В условиях реализации Закона РФ «Об Образовании», «Федеральной программы развития образования», при обновлении содержания образования появилась возможность строить процесс обучения и воспитания детей с учетом специфики региона. На современном этапе приоритетным считается формирование личности ребенка в контексте родной культуры, языка; ознакомление дошкольников с географическими, культурно-этническими особенностями Мордовии, актуализация национальных обычаев в народнобытовых традициях. Приобщение к национальной культуре играет важную роль в воспитании ребенка.
Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в государственных образовательных стандартах, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с художественной литературой. Художественная литература веками служила средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Её можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
На необходимость и значение использования народного творчества своей местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого
(Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Е. Водовозова, Е. М. Тихеева), так и современные исследователи (А. П. Усова, Н. Ф. Виноградова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева,
Р. Ш. Халикова и др.).
Современная мордовская детская литература, уверенно звучащая в общероссийском диалоге культур, исследуется давно, накоплен обширный теоретический и практический материал, появляются новые имена детских поэтов и прозаиков, произведения которых активно переводятся на другие языки, в республике издаются два специальных детских журнала «Чилисема» и «Якстерь тяштеня». Не обойдена она вниманием в работах мордовских литературоведов и критиков. Об этом красноречиво свидетельствуют фундаментальные работы известных критиков и литературоведов Мордовии, которые в своих исследованиях затрагивают важные проблемы становления, развития и современного состояния мордовской детской литературы: «Единство традиций» (1978) и «Эпос дружбы» (1985) А. В. Алешкина, «Современная мордовская проза (движение жанра)» (1995) И. Брыжинского, «Поэзия – душа народа» (1973) и «Признание» (1984) В. Горбунова, «Вешнемань ки лангсо», «На пути поисков» (1984)
Г. И. Горбунова, «Мордовский рассказ» (1987) Г. С. Девяткина, «Многоцветие смеха» (1988), «История. Литература. Личность» (2000) Е. А. Жиндеевой, «Мордовская детская литература на современном этапе» (1978) М. Г. Имярекова, «Мордовский советский роман» (1965) Б. Е. Кирюшкина, «Начало пути» (1976) и «Обретение зрелости» (1984)
В. М. Макушкина, «В братском содружестве» (1969) и «Притоки» (1973) Н. И. Черапкина, «Годы и конфликты» (1981) Е. И. Чернова и др.
Первопроходцем всестороннего исследования закономерностей развития мордовской детской литературы от её истоков до 1970-х годов, без сомнения, является Семен Аверьянович Самошкин, монография которого «Мордовская детская литература» (1970) явилась «первой попыткой проследить пути развития национальной детской литературы, рассказать о ее достижениях, известных писателях и их наиболее популярных произведениях», как отмечают научные редакторы данного издания, известные литературоведы Ф. И. Сетин, а так же В. В. Горбунов. Автором собран, систематизирован, подвергнут анализу большой материал, охватывающий значительный период времени (1920-1960 гг.), воссоздана верная в целом картина формирования мордовской детской литературы.
Монография С. А. Самошкина, к сожалению, в духе времени нередко не свободна от идеологии, соответствующих стереотипов, клише, как правило, не допускает плюрализма точек зрения, взглядов, концепций и т. д. Но она подкупает своей искренностью, честностью, является ярким примером отображения закономерностей литературного процесса советского периода. Поэтому данное исследование, особенно его эмпирическая часть, востребована и сегодня.
Отличительная черта современной мордовской литературы заключается в стремлении приобщить детей к современности в самом широком смысле этого слова, в стремлении раскрыть через чувство писателя удивительный мир, окружающий нас, показать многообразие природы, взаимосвязь явлений и взаимоотношений.
В функционирующей системе дошкольного образования существует несколько типов программ различной направленности. Однако они не могут отразить всего разнообразия региональных и тем более – национальных особенностей. Не всегда учитывались и учитываются культурно-национальные особенности, место проживания детей, недостаточно полно реализуется воспитательные и развивающие возможности этнокультурной среды.
С целью реализации национально-регионального компонента дошкольного образования в республике Мордовия с 2001 года используется программа «Валдоня» [10] и программа и методические рекомендации «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия» А. И. Исайкиной [3]. Однако за последние годы были наработаны новые материалы по этноэкологическому, эстетическому, литературному развитию детей, а также обновлена нормативно-правовая база дошкольного образования.
