Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении
Автор: Грищенко Нина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 02.10.2014
Статья просмотрена: 674 раза
Библиографическое описание:
Грищенко, Н. А. Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении / Н. А. Грищенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 66-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6209/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная теория эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная (но ещё не завершённая) система знаний, которая в своём историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества и культурологию. Изобразительное искусство как главное средство эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребёнка, вызывают нравственно-эстетические переживания и активизируют познавательные интересы. В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных, способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребёнка. Всем детям, независимо от природных данных, важно создать оптимальные условия для эстетического развития. В дошкольном учреждении дети знакомятся с разными видами изобразительного искусства. У каждого из них в процессе обучения и воспитания можно сформировать эстетическое отношение к действительности, художественный вкус. Способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира, что необходимо для любого человека, независимо от того. Какую профессию он изберёт в будущем. Даже если ребёнок одарён в области. Приобщение его к другим видам искусства поможет расширить спектр способностей и гармонизировать личность в целом, поскольку дошкольное детство — это эпоха универсального развития человека.
В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольников характерны две тенденции: интеграция наук, позволяющая рассматривать теорию эстетического воспитания ребёнка с различных сторон, и дифференциация исследований, направленная на углублённое изучение различных вопросов, а также выделение конкретных психолого-педагогических условий, способствующих оптимальному развитию личности ребёнка средствами изобразительной деятельности. Происходит дальнейшая дифференциация художественной деятельности, обосновывается необходимость таких видов, как художественный труд (Л. В. Пантелеева), своеобразный «детский» дизайн (Г. Н. Пантелеев), и наряду с этим ведутся поиски различных видов взаимодействия музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности детей. В результате разрабатывается новый тип так называемых интегрированных занятий и творческих проектов. Основная цель подобных занятий в том, что дети создают один и тот же художественный образ средствами разных видов искусств, глубоко погружаются в информационное поле в целях его осмысления. Они поставлены перед необходимостью быстро ориентироваться не только в информационном потоке, но и в различных способах действий. При этом отчётливо выявляются их интересы и способности. Педагог получает ясное представление о своеобразии художественного развития каждого ребёнка.
Во всех современных программах так или иначе представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Эстетическое восприятие — это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно-выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям. Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, аппликации, скульптурной фигурки или композиции).
Как обучать ребёнка? Ведь каждый ребёнок — это отдельный мир. Как помочь детям в обретении себя в мире и мира в себе?
Дошкольник устроен так, что он познаёт мир в мире. Способность ребёнка одушевлять мир с помощью фантазии, превращать одно в другое, преобразовывать исходный материал, творить чудо — даёт ответ на этот вопрос. А «принуждение» — враг творчества. Развитие творческого воображения, мышления, снимают психическую инерцию, раскрепощают ребёнка, дают уверенность в своих силах, а чувственный опыт, который получают дети в процессе творчества, определяет его судьбу.
В естественном стремлении тела и души к состоянию гармонии в себе, во всем, что нас окружает, на нас влияет, в каждом действии, предмете, явлении, создаваемом нами, мы стремимся, не осознавая этого, к целостности, завершённости, симметрии, к гармонии. И ведёт человека к гармонии — ИНТУИЦИЯ.
ИНТУИЦИЯ — вершина творческого развития человека. Многие называют её талантом. Все дети наделены интуицией (талантом) от природы — имеют свой природный потенциал, но талант необходимо пробудить, чтобы заработали его механизмы. Механизмы таланта работают в состоянии гармонии, дополняют друг друга и усиливают. Это чувства, мышление, воображение, энергопотенциал и психомоторика.
Реализовать природный потенциал — значит, развиваться на творческом уровне. Механизм творческого развития — это инструмент, способный самозатачиваться в процессе работы. Чем выше уровень творческой деятельности, тем острее становится инструмент развития. Это вечный двигатель и носитель его — творческий человек. Мотив, побуждение человека к деятельности, представляет собой схему: цель + эмоция.
Эмоция является энергетическим ядром, обеспечивающим силу побуждения. Если ребенок не испытывает сильного чувства, не видит конечного результата своей деятельности, он обречён на неудачу. Навязанный, внешний мотив не способствует продуктивности. Тормозятся смыслы деятельности. Не случайно сравнивают бесплодную работу с Сизифовым трудом. Трижды Сизиф обманывал смерть. За то, что он раскрыл тайны бессмертия, боги отобрали у Сизифа талант; чувства, чтобы видеть задачи, мышление и воображение, чтобы формулировать и решать их оригинальным способом.
