении, готовности к взаимодействию с социумом.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка имеет не только педагогическое, но и важное социальное значение. Здоровье детей как будущее страны является основой национальной безопасности. Так как семья является органом первичной социализации, в ней закладываются мотивационные установки личности, действенной формой взаимодействия детского сада и родителей и одной из форм совместной деятельности с целью социализации и здоровьесбережения детей является «Парная гимнастика». Совместная деятельность по здоровьесбережению детей является эффективной формой работы с родителями по формированию и мотивации к здоровьесбережению детей раннего возраста.

«Парная гимнастика» – это нетрадиционная форма работы в совместной деятельности с комплексом упражнений, которые выполняются в паре «ребенок-родитель».

Целью является получение радости, положительных эмоции от совместной двигательной и игровой деятельности родителей и детей. Воспитание у детей положительно отношения к активному образу жизни в дальнейшем поддержка желания сохранять и укреплять свое здоровье. Все это должно быть важными составляющими воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к поддержанию и укреплению своего здоровья — это собственный пример взрослых, как нужно правильно относиться к здоровью.

Эта форма совместной деятельности привлекает родителей как социальных партнеров в образовательный процесс. Включение в «Парную гимнастику» новых приемов делает ее интересной и полезной для всех участников образовательного процесса.

При проведении такой формы совместной деятельности происходит повышение компетентности родителей в вопросах физического развития детей, проведения спортивно-досуговой деятельности в семье. Так уделяется внимание пропаганде ЗОЖ, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, социализации. Появляется интерес к активному участию в жизни детского сада.

«Парная гимнастика» является той формой взаимодействия с семьей которая предполагает активное участие родителей, детей, педагогов. В связи с низкой двигательной активностью многих семей и невозможностью посещать спортивные залы и площадки для совместных занятия физической деятельностью с детьми, «Парная гимнастика» является универсальной формой работы с семьей.

Парная гимнастика позволяет не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и дает теоретические и практические знания по проведению совместной физкультурно-досуговой деятельности с детьми. Система проведения совместно двигательно-игровой деятельности «Парная гимнастика» включается в повседневную жизнь семей воспитанников, в тематические планы работы группы и в методические рекомендации для педагогов и родителей. Родителям мы предлагаем следующие темы для занятий в нашем детском саду:

− «Как помочь малышу пережить разлуку с папой и мамой?»

− «Педагогические условия эмоционального благополучия детей раннего возраста»

− «Как помочь малышу освоить гигиеническую культуру человека?»

− «Закаливание малыша-это полезно?»

− «Как помочь ребёнку освоить физическую культуру?»

− «Знаете ли вы своего ребёнка?»

− «Как организовать досуг своего ребёнка» и др.

Парная гимнастика — это еще и отличная возможность для мамочек, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в этой совместной деятельности можно стать и участником и свидетелем того как дети учатся взаимодействовать друг с другом, как осваивают новые движения, получают и обогащают свой двигательный опыт. Важно в занятиях то, что ребенок и родитель вместе выполняют физические упражнения и играют. Телесный контакт помогает почувствовать ближе друг друга, понять, принять и ощутить себя единым. Приобщить родителей к ценностям, которые закладываются в ребенке и будут необходимы ему на протяжении всей жизни.

Практическая реализация данной совместной деятельности направлена на повышение двигательной активности детей и родителей и создание новых возможностей для общения детей, родителей и педагогов.

Вывод. Анализ исследований, опыт работы педагогов по проблеме социализации детей к условиям детского сада и многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждает в том, что в основном причины неудач обусловлены недостатком педагогических знаний и умений родителей. Организация совместных мероприятий, таких как парная гимнастика или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по здоровьес6ережению — это одна из успешных форм работы детского сада с семьей.

От успешного взаимодействия выигрывают обе стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах родителей и общества, удовлетворённость от своей работы, более творческий подход к ней и внедрение новых форм взаимодействия и сотрудничества с семьей. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей, их возможностей, уверенность в том, что ребенок рассматривается как личность, что он ощущает свою значимость, а это способствует укреплению семьи и улучшению общения с детьми.

Семья и детский сад играют важную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни детский сад без семьи, ни семья без детского сад не способны справиться со всеми задачами становления личности ребенка. Детский сад должен пригласить семью к сотрудничеству, к совместной деятельности считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать детский сад как своего друга в деле воспитания ребенка.

Семья — уникальная воспитательная среда, детский сад — специфический воспитательный феномен — это равнозначные, взаимодополняемые социальные институты, необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить работу детского сада и семьи, на основании сотрудничества, содружества,взаимопомощи, этому способствует совместная деятельность семьи и детского сада. «Парная гимнастика» помогает устранить эти проблемы и используется в нашем детском саду как необходимая форма работы по социализации детей к условиям детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ранний возраст, ребенок, совместная деятельность, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, здоровье детей, образовательный процесс, парная гимнастика.

Похожие статьи

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Похожие статьи

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Задать вопрос