В статье анализируется степень приобщения детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет к полезной трудовой деятельности. По результатам исследования выявлен уровень приобщения детей к труду.
Ключевые слова:трудовая деятельность, диагностика полезного труда, народная культура, традиционная педагогика, русский фольклор.
The article analyzes the degree of familiarizing children of preschool age from 4 to 5 years to the useful work. The study revealed a level of familiarizing children to work.
Keywords:labor activity, diagnostics useful labor, folk culture, traditional pedagogy, Russian folklore.
В настоящее время мало внимания уделяется проблеме формирования навыков полезной трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Все чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей или воспитателя. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Проблема, рассматриваемая в данной статье, актуальна, так как ситуация социального развития общества требует внимания к трудовой деятельности личности, активного участия в труде. Процесс активизации человеческого фактора зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду. Наша задача воспитывать у современного поколения детей положительное отношение к труду, умение и желание доводить начатое дело до конца, поощрять инициативу в оказании помощи взрослым и сверстникам.
Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, отраженных в обычаях, традициях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречия с целями и методами воспитания. Трудовое воспитание является центральной проблемой народной педагогики и психологии, по сформировавшимся народным представлениям развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в условиях трудовой деятельности.
В словаре русского языка Т. Ф. Ефремова труд — это целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Он дает возможность проявить заботу о близком человеке и развивает физически. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке. Кроме того, многие умения и навыки ребенок получает в среде сверстников, прежде всего, в играх и забавах.
Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности. Это подтверждается исследованиями психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Е. А. Климова. Как указывают психологи, это происходит в двух направлениях: формирование предпосылок трудовой деятельности и становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов поведения. Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Относится к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [6].
Объективно оценить труд дошкольника сложно, но ребенок испытывает настоящие трудовые усилия и соответственно оценивает труд. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Несомненно, что ядром русской народной культуры и педагогики была русская земледельческая культура и традиционная педагогика. Земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей рано подготавливали к будущей работе на земле и приучали к нелегкому труду в поле, на огороде и по дому. Как только ребенок подрастал, он легко и естественно включался в работу. Его не принуждали, не заставляли трудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому. Детская жажда подражания — это самый действенный побудитель к труду. Уже в 4–5 лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормить кур; очень рано начинала нянчить братьев и сестер. 6–7 летнему ребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Но дети не сразу принимались за настоящее дело, народный опыт подсказывал, что делать это надо постепенно, включая малышей в игру [5]. Маленькая лопата и грабли были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми. Девочка училась стряпать, делая из теста крошечные лепешки. Для девочки делали маленькую прялку, где она училась шить наряды для куклы, которые могли изготовить старшие сестры.
Дети с ранних лет начинали проникаться пониманием исключительной важности для жизни семьи будущего урожая и разделять озабоченность взрослых о нем.
В фольклоре широко представлена волевая регуляция труда, то, что нужно любое дело доводить до конца: «откладывай безделье, да не откладывай дела» [3]. Так же нашла отражение идея борьбы с ленью. Лень- это отвратительная черта характера, душевная дряблость и бессилие. «Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется» [3].
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге.
Цель нашего исследования: выявить степень приобщения детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет к полезной трудовой деятельности путем выполнения дошкольниками различных заданий, методом наблюдения, а также методом беседы с воспитателем и родителями.
Для реализации поставленной цели, детям были предложены следующие типы заданий: помощь воспитателю, выполнение поручений взрослых, помощь сверстникам, помощь дошкольникам из младших групп, а также самообслуживание.
С первой группой заданий дошкольники сталкиваются довольно часто, поэтому нам удалось четко проследить склонность детей к лени или помощи воспитателю. Задача перед дошкольниками стояла простая: помочь воспитателю поливать растения на грядке. Диагностика применялась в 3 группах детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Всего в нашем исследовании приняло участие 52 ребенка (100 %) Большинство детей сразу взялись за ведерки и побежали к крану с водой, а именно 60 %. Но были и те, кто занялся своими делами и стоял безучастно (40 %).
Во втором задании воспитатель просила помочь ей с расстановкой столовых приборов на столе. По результатам наблюдения, лишь немногие решили помочь (35 %). Дошкольники приносили тарелки, раскладывали ложки и салфетки. Остальные 65 % детей объяснили свое безучастие так: кто-то просто боялся что-либо разбить, еще одни были заняты, по их мнению, важной игрой.