Остались память и моторика. Тупо тащит свой камень на гору, то ожесточённо, то равнодушно. Будь у него хоть капля воображения, мышления, чувства, он придумал бы клин, но, выполняя чужую волю, он до сих пор проклинает свою участь.
Работа ради работы ничего не создает, она должна включать процесс самодвижения, когда появляется дискомфорт — поиск решения и, наконец, разрешение внутреннего противоречия — создание самоценного, самодостаточного предмета.
Творить — значит раскрывать свой внутренний мир, открывая во внешней среде какую-то грань. Это явление присуще ребёнку дошкольнику. Как сохранить этот творческий импульс у развивающегося ребёнка? Как наиболее полно реализовать природный потенциал? Ведь процесс социализации — усвоение культурных и духовных ценностей — воспитательный и образовательный процессы ограничивают самостоятельность ребёнка. Он становится ведомым. Часто ребёнок оказывается в позиции, когда его мышление работает на продуктивном — воссоздающем уровне, работает только память, отсутствует воображение — творческий элемент, тандема: мышление + воображение.
Идея обучения, центрированного на ребёнке, поднимает проблему современного образования. Ещё Эйнштейн писал: «В действительности нет ничего более непонятного, чем-то, что современные методы обучения ещё не полностью истребили святое любопытство исследования. Это нежное маленькое растение нуждается, прежде всего, в свободе, без неё оно не может развиваться и гибнет». Поэтому важно поддерживать творческое начало и придерживаться были незаменимы в нашей работе и очень интересны родителям:
- поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я”) не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, т. к. мнение педагога будет порождать страх сделать что-то «не так”, сказать «не так” (боязнь ошибиться);
- творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
- не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
- вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
Следовательно, разрешение проблемы надо искать в личностных установках, снимающих барьер непонимания сущностных особенностей ребёнка, не принятия его индивидуальности, непохожести на вас, непризнания его прав и достоинства. Развитие личности ребёнка определяется всем контекстом существования — это и совместная деятельность со сверстниками и направляющее взаимодействие с взрослыми: родителями и педагогами. Детям дошкольного возраста присуща потенциальная тенденция к росту и зрелости, гибкость «Я — образа». Вся система отношений используется ребёнком для собственного личностного развития. Определяющим фактором развития самооценки ребёнка является оценка значимого взрослого — родителей, воспитателем. Она и есть источник знаний о себе.
Благополучная психологическая среда — главное условие положительного развития личности. Она определяется безусловным принятием ребёнка: всегда любимого, такого, какой он есть, с такой эмпатией чувств, признания его прав на выбор; деятельности, партнёра в игре, общения, игрушки, предпочтительных блюд, одежды. Корректирующая, оценочная, регулирующая функция взрослого исключает прямое подавляющее воздействие на выбор ребёнка. Необходимо предоставить ему возможную самостоятельность в получении личного опыта. Сегодня стремлении наиболее точно реализовать природный и творческий потенциал ребёнка, развивать его, мы взрослые подменяем интересы ребенка своими, добиваясь «эффекта Пигмалиона» стимулируем повышенные ожидания от ребёнка того, что мы хотим, не давая ему реализовать свои способности.
Учёные отмечают у детей такое явление как кризис интеллектуальности, он происходит от перегруженности заданиями. Забывая законы развития, мы, взрослые стимулируем интеллектуальное развитие в ущерб личностному и физическому. Осознание интеллектуальных достижений у ребёнка входит в противоречие с осознанием себя, как личности. Возникает негативный образ «Я не такой как все» — он ведёт к дисгармоничному развитию.
Сегодняшний взгляд на развитие природного потенциала ребёнка включает развитие у ребёнка потребности к самосознанию: «Кто я? Какой я? Мои чувства, желания, потребности. Моя позиция в системе отношений: к себе, к сверстникам, к родителям, взрослым, к миру».
Культура самосознания — основная задача в проблеме развития природного потенциала ребёнка. Осознать смыслы существования, сущностные силы — значит, научиться слушать себя, доверять себе, оценивать себя — то есть выйти на интуитивный уровень развития.
