Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Н. В. Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации / Н. В. Ермакова, Н. А. Шинкарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92412/ (дата обращения: 22.12.2024).



Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств дошкольника, его субъектной позиции. На каждой ступени дошкольного возраста у детей качественно изменяются мотивы трудовой деятельности, умения и навыки. Но если этот процесс проистекает стихийно, то темпы изменений и их характеристики могут значительно различаться у детей и влиять на достижение планируемых результатов на каждом этапе. Развитие трудовой деятельности — это последовательный и целостный процесс, в котором отражается взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в решении ключевой задачи. Для того, чтобы организовать такой процесс, важно определить все его составляющие: цель, задачи, этапы работы, условия. Содержание организационно-педагогических условий развития трудовой деятельности детей пятого года жизни раскрывается в этой статье.

Ключевые слова: труд, трудовая деятельность, дошкольный возраст, субъекты образовательного процесса, организационно-педагогические условия.

Введение

Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание в числе задач на формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, воспитании их самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. Для достижения обозначенных результатов процесс организации трудовой деятельности требует определенного подхода, в рамках которого будут реализованы организационно-педагогические условия, повышающие уровень развития трудовой деятельности детей. В дошкольном возрасте трудовая деятельность осуществляется в форме самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда. Неоднократно в психолого-педагогических исследованиях рассматривались вопросы развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста (Р. С. Буре, Л. В. Куцакова, В. И. Логинова, С. А. Козлова и др.) Авторами подчеркивается не только значимость трудовой деятельности для развития ребенка дошкольного возраста, но и раскрывается методика организации трудового воспитания, методы и приемы трудового воспитания детей [1; 2; 3; 4]. Несмотря на то, что в современных условиях в рамках комплексных образовательных программ определены задачи развития трудовой деятельности, на практике развитие трудовых умений и навыков детей осуществляется не в полной мере. В качестве причин сложившейся ситуации выступает и отсутствие четких ориентиров в методике руководства трудовой деятельностью с учетом обновления содержания приобщения к труду в образовательном процессе, а также другие факторы.

Все это обусловило цель нашего исследования, которое состояло в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности у детей пятого года жизни.

Методология

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных понятиям «труд», и «трудовая деятельность» показал, что единого подхода к пониманию сущности трудовой деятельности в научной литературе не представлено. М. А. Воробьевой труд рассматривается как деятельность, результатом которой является создание материальных благ, и которая направлена на удовлетворение потребностей человека [5]. Н. Г. Хорошкевич понимает под трудом целесообразную деятельность людей, направленную на создание материальных и духовных благ, с помощью которых удовлетворяются значимые потребности человека, группы людей и общества [6].

Труд, как деятельность отличается целым рядом характеристик, в число которых входят: осознанность, энергозатратность, приложение усилий. Труд является видом деятельности и поэтому все характеристики деятельности также находят свое отражение в труде. Деятельность имеет сложную структуру, в которой А. Н. Леонтьев выделяет 6 компонентов: мотивы, цели, программу, информацию, принятие решений, значимые для деятельности личностные качества. А. Н. Леонтьевым раскрываются уровни деятельности: первый уровень составляет предмет деятельности или мотив, который может быть как вещественным, так и идеальным; соединение потребности с предметом деятельности приводит к опредмечиванию потребности, которая начинает направлять деятельность определенным образом. Следующий уровень составляет уровень действий. Действия — это процесс, который ориентирован на реализацию целей, а целью является образ желаемого результата. Каждое действие состоит из операций. Далее следует этап достижения результата и его оценка [7].

У детей в дошкольном возрасте трудовая деятельность характеризуется определенными признаками. Н. Ю. Лембик считает, что первым отличительным признаком является то, что потребность в труде возникает раньше, чем ребенок может ее реализовать. Второй признак заключается в предвосхищении результата деятельности. Третьим признаком является осознание результата деятельности [8]. А. А. Туренкова подчеркивает, что в дошкольном возрасте труд играет важную роль в развитии личности ребенка, именно поэтому процесс трудового воспитания являются неотъемлемой частью воспитания детей дошкольного возраста [9].