На основе результатов многолетней работы в 2011 г. коллективом авторов МГПИ им. М. Е. Евсевьева был издан примерный региональный модуль содержания дошкольного образования в современных условиях «Мы в Мордовии живем» [5, с.3], который разработан с учетом современных достижений науки и практики и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В представленных материалах на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края, и принцип культуросообразности, предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.
При составлении модуля программы авторы учитывали положения ведущих педагогов и психологов о необходимости воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края; о влиянии на общее развитие ребенка условий, в которых он проживает – народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и пр. (А. В. Антонова, Н. Ф. Виноградова,
М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Э. Я. Суслова, Т. Я. Шпикалова,
А. П. Усова и др.)
В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (мордовскими языками, детской мордовской литературой и фольклором, мордовской музыкальной культурой, мордовским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, мордовскими подвижными играми).
Наши наблюдения показывают, что произведения мордовских писателей благотворно влияют на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературой родного края. Старших дошкольников знакомят с более сложными произведениями мордовской детской литературы по содержанию и объему. Важными являются вопросы, связанные с восприятием содержания и формой произведения. Поэтому перечень основных вопросов остается неизменным: «Что я вам рассказала? О чем эта сказка? Как она начинается? Почему?»
В данном возрасте нужно побуждать ребенка давать самостоятельно несколько определений: например, «Медведь – доверчивый, глупый, добродушный, бесхитростный» (мордовская народная сказка «Лиса и медведь»). Для них становится доступным оценочная характеристика произведения.
Важную роль в развитии образности речи играют средства выразительности языка: эпитеты, сравнения, крылатые слова и выражения, фразеологизмы и метафоры. При чтении произведения важно обращать на них внимание детей, выделять голосом, повторять такие фразы совместно. Например: «Голова у репы была сочная, густая»; «Возьму-ка я вершки, – решил медведь, – в корешках много ли проку» (мордовская народная сказка « Лиса и медведь»).
Для заучивания наизусть можно использовать мордовские потешки, прибаутки, считалки, заклички. Воспитатель обязательно отмечает, что эту потешку дети будут заучивать наизусть.
Знакомство детей с произведениями литературы и фольклора не должно ограничиваться лишь чтением и беседой по содержанию. Признанные в современном литературоведении культурологический и аксиологический подходы к анализу литературного произведения могут быть внедрены и в практику дошкольного учреждения. Так, по мнению Л. М. Гурович, аксиологический и культурологический ориентированный литературоведческий анализ того или иного фольклорного текста, с которым планируется ознакомить дошкольника, может выступать первоначально, подготовительным этапом в работе с текстом. Прежде чем перейти к непосредственному ознакомлению детей с произведением, педагогу предстоит определить, в какой мере и за счет каких средств содержание и форма, сам поэтический строй произведения будут способствовать решению задач этнокультурного, художественно-речевого развития [2, с. 69].
Пятый год жизни благоприятен для развития у детей «языкового чутья», большую роль в этом играет доступный ребенку анализ произведения с позиций образности и выразительности языка. Во время чтения произведения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Он приучает детей не только следить за ходом событий, но и замечать новые слова, необычные сравнения.
Н. А. Короткова считает, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, какие подчас не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относится к нему как к авторскому слову [4, с. 93].
Поэтому, развивая ребенка в этнокультурной среде, необходимо делать акцент на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы родного края, участвовать в их сохранении и приумножении. Вся работа должна строиться с учетом возрастных особенностей восприятия и освоения детьми этнокультурного содержания как на занятиях, так и в ходе праздников, утренников, развлечений, прогулок и экскурсий.
На наш взгляд, мордовская литература играет огромную роль в познании ребенком окружающего мира, жизни и быта мордовского народа, в расширении их кругозора, который служит одним из важнейших средств, позволяющих развивать родную речь дошкольников и приобщать их к лучшим образцам родного языка. Она помогает ребенку всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости.
Литература:
- Валдоня (Светлячок): программа и методические рекомендации: для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / отв. редактор И. М. Фадеева. – Саранск. – Красный Октябрь. – 2001. – 108 с.
- Гурович, Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду: учеб. пособие / Л. М. Гурович. – М.: Педагогика, 1987. – С. 81 – 89.
- Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
- Короткова, Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста: метод. пособие / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. – С. 38 – 41.
- Мыв Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.