Интуиция — чувственный продукт природы внутри нас, она подсказывает, насколько мы гармоничны. С помощью чувств она оценивает наше состояние по критериям гармонии: меру истинности — действительно совершенного, а не плода воображения, выдумки, обмана, меру добра и благ: возвышенного, прекрасного, пропорционального или низкого, отвратительного, безобразного. С помощью мышления и воображения интуиция отделяет известное от неизвестного, создаёт содержание, форму и смысл того, чего не было в исходном материале. С помощью моторики она выполняет и регулирует движение и действие, достигая не постижимы тонкости и пластичности, использует энергопотенциал для чувственного, умственного и психомоторного действия.
Следовательно: гармонично развивать личность дошкольника — значит, прежде всего, создать психологические условия для развития механизмов таланта ребёнка.
Предлагаю проследить развитие творческих способностей детей на примере работы факультатива во второй младшей группе детского сада.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ» (срок реализации: 2013–2014 гг.).
Составитель: воспитатель Грищенко Н. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.
- СанПиН 2.4.1.2660–10
Рабочая учебная программа является модифицированной и составлена на основе Основной образовательной программы МБДОУ ДС «Лесная сказка». Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей.
Актуальность:
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель программы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи программы:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Интегративность программы. При составлении перспективного плана по совершенствованию технических умений и навыков рисования детей учитывались принцип сезонности, индивидуальные особенности детей.
Интеграция: познание, коммуникация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы:
- Рисование пальчиками;
- Оттиск печатками из картофеля;
- Рисование ладошками;
- Печать пробками.
Организация работы: строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.
- Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели (можно выбрать определённый день недели)
- Принцип сезонности. Следует по возможности использовать местные условия, ознакомлением детей с природными явлениями.
- Принцип адресного подхода. Учёт индивидуальных особенностей группы.
- Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
- Принцип координации деятельности педагогов.
- Принцип преемственности. Взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Образовательный материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных планов.
Учебный план факультатива «Волшебные ладошки»
2013–2014 учебный год
Дети 3-х лет |
|||
образовательные области |
Художественное творчество |
||
интеграция |
коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, музыка |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
количество занятий |
||
через неделю |
в месяц |
в год |
|
1 |
2 |
18 |
|
Длительность условного часа (мин) |
15 |
30 |
270 |
Планирование факультатива «Волшебные ладошки» на 2014–2015 учебный год
Сентябрь |
||||
1. Тема «Ветка рябины». Техника — рисование пальчиками |
||||
Задачи |
Материал |
Развивающая среда |
Совместная деятельность |
Худ. литература, музыкальное сопровождение |
1. Вызвать у детей интерес к освоению нового материала — гуаши. 2. Используя свои пальцы, показать, как нарисовать гроздь рябины, развивая мелкую моторику рук. 3. Закреплять знание цветов: красный, оранжевый. 4. Расширять знания об осенних ягодах. 5. Обогащать словарный запас: гуашь, гроздь. 6. Развивать интерес к рисованию. |
Листы тонированной бумаги с нарисованной веткой, гуашь, салфетки. |
Внести в группу ветку рябины с ягодами. Изображение рябины. Внести в группу репродукции картины И.Грабаря «Рябина». Стихоьворение Е. Серовой «Маленькие ягодки» для заучивания. |
Оригами «Ветка рябины» (коллективная работа), аппликация «Ягодки рябины», лепка «Красные ягодки». Игра на улице «Узнай, где рябинка», рассматривание на прогулке дерева рябины. Физминутка «Давайте поиграем» |
Стихотворение про рябину из сборника И. токмаковой «Про деревья»; У. Благина «Рябина». П. Чайковский «Сладкие грёзы» |
