Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения / С. Д. Федотова, Т. А. Куляк, Г. В. Богатченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 328-333. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53945/ (дата обращения: 19.11.2024).



В последние десятилетия в России происходит существенная переоценка ценностей, затрагивающая все слои населения, и оказывающая особое влияние на подрастающее поколение. Это влияние не всегда носит положительный характер, и, наверняка, отразится на будущем нашей страны.

Речь идет об отношении людей к физическому труду и привитию трудовых навыков детям, начиная с дошкольного возраста.

Актуальность

Еще двадцать лет назад посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой. Детские стихи рассказывали, как замечательно уметь трудиться, мультфильмы высмеивали лень и самыми яркими красками описывали всевозможных умельцев и мастеров.

В семье обязанности распределялись на всех членов семьи, и дети не были исключением, приобретая кроме трудовых навыков, лучшие качества самоорганизации: ответственность, честность, терпение, выдержку, самоконтроль.

Детский сад предоставлял малышам возможность ухаживать за питомцами «живого уголка» и растениями в групповой комнате, а также на открытом участке группы. Практические действия доставляли детям большое удовольствие, а полученные навыки оказывались полезными в дальнейшей жизни.

Технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт: работу по дому значительно упростили всевозможные приборы; дача стала восприниматься горожанами как место отдыха, и даже проживание в сельской местности теперь не ассоциируется с ежедневными трудоемкими нагрузками.

Система образования откликнулась на процессы, происходящие в обществе, поиском новых идей и методик.

От дошкольников не требуется овладение практическими навыками, достаточно обладать «установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда».[1]

Родители неосознанно поддерживают эту идею, стараясь как можно дольше выполнять за детей простейшие действия, лишая их возможности самостоятельно одеваться, обуваться, мыться и т. п.

Многие дошкольники приобретают элементарные навыки самообслуживания только в детском саду.

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

В связи с этим, цель нашего исследования определена, как: апробация современных подходов к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Практическая значимость работы:

На региональном уровне:

– внедрение инновационной модели трудового воспитания в практику собственного дошкольного учреждения;

– обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды для групп компенсирующей направленности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС;

– презентация опыта работы в педагогических интернет-сообществах, а также в рамках методических объединений педагогов-дошкольников.

– рост престижа дошкольного образовательного учреждения.

На локальном уровне:

– организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности в группах компенсирующей направленности;

– накопление методических материалов по теме;

– повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в группе компенсирующей направленности.

Особенности трудового воспитания вгруппах компенсирующей направленности ДОУ

Решая проблему трудового воспитания детей, большинство воспитателей опираются на традиционные методические рекомендации Т. С. Комаровой, Л. В. Куцаковой, Н. В. Лабутиной, Р. С. Буре и других авторов.

И только немногие педагоги-практики пытаются самостоятельно разрабатывать модели по формированию трудовых навыков детей.

Опираясь на собственный опыт и учитывая индивидуальные особенности своей группы компенсирующей направленности, мы определяемся с тематическими блоками, подбираем к ним виды совместной деятельности, продумываем мотивационные моменты, не нарушая, при этом, регламентирующие воспитательный процесс нормативные требования СанПин и ФГОС ДО.

Прививать дошкольникам элементарные трудовые навыки изолированно от других видов деятельности невозможно. Эта задача решается в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, в ходе режимных моментов, в рамках непрерывной или совместной образовательной деятельности.

Педагогические подходы кмодели трудового воспитания детей компенсирующей группы дошкольного возраста.

Дошкольникам доступны следующие виды элементарной трудовой деятельности:

– самообслуживание

– хозяйственно-бытовой труд

– труд в природе

– ручной труд

Самообслуживание

Этот навык формируется с того момента, когда ребенка первый раз привели в детский сад.

В раздевалке.

Уже двухлетние дети могут выполнять простые действия, не требующие помощи взрослого: снять обувь, головной убор, убрать негромоздкие вещи в личный шкаф.

На этом этапе воспитателю необходима своеобразная помощь родителей, которые должны понимать, что:

  1. правильная одежда и обувь ребенка легко снимается и одевается; не имеет множества застежек, пуговиц и шнурков.
  2. не нужно навязчиво сопровождать ребенка до групповой комнаты, собирая разбрасываемые им вещи и пытаясь обслужить его.