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс, в ходе которого у детей формируется сознательное отношение и склонность к труду как основной жизненной потребности, формируются привычки путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. В дошкольном возрасте трудовая деятельность имеет свои особенности, в частности, на протяжении дошкольного возраста происходит становление мотивов труда, развитие у детей трудовых умений и навыков, формирование компонентов труда, таких, как целеполагание, планирование, самоконтроль; расширяется самостоятельность детей в трудовой деятельности, представления о труде взрослых.

Цель исследования

В связи с этим нами была определена цель исследования — изучить уровень развития трудовой деятельности у детей пятого года жизни и педагогические условия ее развития.

Материал и методы исследования

На основании проведенного анализа нами были также выделены организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности. Для их апробации нами было проведено исследование. На констатирующем этапе исследования мы провели изучение организационно-педагогических условий развития трудовой деятельности детей в дошкольной организации и выявили уровень трудовой деятельности детей пятого года жизни. Для этого мы использовали комплекс методик, представленных далее:

  1. Анкета (авторский вариант)
  2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды групп
  3. Анкета для родителей
  4. Беседа (Г. А. Урунтаева)
  5. Наблюдение за трудовой деятельностью детей (Л. В. Куцакова)
  6. Диагностическое задание «Уход за растениями» (Л. В. Куцакова)

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования мы установили, что ресурсные возможности организационно-педагогических условий развития трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста реализуются не в полной мере. Готовность педагогов к развитию трудовой деятельности у 36 % педагогов находится на критическом уровне. Это означает, что у педагогов не полной мере сформированы знания по методике трудового воспитания, они имеют поверхностный, слабо систематизированный характер. Педагоги не могут оценить критично используемые методы и приемы работы, затрудняются в выделении условий, влияющих на развитие трудовой деятельности, ими частично осуществляется работа по их созданию. При этом педагоги не могут оценить качество своей работы, поскольку систематически она не организуется.

Экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы, направленная на оценку оснащенности группы материалами для разных видов труда, показала следующие результаты. Для хозяйственно-бытового труда в группе мы отметили следующее, имеющиеся в наличии оборудование и инвентарь: фартуки для дежурства и накрывания столов, фартуки для уборки из разных материалов, щетка-совок, тазы, ведра, подносы, предметы ухода за одеждой и обувью, веники, щетки для чистки обуви, коробка с нитками, тесьмой, набором пуговиц. Материалы для труда на участке включают в себя: лопаты, метелки, грабли, тележку. Также, в группе есть предметы для ручного труда: разные виды бумаги, клей, карандаши, ножницы, картон, разнообразный полифункциональный материал, природный материал, из которого дети могут изготавливать различные поделки.

По результатам изучения развивающей предметно-пространственной среды группы мы можем сделать вывод о том, что в группе имеются частично материалы, необходимые для развития трудовой деятельности, но их необходимо расширять и, кроме того, важно систематизировать работу по организации разных видов трудовой деятельности детей.

У 62 % родителей представления о развитии трудовой деятельности также соответствуют критическому уровню. Критический уровень указывает на то, что родители с трудом ориентируются в вопросах развития трудовой деятельности детей, систематически не осуществляют работу по приобщению детей к труду, у них наблюдаются трудности в применении знаний и умений, формировании ценностного отношения к труду, родители редко интересуются изучением педагогического опыта, направленного на приобщение к труду, у них проявляется неустойчивое интерес к взаимодействию с педагогами.

Кроме оценки организационно-педагогических условий развития трудовой деятельности детей пятого года жизни, мы также выявили уровень развития у них трудовой деятельности. Для этого мы оценили состояние компонентов трудовой деятельности — мотивационного, деятельностного и определили общий уровень развития трудовой деятельности. У 19 % детей мы выявили высокий уровень, у 46 % детей — средний уровень, и у 35 % детей — низкий уровень.