2. Тема «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну». Техника — рисование ладошкой |
||||
1. Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой. 2. Обогащать словарный запас: гуашь, водоём, аквариум, аквариумные рыбки. 3. Закреплять знание цветов: жёлтый, красный, синий, зелёный. 4. Способствовать возникновению у детей радости от полученного результата. |
Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, маркеры, салфетки. |
Внести в группу игрушку рыбки, изображения рыбок. Предложить шаблоны рыбок для обводки. Изготовить игру «Подбери детей для мамы — рыбки» |
Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рисование «Украсим рыбку» (рисование пальчиками), аппликация «Рыбка». Игры «Помоги рыбкам», «Где спряталась рыбка?». Физминутка «Рыбка» |
Стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», загадки про рыбку. Р.Щедрин «Золотые рыбки». |
Октябрь |
||||
1. Тема «Мухоморчики — грибы». Техника — «тычок», гуашь, ватные палочки |
||||
1. Предложить детям нарисовать мухомор, передавая его характерные особенности. 2. Использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба. 3. Пробуждать к своевременному насыщению ворса кисти краской. 4. Формировать умение устанавливать связь между реальной действительностью и её изображением в искусстве. |
Листы тонированной бумаги, кисти № 6, гуашь, ватные палочки, тряпочки, баночки для воды. |
Внести в группу корзину с разными грибами. Подобрать изображения различных грибов и мест их произрастания. Изготовить атрибуты для театра на фланелеграфе (сказка В.Сутеева «Под грибом») |
Рассматривание грибов в корзине. Беседа о съедобных и ядовитых грибах. Лепка «Грибная поляна», аппликация «Грибы», составление грибов из геометрических форм на фланелеграфе. Составление рассказа «Что мы приготовим из грибов?» Игра «Собери грибы в корзину» |
Загадки про грибы. Сказка В.Сутеева «Под грибом» Театр на ковре «Под грибом» В.Нестеренко «Мухомор» |
2. Тема «Подсолнухи». Техника — «тычок», ватные палочки |
||||
1. Отрабатывать с детьми технику рисования округлых форм с последующим закрашиванием. 2. Закрепить технику примакивания (лепестки) 3. Закрепить умение изображать семечки ватной палочкой. 4. Закрепить знание цветов: жёлтый, оранжевый, чёрный. 5. Развивать интерес к рисованию |
Листы тонированной бумаги, гуашь жёлтого, оранжевого, чёрного цветов, ватные палочки, тряпочки, баночки с водой. |
Внести в группу осенний букет из подсолнухов, репродукцию В.Ван Гога «Подсолнухи» |
Беседа, рассматривание цветка подсолнуха и его плодов — семечек. Кормление птиц семечками. |
Стихотворения: И. Андрейченко «Лето», С. Щипачов «Подсолнух», загадки. |
Ноябрь |
||||
1. Тема «Цыплёнок». Техника — «тычок», щетинная кисть, батик. |
||||
1. Предложить детям нарисовать цыплёнка, передавая его характерные особенности. 2. Познакомить с техникой работы со щетинной кистью, батиком. 3. Упражнять в рисовании мелких деталей концом кисти. 4. Побуждать правильно держать кисть, обмакивать её в краску, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть в воде и осушать её. |
Листы тонированной бумаги, кисти, гуашь, тряпочки, баночки с водой. |
Подобрать изображение цыплят. Внести в группу игрушку цыплёнка. Подобрать стихи, загадки про цыплят. Внести книгу К. Чуковского «Цыплёнок» |
Рассматривание картинок с цыплятами. Составление цыплёнка из геометрических фигур на фланелеграфе. Аппликация «Цыплёнок» из готовых форм. Беседа с опорой на личный опыт детей «Курочка и цыплята». Игры «Где мои цыплятки?», «Птичий двор». Физминутка «Курочка с цыплятами» |
Рассказ К. Ушинского «Клю Ква». Стихотворения: М. Майна «Цыплята», Г.Новицкая «Непослушные цыплята» Песенка-игра А. Филлипенко «Цыплята» |
2. Тема «Осеннее дерево». Техника — «тычок», щетинная кисть. |
||||
1. Показать детям приём изображения дерева, передавая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде наклонных линий. 2. Закрепить умение проводить кистью плашмя линию сверху вниз и наклонные линии в различных направлениях. 3. Познакомить детей с коричневым цветом. 4. Закрепить технику рисования щетинной кистью (листва) |
Листы тонированной бумаги, кисти щетинные и № 6, гуашь, тряпочки, баночки с водой. |
