Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Мазуренко, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности / О. В. Мазуренко, Е. Е. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22531/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно- патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь – все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.

Учитывая потребность использования в работе педагогов различных форм организаций занятий с детьми, с целью формирования у них более глубоких знаний о своем городе, крае, возникла необходимость разработки заданий краеведческой направленности.

Выполнение данных заданий ребенком ориентировано на речевое развитие детей дошкольного возраста (умение высказывать свое мнение, составлять рассказ по картинке/об увиденном, беседовать на заданную тему и пр.) и обогащение их словарного запаса посредством формирования осознанного отношения к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю и чувствовать гордость за свою малую Родину. Содержание и формулировка заданий обусловлены определенной тематикой. Приведем примеры.

Тема 1. Кто я такой? Где я живу?

Знакомство с личностью ребёнка. Первичное знакомство с малой родиной.

Практическая часть.

1. Составление рассказа о себе «Я – хороший».

2. Просмотр презентации «Мордовия моя!».

3. Беседа «Расскажи, что ты увидел».

Тема 2. Мордовский музыкальный фольклор.

Знакомство с мордовскими музыкальными инструментами. Прослушивание музыкальных произведений. Знакомство с простейшими фольклорными жанрами.

Практическая часть.

1. Знакомство с текстом мордовской песни и ее исполнением, беседа «Расскажи, о ком (о чем) эта песня».

2. Практическое задание: выбери понравившийся музыкальный инструмент, расскажи – какой он.

3. Игра «Я знаю много мордовских музыкальных инструментов».

Тема 3. Мордовские сказки.

Знакомство с мордовскими сказками.

Практическая часть.

1. Практическое задание: совместное чтение и обсуждение мордовских сказок.

2. Беседа «Чему научила меня сказка».

3. Практическое задание: «Придумай продолжение сказки».

4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на иллюстрации.

Тема 4. Мордовское народное искусство.

Знакомство с мордовским народным искусством. Народные художественные промыслы (народное ремесло). Национальные особенности мордовского народного искусства.

Практическая часть.

  1. Просмотр презентации «Мордовские народные промыслы».

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Составление простого рассказа по схеме «Мне захотелось сделать …., потому что……».

4. Практическое задание: описание внешнего вида поделки.

Тема 5. Мордовские народные игры.

Знакомство с играми мордовского народа.

Практическая часть.

1. Проведение нескольких игр.

2. Составление простого рассказа по схеме «Больше всего мне понравилась игра …., потому что……».

3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Тема 6. Мордовский национальный костюм.

Знакомство с мордовским национальным костюмом.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации о мордовском национальном костюме.

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Практическое задание: выбери понравившийся мордовский костюм, расскажи – какой он.

4. Игра «Найди отличия в костюмах».

Тема 7. Произведения мордовских детских писателей и поэтов.

Знакомство с произведениями мордовских детских писателей и поэтов.

Практическая часть.

1. Чтение произведений.

2. Беседа по содержанию произведений.

3. Практическое задание: нарисуй иллюстрацию к произведению, расскажи, что изображено.

4. Практическое задание: придумай собственное произведение, расскажи его.

Тема 8. Мордовия – моя малая родина. Символика Мордовии.

Углубление знаний о малой родине. Мордовия как часть России и как самостоятельная республика. Символика Мордовии.

Практическая часть.

1. Беседа «Что является символикой Мордовии».

2. Практическое задание: составь рассказ-описание на тему «Герб Мордовии».

3. Практическое задание: расскажи, о чём поётся в мордовском гимне.

4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Тема 9. Саранск – столица Мордовии. Достопримечательности города.

Мой город: из глубины веков до сегодняшних дней. Достопримечательности Саранска.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации «Экскурсия по городу»

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Составление рассказа по схеме «Больше всего из достопримечательностей города Саранск мне понравилась(понравился) …., потому что……».

4. Практическое задание: составь рассказ об одной из увиденных достопримечательностей.

Тема 10. Мои соседи по Республике. Мы разные, но мы вместе!

Люди разной национальности, живущие в нашей Республике. Правила общения с людьми другой национальности.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации «Мои соседи по Республике».

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Беседа на тему «Как нужно себя вести, чтобы не обидеть человека другой национальности».

4. Практическое задание: нарисуй жителей нашей дружной Республики, расскажи, что изображено.

Тема 11. Я – достойный житель Республики. Мой вклад в сохранение достояний малой родины.

Правила поведения в природе, в общественных местах, практическая деятельность по благоустройству, помощь пожилым.

Практическая часть.

  1.    Беседа: «Как нужно себя вести, чтобы быть достойным жителем Республики»
  2.    Практическое задание: составить рассказ на тему «Мордовия – моя малая Родина».

3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Старшим дошкольникам могут быть предложены задания на печатной основе типа:

  1. Дорисуй по точкам. Скажи, что изображено на рисунке?

  1. У каждого города есть свой герб. У Саранска свой герб. В каком году был принят герб Мордовии? Раскрась герб Мордовии.

  1.                Помоги Пете выбрать правильный путь до Мордовского Национального Драматического театра. Правильную дорожку обведи цветным карандашом.

Наряду с усвоением знаний о родном крае при выполнении изобразительных заданий у детей формируются линейно-графические, пространственные навыки. Рисование по опорным линиям является хорошим тренингом для развития произвольной регуляции графического движения.

Таким образом, систематическое выполнение с дошкольниками заданий краеведческой направленности позволяет не только знакомить с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формировать у детей чувство связи с вышеперечисленным, осознание себя частью этого.

 

Литература:

  1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С.49-54.
  2. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н.С.Крутов, Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 836 с.
  3. Мокшин, Н. Мы – мордва!: рассказы о родном крае для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Н.Мокшин. – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48 с.
  4. Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей / сост.: Н.М. Арсентьев, К.И. Шапкарин; авт. Текста: Т.С. Баргова, Е.С. Руськина. – Саранск: Типография «Красный октябрь», 2007. – 47 с.
Основные термины (генерируются автоматически): практическое задание, практическая часть, просмотр презентации, Беседа, малая родина, Мордовия, родной край, мордовский национальный костюм, мордовское народное искусство, Саранск.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Задать вопрос