Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумаченко, С. Н. Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором / С. Н. Чумаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46652/ (дата обращения: 22.12.2024).



Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо

сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием

человека и Отечества, их красоты и величия.

В. Сухомлинский

Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой «От рождения до школы» М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и региональной программой «Воспитание маленького Волжанина», автором которой является Е. С. Евдокимова.

Знакомство детей с народной поэзией начинаю с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, песенок-небылиц, считалок, пестушек, поговорок, скороговорок. Состоят они из небольшого ряда строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, но содержат в себе стилевые изобилия.

В своей образовательной работе по ознакомлению детей раннего возраста я использовала следующую систему работы:

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для познавательной активности, самостоятельности ребенка, индивидуальности малыша, пробуждения, засыпания, для развития речевых навыков, коммуникабельности др. моментов. В связи с этим малые формы народного фольклора (загадки, потешки) обширно применяются при организации непосредственной образовательной деятельности. Детям раннего возраста тяжело понять смысл загадки. Поэтому надо сначала поработать над признаками предметов, их свойствами и значением. В других видах образовательной деятельности обязательно применяю художественное слово.

2. Малые формы фольклора мною широко используются при организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употреблении пищи, укладывание спать и др. Мелодичность, ритмичность, увлекательность потешек притягивает, завораживает детей, вызывает желание повторить, запомнить. Эти действия способствуют развитию у детей речи.

3. Для развития театрализованной игры очень важно использование малых фольклорных форм. Игра развивает индивидуальность ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Народные игры — словесные, подвижные, музыкальные — влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка и укрепляют его здоровье. Именно игровая форма (а никакая другая) способствует успешному освоению фольклорного языка. В игре ребенок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне переживает изображаемые действия, верит в их правду. Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, настроиться на конкретный диалект. Сказку легко перевести в песню, песню – в игру…

Театр в детском саду научит ребенка видеть всё самое лучшее в жизни и людях. Развивает зрительное и слуховое внимание, речь, образное мышление, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение. При использовании фольклора театрализованная деятельность пронизывает все режимные и образовательные моменты. База данной деятельности лежит в использовании пестушек, потешек, прибауток, колыбельных песенок. Устное народное творчество в виде игр – драматизаций, сценок помогает найти контакт воспитателя с детьми, создать положительную атмосферу в группе, настроить детей на познание окружающего мира, развитие познавательного интереса. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Деткам я пела колыбельные песенки, рассказывала потешки с показом иллюстраций, читала стихи, рассказывала сказки. Затем с моей помощью дети стали сами инсценировать малые формы, подражать движениям, повторять некоторые слова. По истечении времени ребята стали самостоятельно проигрывать маленькие спектакли, они включились в театрализованные игры.

Особую роль в эмоциональном развитии детей сыграло знакомство со сценической ролевой куклой. Она вызвала эмоциональный всплеск у детей. После чего они с особым интересом стали прислушиваться к устному народному творчеству, стали еще больше проявлять интерес к куклам, участвующим в спектакле. Малыши научились копировать движения, имитировать крики животных, птиц, жесты людей, у них появилось желание подпевать, выполнять движения в такт музыки. Проявив интерес, дети научились инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки: «Колобок», «Репка», народные песенки, потешки, пестушки, научились управлять куклами из театра на фланелеграфе, настольного театра. Дети при проигрывании несложных инсценировок стали пользоваться такими выразительными средствами как мимика, жесты и голос. Научились говорить тихо, громко, ласково и грубо, передавать интонацией разные чувства, эмоции человека – радость, грусть, боль, страх и др. Дети 2-3 лет с удовольствием включаются в театрализованные игры с использованием народного фольклора. Они с удовольствием отвечают на вопросы, выполняют пожелания, просьбы кукол, с интересом переодеваются в тех или иных героев. Участвуя в театрализованных забавах, ребята знакомятся с окружающим миром, посредством образов, окраски, звучания. Устное народное творчество и театрализованные игры оказывают огромное влияние на личность ребенка, позволяет использовать их как сильное, но неназойливое педагогическое средство, так как ребенок в период забавы ощущает себе непринужденно и легко. Для того, чтобы малыш показал творческий процесс, я стараюсь обогатить его жизненный опыт красочными образными эмоциями, предоставить ему все необходимые знания и умения. Чем состоятельнее навык ребенка, тем красочнее станут его творческие проявления. Чем раньше приступить совершенствовать развитие у детей творческого процесса, тем больших результатов можно достичь. По этой причине немаловажно с наиболее раннего возраста начать приобщение ребёнка к народному фольклору.

