Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм — важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Воспитание любви к своей Родине, к родному краю начинается с дошкольного возраста, это очень сложный и длительный процесс, который играет огромную роль в становлении личности ребенка. В.Сухомлинский писал: «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», и невозможно патриотическое воспитание без воспитания сердца. Ведь человек может беречь, охранять и защищать только то, что он любит, что близко и дорого его сердцу.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России.
В младшем дошкольном возрасте знания о родной стране дети получают в основном на занятиях и в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок или рассказов воспитателя, чтения художественных произведений (совместная деятельность).
Для решения задач патриотического воспитания используются следующие виды занятий:
‒ Непрерывная образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры, ИОС);
‒ занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (художественная деятельность, творческое рассказывание).
В среднем дошкольном возрасте программа ознакомления с родным краем включает темы: «Правила дорожного движения», «Знакомство с общественно-бытовыми зданиями», «Знакомство с городом», «Знакомство детей с разновидностями транспорта», «Улицы нашего города». Задачей воспитателя является научить детей замечать все происходящее вокруг.
В основе ознакомления с родными местами мы проводим наблюдения, опираясь на впечатления, полученные детьми. Планируем экскурсии в парк, прогулки по ближайшим улицам и летом, и зимой, и ранней весной, и золотой осенью.
Дети стали убеждаться в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.
В результате прогулок и экскурсий дети узнали, что в городе много улиц и каждая имеет свое название, что некоторые здания имеют общественное назначение (почта, ателье, магазины). Определяли их назначение по внешним отличительным признакам: на здании почты висит почтовый ящик, у магазина есть витрина с выставленными в ней продуктами или промтоварами.
Во время прогулок обращаем внимание на то, что в любое время года взрослые проявляют заботу о чистоте и порядке родного города: зимой расчищают дорожки от снега, весной сажают деревья и цветы, летом поливают, а осенью собирают опавшую листву. Ребята начинают понимать, что люди трудятся, чтобы их родной город становился краше и чище.
Также проводим целевые прогулки к памятникам, где дети узнают, кому установлен памятник, показываем, как люди бережно охраняют и ухаживают за ними.
Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: «Наша улица», «Наш детский сад».
Свои впечатления дети обыгрывают в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Почта», «Мы строим город», «Детский сад», «Путешествие на автобусе». Дети узнали, что если поехать на автобусе или поезде, то можно приехать в другой город нашей области — Самару.
Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и в «путешествия». Дети с увлечением играют в путешествия по реке, на которой живут — Волге.
Игры в «путешествия» способствуют развитию потребности в получении новых знаний о людях нашего города, о нашей области. Также знакомим детей с городом при рассматривании картин, иллюстраций. Сравниваем город и село. Рассматриваем картины, изображающие сельский и городской пейзаж, рисуем село и многоэтажные городские здания, конструируем постройки. Делаем вывод, что село меньше города, что в городе много улиц, большое движение транспорта. Закрепляем эти знания с/р игрой «Строители», где дети из крупного строительного материала строили дорогу в город, улицу города и т. п.
Знакомим детей с народными играми «Краски», «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Большой мяч» и т. д.
Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — задача, которая вполне по плечу любой семье. И в этом нам на помощь приходят родители. Мы стараемся привлекать родителей к общественной жизни детского сада, группы. Родители принимают участие в субботниках, устраиваем совместные прогулки в парк, экскурсии в музей истории города, совместное участие в праздниках.
Литература:
- Алешина, H. B. Ознакомление дошкольников c окружающей и социальной действительностью / H. B. Алешина — M.: ЦГЛ, 2005. — 168 c.
- Маханева, M. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / M. Д. Махнева — M.: Скрипторий, 2008. — 72 c.
- Рыбакова, И. B. Ознакомление c родным краем как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. — C. 14−17
- https://www.bibliofond.ru/