В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с промыслами мордвы.
Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, промыслы мордвы, духовно-нравственное наследие,народная культура.
Изучение историко-этнографического материала Республики Мордовия
(Н. Ф. Беляева, Э. М. Бларакина, М. Е. Евсевьев, А. И. Маскаев, Н. Ф. Мокшин,
К. Т. Самородов, Н. В. Талдин, Э. Н. Таракина) дает основание полагать, что ее этнопедагогическое наследие содержит продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде.Экологические приоритеты отражены, прежде всего, в процессе взаимодействия между ландшафтом и этносом, человеком и окружающей средой [1, c. 4].
Самобытность каждого народа в его творческом потенциале, отраженном в материальной и духовной культуре. Особое место в ней занимают народные промыслы. Народные промыслы – неотъемлемая часть культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие традиции. Проведя анализ краткого исторического экскурса развития промысловой деятельности мордовского народа (земледелие, пчеловодство, охота и рыболовство, плетение лаптей), мы пришли к выводу о том, что по своей сути народные промыслы являются не только своеобразной отраслью материального производства, но и особой областью духовной жизни, непосредственно влияющей на экологическое сознание человека, в том числе и детей старшего дошкольного возраста.
Анализ программ «От рождения до школы» [2] и «Мы в Мордовии живем» [3], на основании которых выстраивается воспитательно-образовательный процесс во многих детских садах нашего региона, наглядно продемонстрировал, что на этапе дошкольного детства детей знакомят лишь с элементами народного декоративно-прикладного искусства (мордовская вышивка), формируют фрагментарные представления о творческой деятельности всемирно знаменитых земляков (Ф. В. Сычков, Д. С. Эрзя), что является далеко, не всегда достаточным для пытливого детского ума, стремящегося к новым знаниям и увлекательным открытиям, которые таит в себе матушка-природа.Все это определяет актуальность совершенствования теории и практики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.
При организации работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с промыслами мордвы важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружениеи экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса.
Для детей 6-7 лет промыслы мордвы–весьма занимательный материал, обладающий огромным потенциалом развивающего воздействия, позволяющий во многом восполнить пробелы в экологическом направлении воспитательно-образовательного процесса детского сада.
На данный момент в Республике Мордовия функционируют несколько организаций, занимающихся производством товаров народного промысла. Наиболее крупными являются ЗАО «Мордовские узоры», АНО «Дом народных ремесел», музейно-этнографический комплекс в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района, музейно-выставочный комплекс по валяльному делу в Урусове и др. А село Редкодубье, славиться мастерами, исстари занимающимися лозоплетением (изготовление плетёных изделий излозы: короба,корзины,вазы, мебель) и бондарным промыслом (изготовление деревянных бочек). В Мордовии создана широкая сеть художественных школ, в которых изучаются народные промыслы (резьба по дереву, лозоплетение и др.). Во многих школах работают заслуженные и признанные мастера.Поэтому очень важно введение в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего промыслы мордовского народа.
Мы считаем, что эффективными условиями экологического воспитания детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с промыслами мордвы является: естественнонаучная осведомленность педагогов в вопросах экологического воспитания детей посредством ознакомления с народными промыслами мордовского народа (изучение специальной научно-методической литературы, проведение тематических педагогических советов, консультации для педагогов, направленных на обмен опытом, участие в конференциях, методических объединениях, как в рамках своего детского сада, так и за его пределами); эффективные методы и средства педагогического воздействия (беседы, экскурсии, экологические акции, трудовой десант, выставки работ народных умельцев, детских рисунков, просмотр видеофильмов о разных видах народных промыслов мордовского народа); включение познавательного материала о народных промыслах, в контексте экологического воспитания, в различные доступные ребенку виды деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания); преемственность детского сада и семьи по проблеме экологического воспитания старших дошкольников посредством ознакомления с промыслами мордвы (совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к народным праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд «Тайны природы», совместные посещения музея).
Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с промыслами мордвы является результатом освоения ими доступного этнокультурного содержания, накопленного многовековым народным опытом. Для детей 6-7 лет промыслы мордвы–весьма занимательный материал, обладающий огромным потенциалом развивающего воздействия, который очень важно использовать в педагогическом процессе детского сада, учитывая выше перечисленные условия.
Литература:
- Кондратьева, Татьяна Николаевна. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (На материале Республики Мордовия): дис. ... канд. пед. наук / Кондратьева Татьяна Николаевна. – Москва, 2006. – 193 с.
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.