Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада
Авторы: Мазуренко Оксана Владимировна, Сидорова Елена Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 28.10.2014
Статья просмотрена: 810 раз
Библиографическое описание:
Мазуренко, О. В. Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада / О. В. Мазуренко, Е. Н. Сидорова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6482/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо «сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения» [3, с. 9]. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
В связи с этим внимание к задаче формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям не ослабевает, сам процесс формирования этнокультурной осведомленности детей становится одним из приоритетных направлений воспитания, нацеленным на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде [1; 2].
Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.
Формирование чувства патриотизма происходит постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Обобщение педагогического опыта авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой, изложенного в «Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации» [4], способствовало замыслу и созданию серии мероприятий и занятий для дошкольников по изучению природы мордовского края.
Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. В групповых уголках природы благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира мордовской земли.
В октябре в детском саду традиционно проходит цикл занятий «Мордовский лес полон чудес», в рамках которого дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.
Продемонстрируем возможный вариант познавательного занятия в подготовительной группе на тему «Путешествие в мордовский лес».
Цель: познакомить детей с природой мордовского края.
Задачи:
- расширить представления детей о растениях и животных мордовского леса;
- активизировать словарный запас детей;
- закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята (стук в дверь). Кто это? (это слон). Как ты тут очутился?
Слон: Вы знаете, ребята, я очень любопытный, и мне интересно знать, как живут звери в вашем родном крае.
Воспитатель: Дети, а как называется наш край? (Республика Мордовия). Давайте вместе со слоником отправимся в путешествие в мордовский лес. Ну что же, давайте усядемся поудобнее и поедем. А на чем мы поедем? Чтобы это узнать, мы должны с вами собрать вот эту картинку (дети складывают разрезную картинку автобуса).
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Посмотрите, как много деревьев вокруг. Угадайте, что это за деревья? Внимательно слушайте мои подсказки:
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Зимой и летом -
Одним цветом.
(Ель)
После каждой отгаданной загадки воспитатель выставляет картинку с изображением дерева.
Воспитатель: Вот видишь, милый слоник, как много разных деревьев в нашем лесу.
Дидактические игры «С какого дерева плод», «С какого дерева листик»
Воспитатель: Дети, а что еще растет в лесу? (загадки о растениях, ягодах, цветах с показом картинок).
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
(Папоротник)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте с вами ненадолго превратимся в деревья. Повторяйте за мной все движения.
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз-наклон, два-наклон,
Зашумит листвою он.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Слон: Ой, а что это я нашел?
Воспитатель: Посмотрите, что нашел слон? (это гриб).
Слон: А я слышал, что грибы можно есть, и я сейчас его съем!
Воспитатель: Дети, скажите, можно ли есть этот гриб? (нет, он не съедобный!) Как он называется? (мухомор). Ребята, давайте расскажем нашему другу, какие грибы еще нельзя есть.
Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Воспитатель: Молодцы!
Слон: Спасибо вам! А есть ли в вашем чудесном лесу животные?
Воспитатель: Конечно. Давайте я буду называть вам разных животных, как только вы услышите то животное, которое живет в нашем лесу, в Мордовии, то вы хлопните в ладоши.
Дидактическая игра «Угадай, чей хвост».
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Слон: Спасибо вам, ребята, за интересную прогулку. Мне у вас очень понравилось. А у вас растут бананы, очень уж я их люблю? (ответы детей). Ну что ж, ребята, тогда я отправляюсь домой.
Слон раздает детям бананы.
Таким образом, в процессе реализуемого цикла занятий дошкольники получают возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.
Литература:
1. Винокурова, Н. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой / Н. В. Винокурова, О. В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12103 (дата обращения: 16.03.2014).
2. Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». URL: http://rg.ru ›pril/83/84/78/1292_koncepciia.pdf
3. Шейко, Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие / Н. Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 7. — С. 6–17.
4. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова. — Шуя: Весть, ШГПУ, 2006. — 23 с.