Воспитатель обращает внимание каждого ребенка на порядок в шкафу, а также на алгоритм одевания-раздевания.

Из личного опыта:

Работая с группой компенсирующей направленности 4–5 лет, столкнулась с нежеланием некоторых ребят быстро одеваться/раздеваться и соблюдать порядок в шкафчике. Решение пришло после того, как в интернете случайно увидела игрушку-жука, грустного и растерянного.

Сделала такого же и принесла в сад.

Детям рассказала, что это Жук Копуша. Он будет жить на шкафчике того ребенка, который последним будет одеваться. И посадила его на свой шкаф.

Ни разу жук Копуша не покинул своего места. Дети смеялись и очень быстро собирались на прогулку. А еще шутили надо мной: «Вы Копуше понравились!» Формирование потребности к чистоте.

Это аккуратность приема пищи, умение мыть руки (умываться), исправление неопрятности в одежде.

Здесь используются легкие для запоминания стихи, песенки, потешки, иллюстрации.

Просыпаемся!

Мы про-сы-па-ем-ся!

Мы под-ни-ма-ем-ся!

Мы о-де-ва-ем-ся!

Мы у-мы-ва-ем-ся!

Наша группа в душ пойдет

Ручки, личеко и носик мы умоем.

Мойтесь глазки, нос и щёчки.

Молодчины наши детки!

Мы умылись все конфетки!

Можно использовать стихотворения различных авторов.

Дополнительным стимулом является кукла (другая игрушка), которая «общаясь» с детьми, способствует закреплению полученных знаний.

Требования воспитателя и логопеда не должны носить временный характер. Здесь нужна добрая настойчивость взрослого, но не назойливость и не грубость.

Хозяйственно-бытовой труд

Порядок после игр.

Элемент соревнования по принципу «А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики!» вносит необыкновенное оживление в обыденный процесс наведения порядка.

Волшебная палочка: Такой прием, как волшебная палочка хорошо работает при организации поручений, уборке игрушек, хозяйственно-бытового труда. Мы убираем игрушки после игры перед прогулкой.

Тайна, сюрприз: эта самостоятельная деятельность выполнялась без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. В группу была внесена шкатулка с неизвестным (для детей) содержимым. Детям захотелось узнать, что в ней. Несколько детей подошли и стали действовать.

Дежурство по графику.

Важный момент, замечательно дисциплинирующий любого ребенка (за очень редким исключением) — назначение главного дежурного. Он следит за порядком весь день, подает пример остальным ребятам. Его слушаются все дети. С ним «в команде» еще двое детей.

Вообще, больше трех дежурных назначать бессмысленно, даже если группа очень большая.

Труд в природе

Труд в природе способствует физическому развитию, формированию физических качеств и совершенствованию двигательных умений и навыков. А необходимость привести себя в порядок после работы на земле — это развитие культурно-гигиенических навыков.

Мини-огород находится на территории ДОУ, в специально отведенном месте, удаленном от игровых площадок.

Здесь выращиваются культуры, характерные для Краснодарского края, неприхотливые и интересные для наблюдения.

Грядки разбиваются:

– ширина — 60–70 см;

– длина — 2.5–3 м;

– расстояние между грядками — 50 см.

Участки земли оформлены табличками с названиями групп, а грядки -табличками с названиями овощных культур.

Воспитатель выбирает несколько видов овощных культур из рекомендованного перечня (допускаются и иные растения, на усмотрение воспитателя).

Наблюдения ведутся за следующими овощными культурами:

Младший и средний возрасте (3–5 лет)

Лук, горох, бобы, редис, кабачки, салат, капуста, тыква, морковь.

Старший возраст (6–8 лет)

– зеленые культуры (щавель, укроп, салат, спаржа);

– пряно-вкусовые культуры (мята, тмин, любисток);

– луковые культуры (лук-батун, лук репчатый, чеснок);

– капустные культуры (капуста белокочанная, кольраби, цветная капуста и др.);

– плодовые культуры (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.);

– корнеплоды и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, картофель);

– бобовые и кукуруза (горох, фасоль, кукуруза).

Работа в мини-огороде планируется по мере необходимости: посев и посадка овощей, уход за растениями (полив, прополка).

