Введение
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых формируются трудовые навыки, воспитывается привычка к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Краткосрочный проект «Труд дошкольников»
Целью данного проекта являлось: воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Ожидаемые результаты:
— уважение к труду и желание помогать старшим;
— развитые трудовые способности;
— трудолюбие, ответственное отношение к труду;
— сформированные навыки организации совместного труда.
Участники проекта: дети, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.
Понедельник
Самообслуживание
Цель: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Закреплять навык мытья рук перед едой в правильной последовательности. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в одежде, прическе. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, скромность, доброта.
Мероприятия с детьми:
— Игра «Расстегни и застегни пуговицы»
— Упражнение «Мы правильно моем ручки»
— Упражнение «Раздевалочка».
— Игра «Всё делаем по порядку».
— Беседа по КГН: «Урок гигиены»
— Ситуативная беседа: «Культура поведения во время приёма пищи»
Вторник
Труд в природе
Цель: Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву. Зимой с помощью воспитателя посадить лук на подоконнике, пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы. Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.
Мероприятия с детьми:
— Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»
— Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения)
— Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой.
— Уборка мусора на участке
— Посадка лука
Среда
Ручной труд и художественный труд.
Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Мероприятия для детей:
— Игра «Подарки от Лесовичка»
— Игра «Что из чего?»
— «Волшебница-бумага» (оригами)
— Мастерская «Ремонт книжек, игровых коробок»
— «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием» для родителей.
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников, закрепить представление детей о домашнем труде.
Задачи:
— закрепить представление детей о домашнем труде, об его разновидностях; познакомить с предметами-помощниками.
— развивать позитивное отношение и интерес к домашнему труду, желание участвовать в нём, выполнять посильные обязанности.
— подвести детей к выводу, что домашний труд — это общие обязанности всех членов семьи.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: консультация, анкетирование «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье». Из анализа анкеты родителей, сделали вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.
Также на выходные дни было предложено выполнить трудовое поручение «Убери свои игрушки на места».
Четверг
Ознакомление с трудом взрослых
Цель: Расширять представления детей о труде взрослых. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы. Воспитывать уважение к людям труда.
Мероприятия для детей:
— Экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет
— Беседа «Кем я хочу быть»
— Игра «Все профессии нужны», лото «Профессии»
— Игра «Кому что нужно для работы?»
— Составление рассказов на тему «Кем работают родители»
— КВН «В мире профессий»
Пятница
Хозяйственно-бытовой труд
Цель:
— Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе и воспитанников младших групп).
— Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега.
— Учить самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
— Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы, подметать пол.
Мероприятия для детей:
— Беседа «Всему своё место»
— Показ «Как протираем игрушки»
— Трудовая деятельность: уборка строительного материала после игры, помощь при мытье игрушек, протереть от пыли полки для игрушек.
К хозяйственно-бытовому труду можно отнести дежурство по столовой. В уголке дежурных находятся все атрибуты необходимые для проведения дежурства по столовой: колпаки, фартуки, тканевые салфетки под посуду, салфетницы. Также расположен:
— Стенд «Мы дежурим», где находятся значки детей, которые дежурят всю неделю по столовой. Видя свои значки, дети самостоятельно без напоминания воспитателя могут определить, кто сегодня дежурит.
— Алгоритм «Сервировка стола» (в этом алгоритме показана схема сервировки стола, указано, как правильно поставить столовые приборы).
— «Алгоритм дежурных» (в этом алгоритме показана последовательность мытья руки, и последовательность одевания формы для дежурства).
— Интерактивная доска, где расположены картинки и названия категорий кормления: «Завтрак», «2 завтрак», «Обед», «Полдник» (над каждой категорией размещены картинки блюд, которые выкладываются по меню на день). Доска позволяет детям самостоятельно (или с помощью, воспитателя, младшего воспитателя) по меню расставить картинки блюд, которые будут в течение дня, закрепляют названия блюд, состав ингредиентов.
Итоговое мероприятие
Итоговым мероприятием стало изготовление с детьми альбома «Копилка Моего Труда». В альбоме ребята стали фиксировалась выполненную трудовую деятельность за каждую неделю.
В целом проект с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер, и позволит не только расширить знания детей о труде, его полезности, его необходимости в повседневной жизни, но и дал толчок для детей в их стремлении трудиться, овладевать трудовыми навыками и умениями, быть самостоятельными и целеустремлёнными.
Литература:
- Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет Л. В. Куцакова, М.: «Мозаика-Синтез»,2005г.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.