Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 6820 раз

Библиографическое описание:

Силяева, М. А. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства / М. А. Силяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46054/ (дата обращения: 16.12.2024).



Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, а также социализация и формирование личности ребёнка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитания у дошкольников тех или иных трудовых навыков ещё не решает задачи нравственного развития детей. Однако оно имеет немаловажное значения для формирования личности ребёнка, так как процесс овладения любым навыкам или умением всегда сопряжён для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремлённости. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей общей работы, умение готовить заранее всё необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования; умения намечать последовательность работы, распределить обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т. д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми; умением работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, и корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность. Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду. Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков. Таким образом, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.

В последнее время в детском саду закономерностью становится тенденция увеличение времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т. д.).

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие становиться ему независимым от взрослого, самостоятельным.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель или принять ее от воспитателя. Обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Дежурство-форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурства происходит ежедневно. Дежурство ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое — делать все быстро и аккуратно и второе — если товарищ от тебя отстал — помоги.

На протяжении всего дежурства воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно ценится проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощрение желания дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

Дежурство по подготовки кзанятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, нужно помочь детям, напомнить, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании.

Дежурство в уголке природы организую так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Таким образом, воспитатель помогает детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово.

Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурный по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.

Дежурный по столовой договаривается, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки — на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место. Следует учитывать, что прямое замечание или высказанное неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду. Учитывая это, воспитатель предупреждает нежелательные поступки. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает детям задания в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям». Это требует от детей последовательности работы.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе установила доску дежурств, содержащую информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

В конце дежурства обсуждаем с детьми качество выполненной работы и оцениваем. В оценке деятельности дежурного может участвовать и весь коллектив группы.

В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных, я получаю обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединение детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Организации процесса дежурства происходит в виде соединения детей впары по принципу «умелый с неумелым». При этом предполагается, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желательному результату только в том случае, если я обращает внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление обучать навыкам другого ребенка, оставаясь при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме.

Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначается по два ребенка. Для этого на каждый вид дежурства в соответствующих зонах у меня есть своя доска, где с помощью эмблем на карточках назначаются дежурные.

При организации дежурств приходится уделять внимание сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, в том, чтобы он не носил формальный характер, а был конкретным, необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряю их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение мной их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Воспитатель всегда опирается на помощь дежурных, всячески подчеркиваю ее важность, и у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых я предлагаю детям рассказать о том, «как мы дежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи я здесь решаю важные воспитательные задачи: обучаю детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь. В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличивается требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

Точно также нужно продумываю и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, то дети за раннее могут готовить своё рабочее место, а дежурные ту часть необходимого раздаточного материала. Это тем более важно, потому что приучает детей к будущей работе в школе (продумывать, что нужно достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности). Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляю более сложные требования: согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой. В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать, им дежурить вместе.

Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного возраста, потому что дети этого возраста хорошо развиты физически, но у них продолжает развиваться психологические процессы. Дежурство приучает ребенка планировать, организовывать, быть ответственным. В процессе выполнения трудовых поручений дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся ставить цель и выполнять задание до конца. Разные виды дежурств помогают детям познакомиться с разными способами самообслуживания и умение поддерживать порядок в окружающем его пространстве. Следовательно, дежурство может быть рассмотрено, как форма трудового воспитания и развития ребенка.

Литература:

  1. Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1971.
  2. Кравцов Г. Личность формируется в семье// дошкольное воспитание. — 1991.
  3. Кузнецова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в д/с.-М., 2007.
  4. Куцанова Л. В., Комарова. Трудовое воспитание в д/с.-М.,1983.
  5. Крухлет М. В. // Дошкольник и рукотворный мир, «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2000.
  6. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. Москва. 1983.
  7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М., 1986.
  8. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2000.
  9. Соломенникова О. А. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада.-М.,2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, трудовое воспитание, дежурство, дежурный, труд, уголок природы, вид дежурств, воспитатель, детский сад, порученное дело.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Задать вопрос