На высоком уровне у детей сформированы такие характеристики труда как интерес к трудовой деятельности, стремление самостоятельно осуществлять трудовую деятельность, необходимые знания, умения и навыки для выполнения трудовой деятельности. Дети ориентируются в содержании и последовательности трудовых операций, умеют подбирать необходимые материалы для выполнения трудовой деятельности. Средний уровень развития трудовой деятельности у детей характеризуется тем, что у них сформированы представления о разных трудовых операциях, видах трудовой деятельности, но они не всегда четко и последовательно могут выполнять их, проявляют неустойчивый интерес к трудовой деятельности, чаще всего необходимо, чтобы их мотивировал педагог и помогал им довести начатое дело до конца. Для низкого уровня развития трудовой деятельности характерным является то, что дети не проявляют интереса к труду, у них недостаточно сформированы трудовые умения и навыки, слабо и редко проявляется потребность в самостоятельном труде, при выполнении трудовых действий они затрудняются в подборе необходимых материалов, планировании своих действий.

Проведенное нами исследование подтвердило необходимость проектирования педагогических условий развития трудовой деятельности детей пятого года жизни.

Целью проектирования выступала разработка педагогических условий развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации.

Задачами проектирования выступали:

  1. Разработать содержание трудовой деятельности детей пятого года жизни.
  2. Организовать оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития трудовой деятельности детей.
  3. Разработать план работы с педагогами и родителями, направленную на развитие трудовой деятельности детей пятого года жизни.

Разработку содержания трудовой деятельности детей пятого года жизни мы осуществляли на основе планирования. Планирование мы составили по видам труда дошкольника: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. В рамках данных видов труда решаются разные задачи, в частности, задачи связанные с совершенствованием умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду; самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы; приучать детей к уходу за растениями в группе. Разные виды труда планировались в рамках одной недели. Благодаря сочетанию разных видов труда осуществляется полноценное развитие трудовой деятельности и овладение трудовыми умениями и навыками детьми старшего дошкольного возраста. Для знакомства с трудом взрослых мы запланировали использование разных видов материалов: игровых, наглядно-иллюстративных, подборки видеоматериалов, которые также размещались в центрах активности группы. Дифференциация материалов по видам деятельности способствовала освоению разных видов труда и пониманию детьми назначения различных инструментов и материалов. Кроме этого, были разработаны планы мероприятий для педагогов и родителей.

Выводы

Таким образом, развитие трудовой деятельности является важным направлением работы на протяжении дошкольного возраста. Создание организационно-педагогических условий для развития трудовой деятельности детей пятого года жизни позволяет качественно улучшить процесс развития трудовой деятельности детей и создать предпосылки для успешной самостоятельной трудовой деятельности.

Литература:

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания. Учеб.-метод. Пособие / Р. С. Буре. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 141 с.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3–7 лет: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с.
  3. Логинова, В. И. Формирование представления о труде взрослых В. И. Логинова // Дошкольное воспитание. — 2016 — № 10 — С. 56–63.
  4. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / С. А. Козлова. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2017. — 143 с.
  5. Воробьева М. А. Психология труда: учебное пособие / М. А. Воробьёва. — Екатеринбург: Урал.гос. пед.ун-т. — 2015. — 212 с.
  6. Хорошкевич Н. Г. К вопросу изучения понятия «труд» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10. Режим доступа: URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3734 — Загл. с экрана.
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 130 с.
  8. Лембик Н. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Н. Ю. Лембик, Е. С. Зайцева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32–35.
  9. Туренкова А. А. К вопросу трудового воспитания детей дошкольного возраста / А. А. Туренкова // Дошкольное воспитание. — 2016 — № 5. — С. 15–54.
  10. Святцева А. В. Развитие трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте // Sciences of Europe. 2016. № 10–1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-trudovoy-deyatelnosti-detey-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 14.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, трудовая деятельность детей, дошкольный возраст, организационно-педагогическое условие развития, ребенок, труд, развитие, уровень развития, развивающая предметно-пространственная среда, трудовое воспитание.


Ключевые слова

труд, дошкольный возраст, трудовая деятельность, организационно-педагогические условия, субъекты образовательного процесса

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования

Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относ...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования

Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Задать вопрос