Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания
Автор: Шкоренкова Ирина Сергеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 773 раза
Библиографическое описание:
Шкоренкова, И. С. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания / И. С. Шкоренкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1090/ (дата обращения: 25.12.2024).
В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экскурсиях, развлечениях, викторинах, утренниках, конкурсах. В работе с родителями используются домашние задания. Они совместно с детьми изготавливают кормушки для птиц, облагораживают территорию нашего детского сада. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме консультаций, папок — передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.
Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, попятно, эмоционально, начиная с того, что их окружаем, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
‒ повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
‒ люди берегут и охраняют природу;
‒ есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края — Мурманской области и родного посёлка — Печенга. Успешность познавательного развития дошкольников при знакомстве с родным посёлком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром через разные виды детской деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Чтобы развивать в детях способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта, представлений и речевых умений необходимо организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании её в интересах своего развития. Благодаря экскурсиям дети имеют возможность получить значительный объём информации, у них формируются способы мыслительной деятельности. Общаясь с участниками экскурсии, ребёнок усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.
В ходе экскурсии мы помогаем воспитанникам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать о них необходимую информацию. Материал экскурсии, мастерство его изложения дают возможность детям анализировать, делать необходимые выводы.
Экскурсии с детьми мы проводим как вне учреждения, так и в нём. Экскурсии, проводимые внутри учреждения, знакомят детей с трудом большего количества сотрудников: медсестра, прачка, повар. Постепенно круг, охватываемый экскурсиями, расширяется: дети на прогулках наблюдают за трудом дворника, водителей продуктовых машин. Также мы помогаем дворнику в уборке территории сада: уборке мелкого мусора, уборке сухих листьев, подметании дорожек. Всё это даёт представление о труде взрослых, вызывает у детей добрые чувства. Осуществляется взаимосвязь с местной библиотекой и воинскими частями, стоящими в поселке. На данный момент проводятся выставки рисунков, экскурсии к памятникам поселка Печенга(Мемориальный комплекс «Холм Славы, вт.ч. танк Т-34; Стелла на захоронении советских воинов и др.), разрабатывается долгосрочный проект по патриотическому воспитанию «История моего поселка»- работа проводится по поиску утраченной мемориальной доски с Братской могилы.
В старшей дошкольном возрасте (5–7 лет) знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. При отборе содержания для ознакомления с Родиной, учитывается наиболее ценное для формирования у детей положительного отношения к общественным явлениям, к своей стране. Когда планируется работа по патриотическому воспитанию,то разрабатывается календарно-тематический план, который взаимосвязан с общественными праздниками: «День народного единства», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «Международный день защиты детей», «Международный день друзей», «День России». Также учитывается региональный компонент при ознакомлении детей с родным краем: Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приёмы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с произведениями искусства, живописи, литературы, педагоги одновременно формирует у них оценочное отношение к окружающей действительности.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая помогают начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма
Литература:
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.
- Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.
- Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука — практике / О. А. Анищенко. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 102 с.
- Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Творческий центр Сфера, 1992. — 120с.
- Белая, К. Ю. От сентября до сентября / К. Ю. Белая. — М.: ВАКО, 1987. — 86 с.
- Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. — М.: Творческий центр Сфера, 1998. — 175 с.
- Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.