4. Гендерное воспитание играет огромную роль в становлении личности ребёнка. К 3-м годам у ребёнка начинают формироваться представления о половом различии между мальчиком и девочкой. Это происходит не только в семье, дома, но и в детском саду. Изучив множество литературы, я скорректировала работу по гендерному воспитанию. При использовании потешек, песенок в образовательной деятельности, в режимных моментах мы сможем скорректировать познание ребёнком данных представлений. В народном творчестве отображаются не только внешние признаки мальчика и девочки. Особенно это раскрывается в величании:

Например: Девочке Мальчику

Чешу, чешу волосинки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся

«Спи, посыпай, боронить поспевай Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем, Зипун сошьем,

Боронить сошлем

В чистые поля,

В зелены луга».

Но и в колыбельных песенках можно найти отличия для мальчиков и девочек: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной».

Если окунуться в старину, то можно понять, откуда идут корни гендерного воспитания детей. Во времена, когда еще не было письменности, книг люди передавали всё накопленное своим поколениям из уст в уста. С самого рождения, в первые годы жизни ребёнок находился в окружении своей семьи, самых близких ему людей. И только они могли привить ему этические, эстетические понятия красоты, любви того, что его окружает, любви к народному творчеству. Поэтому работе с семьёй уделяется огромное внимание. Стараюсь объяснить, разъяснить их роль в воспитании мальчика или девочки. В этом им поможет использование при укладывании спать – колыбельных песенок, нежно поглаживая ребёнка напевать ему. Тем самым снимаем с ребенка напряжение, успокаиваем его, и, конечно же, прививаем любовь к народному творчеству. Рассказывая детям потешки, пестушки мы влияем на их осознание своего предназначения. В связи с тем, кому именно адресованы малые фольклорные формы, девочке или мальчику, можно предсказать их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за животными и т. п. Также с помощью устного творчества мы воспитываем у детей нормы морали–уважение к старшим, вежливость, дисциплинированность, заботливое отношение к родителям, исполнительность и честность. Народное поэтическое слово, пример духовного служения людям, может и должен духовно обогатить эту сферу.

5. Как организовать окружающую среду по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. При организации предметно – развивающей среды в группе, я определила для себя несколько критериев, по которым действовала:


1.Безопасность. 2.Наглядность. 3.Яркость. 4.Мобильность. 5.Доступность.


Всем известно, что дети особенно внимательно откликаются на наглядные методы и приемы, поэтому чтение, рассказ и пение песенок, потешек, загадок я сопровождаю показом иллюстрациями, картинками, оформленные в ярком, детском стиле. Были оформлены и приобретены различные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, театр на фланелеграфе. Также в художественном уголке нашли своё место народные игрушки – дымковские, богородские, филимоновские, матрешки. Народная игрушка – это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр и игрушек в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Огромную роль в организации развивающей среды оказали родители. Мамы изготовили наряды, на мастер-классе аксессуары (бусы, венки, браслеты) для уголка ряжения. Для двигательной активности детей широко используется свободное пространство группы. Дети с удовольствием играют в подвижные русские народные игры («Платочек», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Зайка» и др.). Были изготовлены маски, шапочки, веночки, косички, подобрана картотека игр, художественное слово.

По результатам использования малых форм народного фольклора в работе с детьми 1 младшей группы можно сделать следующие выводы:

– Развивается интерес детей к художественной литературе, народному творчеству;

– развивается память при разучивании песенок, потешек, зазывалок, колядок, загадок, пословиц и поговорок;

– расширяются и углубляются познания ребенка об окружающем мире;

– развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

– активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;

– совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

– происходит формирование гендерного поведения;

– развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения;

– стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;

– участие в театрализованных забавах по фольклору доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Если у вас есть желание умело вплести в педагогический процесс «народную педагогику», то активно принимайтесь за работу, ведь не так сложно это сделать русскому человеку с русской душой, педагогу, понимающему и любящему детей, у которого есть призвание привнести в жизнь детей добро и красоту.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. 2012.
  2. Евдокимова Е. С. Воспитание маленького Волжанина.
  3. Ветлушина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольника.
  4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.
  5. Павлова Л. Н. Фольклор малышам.
  6. Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких – М.; изд. «Просвещение», 1987.
  7. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
  8. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Я.; «Академия развития», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, ознакомление детей, окружающий мир, гендерное воспитание, детский сад.


Похожие статьи

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Приобщение детей раннего возраста к художественно-изобразительной деятельности в условиях семейного воспитания

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Похожие статьи

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Приобщение детей раннего возраста к художественно-изобразительной деятельности в условиях семейного воспитания

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Задать вопрос