Подобрать демонстрационный ряд: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень». Изготовить игру «Составь букет из осенних листьев» |
Рассматривание иллюстраций на тему «Золотая осень», сравнение октября и ноября. Игра «Какой лист с какого дерева?» Коллективная аппликация «Разноцветный ковёр из листьев для ёжика». Физминутка «Мы — осенние листочки» |
Стихотворения: Ю. Карпов «Листопад», З. Федоровская «Осень». П. Чайковский «Времена года», М. Карасёв «Падают листья». |
Декабрь |
||||
1. Тема «Волшебный фонарик». Техника — коллаж (блёстки и гуашь) |
||||
1. Отрабатывать с детьми умение украшать фонарик приёмом «тычок». 2. Учить дополнять украшение фонарика блёстками. 3. Воспитывать аккуратность и терпение. |
Фонарики, вырезанные из бумаги, двусторонний скотч, блёстки, ватные палочки. |
Внести в группу игрушку гномика с фонариком. |
Рассматривание изображений фонарей разной формы. Рассматривание иллюстраций к сказке «Белоснежка и семь гномов». Игра «Укрась фонарик» |
Сказка «Белоснежка и семь гномов». П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» |
2. Тема «Мои рукавички». Техника — оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками |
||||
1. Упражнять детей в технике печатания. 2. Способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. 3. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики. 4. Воспитывать аккуратность. |
Шаблоны рукавичек разных размеров из разноцветного картона, печатки (штампики), гуашь в мисочках, салфетки. |
Подобрать рукавички с различными узорами. Изготовить печатки (штампики) из картофеля с разными рисунками. |
Рассматривание узора на рукавичках. Аппликация «Укрась рукавичку» Игры «Подбери пару», «Мои рукавички». Физминутка «Зимние забавы» |
Загадки про рукавички. П. Чайковский «Декабрь» |
Январь |
||||
1. Тема «Ёлочка пушистая». Техника — «тычок», щетинная кисть, рисование пальчиками (или ватными палочками) |
||||
2. Упражнять детей в технике «тычок», рисование полусухой, жёсткой кистью. 3. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (или ватными палочками) 4. Поддерживать интерес к рисованию. |
Маленькие ёлочки вырезанные из плотной бумаги, гуашь зелёного, красного, оранжевого цветов, щетинные кисти, клей. |
Подобрать изображения ёлочки, набор ёлочных игрушек. Подготовить репродукцию картины И. Грабаря «Зимний пейзаж» |
Украшение ёлки вместе с детьми. Беседа о том, что подарил Дед Мороз. Вождение хороводов вокруг ёлки. Аппликация «Ёлочка», лепка «Красивый шарик для ёлочки» Физминутка «Украшение для ёлочки» |
Загадки про ёлку. Стихотворения: Н. Филимонова «Ёлка», Е. Тараховская «Ёлка» |
2.Тема «Весёлый снеговик». Техника — «тычок», рисование маркерами. |
||||
1. Упражнять детей в технике «тычок» полусухой щетиной кистью. 2. Продолжать упражнять в рисовании мелких деталей, создавая образ снеговика. 3. Поддерживать у детей чувство радости от полученного результата. |
Снеговик вырезанный из плотной бумаги серого или голубого цвета, гуашь белого цвета, щетинные кисти, маркеры красного и черного цветов, ватман тонированный тёмным цветом. |
Подобрать изображения снеговика. Внести в группу игрушку снеговика. В книжном уголке — книгу о снеговике. |
Лепка снеговика на прогулке. Составление снеговика из геометрического конструктора на ковре. Аппликация «Снеговик». Лепка «»Снеговичок» |
Стихотворение Е. Седого «Снеговик» |
Февраль |
||||
1. Тема «Огни в окнах домов». Техника — печатание, «тычок» |
||||
1. Развивать замысел. 2. Упражнять в технике «тычок» щетинной кистью. 3. Контрастными цветами зажигать огоньки в окнах. |
Картины панорамы с тёмными окошками, гуашь (жёлтая, белая, красная, голубая), кисти № 6. |
Внести в группу картины с изображением ночного города. |
Дид. игры «Подбери по размеру», «Подбери по цвету». Аппликация «Зажжём много огоньков» |
Стихотворения о городе. А. Филиппенко «Уральский хоровод» (весёлая музыка) |
4. Тема «Салют для папы». Техника — печатание, «тычок», рисование пальчиками. |
||||
1. Учить украшать ночное небо. 2. Упражнять в технике «тычок» ватной палочкой. 3. Развивать чувство композиции. |
Листы тёмного картона, гуашь (жёлтая, белая, красная, голубая), ватные палочки |
Внести в группу картину с изображением салюта. |
Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Огоньки на небе» |
Стихотворения о папином празднике. П. Чайковский «Сладкие грёзы» |
Март |
||||
1. Тема «Мимоза для мамы». Техника — коллаж, рисование бумагой, «тычок» |
||||
1. Показать детям приём рисования цветов в технике рисования бумагой. 2. Упражнять в технике «тычок» ватной палочкой. 3. Развивать чувство композиции. 4. Закрепить навыки наклеивания. |
Кисти № 6, чистая вода, папиросная бумага зелёного, красного и синего цветов, гуашь, ватные палочки, листы белого цвета (формат А5) |
Внести в группу букет цветов (тюльпаны, мимозы). Подобрать изображения различных цветов. Подготовить фотографии мам, репродукцию картины А. Дейнеко «Мать». |
Дид. игры «Составь цветок», «Четвёртый лишний». Аппликация «Цветы в подарок» Лепка «Брошка для мамы» Беседа «Моя мамочка». Физминутка «Цветы» |
Стихотворение З. Александровой «Букет». Песни Е. Тиличеевой «Мамин праздник», «Маме в день 8 марта» С. Соснина «Солнечная капель» (весёлая музыка) |
2. Тема «Чашка для бабушки». Техника — печатание, «тычок», рисование пальчиками |
||||
1. Закрепить умение у детей украшать по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. 2. Использовать для украшения технику печатания, добиваясь повторения в узоре, симметрии. 3. Поощрять использование техник рисования пальчиками, ватными палочками. 4. Развивать фантазию. 5. Воспитывать аккуратность. |
Чашки разных форм и размеров, вырезанные из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочки, различные печатки, салфетки. |
Подготовить и провести выставку посуды с хохломской росписью. |
Рассматривание чашек. Игры «Магазин», «Найди отличия», «Какой осколок откололся от чашки?» Лепка «Узор для чашки» Аппликация «Чайный сервиз» Физминутка «Цветы» |
Стихотворение З Александровой «Бабушка» А. Филиппенко «Уральский хоровод» (весёлая музыка) |
Апрель |
||||
1. Тема «Солнышко, нарядись, красное, покажись!». Техника — рисование пальчиками |
||||
1. Учить создавать изображение солнца пятном. 2. Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: окрашивать ладонь краской и делать отпечаток. 3. Развивать фантазию, воображение. |
Макет, лист А3. Гуашь, тряпочки, баночки с водой. |
Подобрать иллюстрации с изображением солнца. |
Рассматривание иллюстраций солнца, способов его изображения. П\игра «Солнышко и дождик» |
Загадки и потешки о солнце. Спокойная музыка, аудиозаписи «звуков природы». |
2.Тема «Жили у бабуси два весёлых гуся». Техника — печатание, «тычок», рисование пальчиками |
||||
1. Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: окрашивать ладонь краской и делать отпечаток. 2. Закрепить умение дополнять изображение деталями. 3. Развивать фантазию, воображение. |
Затонированная бумага, изображающая озеро, объёмные цветы, камыши из бумаги. Гуашь, кисти, тряпочки, баночки с водой. |
Подобрать изображения уток, гусей, лебедей. Внести фигурку уточки (игрушку, скульптуру малой формы, дымковскую уточку). Подготовить игру «Птичий двор». |
Рассматривание изображений птиц, беседа. Рассматривание иллюстраций к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Изготовление объёмных цветов. Физминутка «Гусиная прогулка» |
Загадки и потешки про гусей; стихотворение М. Дружининой «Гусь». Песенка «Два весёлых гуся» |
Май |
||||
1. Тема «Волшебный дождик». Техника — рисование свечой |
||||
1. Познакомить детей с использованием техники рисования свечой для изображения дождика и луж. 2. Показать способ заливки фона (закрашивание листа бумаги жидкой краской). 3. Развивать воображение. 4. Воспитывать аккуратность. |
Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги (формат А5) |
Подобрать изображение дождя. |
Наблюдение за дождём. Рисование дождя карандашами. Разучивание потешки про дождик. Физминутка «Белая туча» |
Стихотворения: А. Гришин «Дождик», А. Голенко «Дождик». Музыка, имитирующая шум дождя. |
2.Тема «божья коровка». Техника — коллаж |
||||
1. Предложить изобразить божью коровку доступными средствами. 2. Предложить создать общую композицию. 3. Для создания полянки использовать техники: «тычок», печатание, обрывание бумаги, рисование пальчиками. 4. Учить наносить краску другого цвета на высохшую краску. |