Созревшие овощи (зелень) в пищу детей не поступают. Однако, чтобы не разочаровать детей, собранный урожай дети относят на кухню, где, предупрежденные заранее повара благодарят ребят и рассказывают,

что они могут приготовить из овощей.

Конспект НОД вподготовительной группе по развитию речи итрудовому воспитанию «Найти РЕПКУ»

Интеграция образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы. Учить детей помогать взрослым.

Задачи:

Образовательные задачи:

– формировать образную речь.

– умения подбирать образные выражения.

– учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

– актуализация словаря по теме;

– совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

– развивать речь, память.

– образное мышление, фантазию и творчество.

– Доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи:

– воспитывать эстетические качества.

– учить выслушивать высказывания товарищей.

– Формировать умение работать в команде.

– Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность.

Методы иприёмы: Разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по посадке семян в огороде, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование.

Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Маленькое дело –лучше большого безделья»; слушание музыкальных произведений; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», сказки «Золушка».

Оборудование: числа от 1 до 5, карта со схемой группы, корзина с письмами, конверты с заданиями и буквами, инструменты для посадки семян, картинки, предметы для игры «Отбери предметы для труда», медальки «за выполнение особого задания, угощение для детей, костюм репки.

Ход НОД

Логопед: Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Теплая, солнечная, безветренная.

Логопед: Что хочется делать в такую погода?

Дети. Петь, веселиться, бегать, работать на улице, играть…

Логопед: А какое настроение?

Дети: Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Логопед. Так как весенние солнышко навеяло нам такое настроение предлагаю поиграть у нас в группе, взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) После таких ласковых слов, какое у вас настроение стало?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей и настроение еще больше улучшилось.

Логопед. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Что нового у нас в группе?

Дети. Появилась корзинка

Логопед. Посмотрите, это корзинка. Посмотрим, что в ней лежит? Это письмо. Садитесь поудобнее. Хотите узнать кто прислал нам письмо.

Все садятся в круг, читают.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда дочитайте письмо».

Логопед. Здесь еще что — то написано (читает.) «сложите два слога вместе и получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «РЕ — ПА»

Логопед. От кого же записка? Как вы думаете, кто это РЕПА?

Дети. РЕПА — это овощ из сказки репка.

Логопед. Хотите узнать, что в письме написано.

«Ребята, я мышка, моя добрая знакомая, репка пропала, ее спрятал злой капустник и хочет ее съесть, думаю, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще — смелые и дружные ребята. Поэтому я решила обратиться к вам, сохранить сказку «репка», и чтобы репка не досталось капустнику, нужно найти ее у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска репки. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Я спрятала в группе подсказки, они помогут разыскать репку. Желаю удачи».

Логопед. Ребята, что вы решили, будем искать?

Дети. Да!

Логопед. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут искать задания. Находят букву и мяч.

Логопед. Хотите прочитать записку?: «Играйте в игру с мячом «Какой из овоща сок?»

Дети встают в круг; логопед кидает мяч по очереди и задает вопросы.

– Из моркови какой сок? — Морковный.

– Из помидоров какой сок? — томатный.

– Из свеклы какой сок? — Свекольный.

– Из тыквы какой сок? — тыквенный.

Логопед: а что еще спрятано здесь?

Дети: мини грабельки.

Логопед. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «Р» и цифра 1. Чтобы это значило? Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания — вопросы:

  1. Сколько лап у 2-х кошек? (8)
  2. Сколько хвостов у 3-х лисят?(6)
  3. Сколько пуговиц в пустой шкатулке? (ни одной)
  4. У 3-х сестер по 1- му брату. Сколько всего детей в семье? (4)

Логопед. Задачки решили. Можно идти дальше, забираем букву «Е», цифра 2. И мешочек с удобрением. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Один — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо стать.

Логопед. Читаем следующее задание: «много разных овощей, а каких отгадайте»:

Под землёй росла девица,

Но свежа и круглолица.

Громко лает пёс Артошка:

— Гав-гав-гав — привет, …!

(картошка)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи.

(капуста)

Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит.

(лук)

Логопед. Что мы сейчас называли?

Дети. Овощи.