Следующим этапом проверки приобщения детей к полезному труду стала помощь сверстникам в подготовке к концерту, организованному для родителей, чтобы они смогли увидеть успехи своих детей за прошедший год. Дети пытались учить друг друга тому, чему они уже сами научились. Кто-то показывал друзьям танцевальные движения, другие помогали с подделками, третьи представляли вниманию элементы акробатики или каратэ. Большинство детей были активно задействованы в помощи друг другу (70 %). У остальных 30 % возникли сложности. Самая главная причина — ссора с другими детьми или излишняя застенчивость. Второстепенной причиной являлась обычная лень и нежелание кому-то что-либо показывать.
Следующим заданием было помогать одеваться и раздеваться деткам из младших групп, учить их завязывать шнурки, правильно держать ложку за столом, провожать в туалет, делиться игрушками из группы, рассказывать, как нужно следить за собой (носить с собой платок, расческу, личное полотенце и т. п.) Охотнее согласились на такое задание девочки. Мальчики тоже принимали участие в помощи младшим дошкольникам, но в меньшем составе. Всего проявили свою помощь 55 % детей. Остальным 45 % интереснее было остаться в группе.
Также мы наблюдали, насколько детям доступны навыки самообслуживания. Результат оказался довольно высоким (80 %) Дети охотно убирают за собой грязную посуду в мойку, складывают инвентарь, самостоятельно одеваются и раздеваются, могут пользоваться туалетом, ухаживают за собой, моют руки перед едой, заправляют постель, самостоятельно умываются, умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Лишь у 20 % детей возникли незначительные трудности. Но многие из них привыкли, что за них все постоянно делают родители, поэтому они просто отказывались выполнять задание.
Результаты полного исследования на различные группы труда в детском саду отражены в таблице [1].
Таблица 1
Уровень приобщения детей к полезному труду
Тип задания |
Дети, справившиеся с заданием (%) |
Дети, не справившиеся с заданием (%) |
Помощь воспитателю |
60 % |
40 % |
Выполнение поручений взрослых |
35 % |
65 % |
Помощь сверстникам |
70 % |
30 % |
Помощь дошкольникам из младших групп |
55 % |
45 % |
Самообслуживание |
80 % |
20 % |
По результатам анализа мы сделали следующие выводы: 60 % детей из 3 групп показали высокий уровень трудолюбия. Они выполняли почти все задания без каких-либо трудностей. Такие дети владеют высоким навыком самообслуживания, охотно выполняют поручения взрослых и помогают воспитателю, у них не возникает проблем со сверстниками, они с радостью помогают малышам. Остальные 40 % детей проявили себя не с лучшей стороны. Процент ленивых детей, к сожалению, совсем не высокий. Родителям и воспитателю нужно задуматься, каким образом исправлять подобную ситуацию.
Одной из основных причин несформированности положительного отношения к труду является то, что родители приучают ребенка к тому, что не дают ему помогать взрослым, объясняя, что он для этого еще слишком маленький, стараются делать всю работу за него, заправляют за ним кровать, завязывают шнурки, убирают сами игрушки и т. д.
Современные дети все чаще предпочитают сидеть дома, смотреть телевизор или играть в телефон, компьютер, чем сходить погулять с другими детьми. Ведь именно на улице, в обществе других детей они учатся взаимопомощи и взаимовыручке. Поэтому начинать приобщать детей к труду нужно как можно раньше: лопатка или грабельки в руках у ребенка в песочнице или маленькие формочки для пирожков из песка у девочки. Не нужно прятать ребенка от трудностей, он должен чувствовать ответственность за все, что он совершил в жизни.
Главное средство воспитания — это пример родителей, проведение совместного семейного досуга, трудовых дел. Важно регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений. Если работа будет организована таким образом, что в ней будут задействованы другие члены семьи — это послужит дополнительным стимулом и поможет ребенку познать, что такое «дух соперничества».
Трудовая деятельность необходима детям, ведь с помощью нее у дошкольников развивается самооценка. У детей появляется очень важное новообразование — притязание на признание. Его можно получить, с помощью одобрения трудовых действий взрослыми. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, формируются различные умения и навыки, новые виды мышления, улучшается адаптация в обществе.
На основе нашего исследования можно сделать вывод, что работу по приобщению детей дошкольного возраста к полезной трудовой деятельности следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Литература:
1. Губанихина, Е. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности/ Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина // Молодой ученый. — 2014. — № 21–1 (80). — С.167–170.
2. Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.
3. Жесткова, Е. А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С.24–28.
4. Жесткова, Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников / Е. А. Жесткова // Акмеология. 2014. Т. 1–2. С. 80–81.
5. Клюева, Е. В. Развитие методологической культуры педагогов в процессе инновационной деятельности / Е. В. Клюева, Е. Д. Краснова // Детский сад: теория и практика. 2014. № 11. С.68–72.
6. Ушинский, К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский. — В кн.: Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1988. — Т.2. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.