Лист ватмана, гуашь, кисти, ватные палочки, скорлупа грецкого ореха, папиросная бумага разных оттенков зелёного цвета. |
Подобрать изображения весенней природы (поле, луг), божьей коровки, других насекомых. Изготовить игру «Детки для мамы» с тематическим содержанием. |
Рассматривание иллюстраций. Рисование «Божья коровка на листочке» Аппликация «Жучки» Наблюдение за насекомыми. Игра «Какие разные божьи коровки!» Физминутка «Насекомые» |
Стихотворение: О. Канаева «Божья коровка». Спокойная музыка, аудиозаписи «звуков природы». |
МОНИТОРИНГ. Факультатив «Волшебные ладошки». 2014–2015 учебный год
Критерии |
Младшая группа |
Творческие способности |
У ребёнка сформированы: — сенсорные способности; — аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления; — обобщённое представление об однородных предметах и способах их изображения; — знание технических приёмов и способам изображения. |
Ориентировка на листе бумаги |
Ребёнок ориентируется на листе бумаги, способен реагировать на словесные указания воспитателя. |
Познавательная активность |
- Ребёнок стремится к овладению знаниями и способами действия. — Поддерживает взаимосвязь между изобразительными знаниями и знаниями по ознакомлению с окружающим миром. |
Культура деятельности, навык сотрудничества |
Ребёнок интересуется изобразительной деятельностью, стремится к самостоятельности. |
Уровни выполнения заданий:
- Низкий уровень — предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- Средний уровень — ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого;
- Высокий уровень — выполняет задания самостоятельно.
Диагностика ЗУН факультатива «Волшебные ладошки». 2 мл. группа. 2013–2014 учебный год
№ |
Ф.и. ребёнка |
Критерии оценки ЗУН |
Итого |
||||||||||||||||
Творческие способности |
Ориентировка на листе бумаги |
Познавательная активность |
Культура деятельности, навык сотрудничества |
||||||||||||||||
У ребёнка сформированы сенсорные способности |
У ребёнка сформированы аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления |
У ребёнка сформированы обобщённое представление об однородных предметах и способах их изображения |
У ребёнка сформированы знание технических приёмов и способам изображения |
Ребёнок ориентируется на листе бумаги, способен реагировать на словесные указания воспитателя. |
Ребёнок стремится к овладению знаниями и способами действия. |
Поддерживает взаимосвязь между изобразительными знаниями и знаниями по ознакомлению с окружающим миром. |
Ребёнок интересуется изобразительной деятельностью, стремится к самостоятельности. |
||||||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Гришко Егор |
2,5 |
3,8 |
2,8 |
3,9 |
2,7 |
3,9 |
2,5 |
3,7 |
2,5 |
3,8 |
2,5 |
4,0 |
2,1 |
4,0 |
2,6 |
4,0 |
2,5 |
3,9 |
2 |
Кадырова Дарина |
2,5 |
4,0 |
3,1 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
2,7 |
4,0 |
3,1 |
4,0 |
2,7 |
4.0 |
2,5 |
4,0 |
3,0 |
4,0 |
2,9 |
4,0 |
3 |
Кичак Марина |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
4 |
Никифоров Андрей |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
5 |
Уреке Анастасия |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
6 |
Синёв Иван |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
7 |
Хлывнюк Роман |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
8 |
Щербинин Алексей |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
Итого средние показатели |
2,9 |
3,8 |
3,0 |
3,8 |
3,0 |
3,8 |
2,9 |
3,8 |
2,9 |
3,8 |
2,9 |
3,8 |
2,8 |
3,8 |
2,9 |
3,8 |
2,9 |
3,8 |
Начало учебного года:
Всего: 8 детей — 100 %
Высокий уровень — 0
Средний уровень — 4 детей — 50 %
Низкий уровень — 4 ребёнка — 50 %
Конец года:
Всего: 8 детей — 100 %
Высокий уровень — 5 детей — 62,5 %
Средний уровень — 3 ребёнка — 37,5 %
Низкий уровень — 0
Литература:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
2. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
4. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: Справочное пособие. Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2011, — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ») (8).
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. — СПб.: КАРО, 2008. — 96с.
6. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлушной. — М.: Просвещение, 1974.