Логопед. Еще загадки послушайте:

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…(груша)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий…(Абрикос)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной …(Яблочки)

Логопед. А, это что называли? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «П» и цифру 3. Не забудьте ее. И корзинку с семенами.

Логопед. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. Вот здесь написано задание.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Логопед. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем следующую букву «К» и цифру 4.забираем лейку. Торопимся дальше. Нас ждет последнее задание. Найдите где оно спрятано? Смотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Логопед. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий — низкий, широкий — узкий, влево — вправо, впереди — сзади, большой — маленький, внизу — вверх и т. д.

Логопед. Вот мы и выполнили все задания нашей мышки. И получили с последним заданием букву «А» и цифру 5. Но для чего нам нужны эти буквы с цифрами? Ребята, посмотрите, в корзинке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Молодцы ребята! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания. Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с цифрами от 1 до 5 выложить слово. Это … «РЕПКА». Вы спасли репку и сейчас она придёт к вам в гости. А еще я приготовила вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваша мышка».

(Стук в дверь и входит репка)

РЕПКА: Ребята здравствуйте! Узнали меня, спасибо, что освободили меня от злого капустника. И нашли инструменты и семена я предлагаю вам пойти на наш огород и посеять семена. Вы согласны?

Рефлексия: Понравилась ли вам сегодняшняя игра? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Ручной труд

Дети старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности охотно выполняют различные поделки из бросового и природного материала. От воспитателя требуется умелое применение готовых детских работ: организация выставки, преподнесение изделий в дар кому-либо, украшение группы или участка — дети должны видеть, что их труд ценят. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей мы привлекаем к участию в заготовке природного и бросового материалов (цветов, шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.).

Из собранного материала привлекаем к изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам.

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­ робок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством логопеда и воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, вырезание элементов из картона и пр.).

Заключение

Основная часть всей работы выполняется логопедом и воспитателем, но дети не должны быть сторонними наблюдателями.

Самостоятельность детей, направляемая и поддерживаемая педагогом, очень быстро становится хорошей привычкой, выходящей за пределы детского сада.

Атрибуты, используемые при организации дежурства, а также детские садовые инструменты (лейки, лопатки) должны быть привлекательными на вид и чистыми.

Словесное стимулирование детей — хороший педагогический ход, однако, иногда допускаются символичные награды в виде смайликов, нагрудных значков, наклеек и т. п.

Педагог является образцом и примером для подражания. Неопрятный взрослый, у которого на рабочем столе постоянный беспорядок, никогда не научит аккуратности и трудолюбию окружающих его детей.

Апробированные нами подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста принесли значимый результат:

  1. Дети, с младшего возраста отличаясь собранностью и аккуратностью, сохранили эти навыки и в начальной школе.
  2. Отзывы родителей воспитанников об отношении детей к собственным домашним обязанностям, носят исключительно положительный характер, иногда с ноткой удивления.
  3. Дети сохранили чувство взаимопомощи по отношению друг к другу. В будущем перейдя в школу учителя, отмечают, что сформированный из таких детей класс удивительно дружный.

Литература:

  1. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика — Синтез. — 2005. — 251 с.
  2. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.
  3. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротковских // Дошкольная педагогика. — 2012. № 6, — С. 21–28.
  4. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л. В. Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45–54.
  5. Литвинович, О. В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / О. В. Литвинович // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 5. — С. 28–31.
  6. Наблюдения и труд детей в природе / сост. А. Ф. Мазурина. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
  7. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. — М.: Просвещение, 2007. — 96с.
  8. Тулегенова, А. Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. № 2. С. 4–18.
  10. Ссылка на сайт Загадки про фрукты и ягоды для детей с ответами deti-i-vnuki.ru›zagadki-dlya-detey-pro-fruktyi-i…
  11. ссылка на сайт Загадки про овощи для детей с ответами deti-i-mama.ru›zagadki-pro-ovoshhi/
  12. ссылка на сайт «infourok.ru/konspekt-po-razvitiyu-rechi-v-podgotov...e-2788400-page2.html

[1] Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, п.4.6.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопед, компенсирующая направленность, детский сад, задание, группа, трудовое воспитание детей, дошкольный возраст, какой сок, природный материал.


Похожие статьи

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задать вопрос