Социализация личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Это период овладения норм социального поведения. Успешная социализация дошкольника во многом зависит от правильной организации свободного общения.
При формировании готовности к свободной совместной деятельности со сверстниками, большое значение уделяется развитию эмоциональной отзывчивости каждого ребенка. Эмоциональную отзывчивость можно рассматривать как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру. М. С. Лисина, А. Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. В. В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений. [6, с. 16]
Решающей ролью в становлении эмоциональной отзывчивости является развитие эмоционального интеллекта в целом. Эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития эмоциональной отзывчивости, впоследствии положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия.
Мы обозначили задачи:
– Определить место и роль эмоционального интеллекта в успешной социализации у детей дошкольного возраста.
– Создать условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта, разработать и апробировать методы развития эмоционального интеллекта совместно с психологом и выявить влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста.
– Вовлечь в педагогическую деятельность родителей.
Практическая реализация состоит во включении детей дошкольного возраста в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.
Мы создали системную работу. Она способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе педагогической деятельности у детей происходили изменения в эмоциональной сфере ребенка. Возрастала потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.
Организация занятий имеет как самостоятельный, так и включенный характер. Проводим их в совместной деятельности с использованием разных видов игр, этюдов, релаксационных упражнений. Часть материала используем в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. Часть занятий также включена в другие занятия дошкольной подготовки.
Основной целью первого этапа является формирование навыков эмоциональной отзывчивости в процессе взаимодействия детей друг с другом. На данном этапе дети учатся распознавать эмоциональное состояние друг друга, литературных персонажей, усваивают нормы и правила поведения. Для них моделируются различные проблемные ситуации, которые необходимо обыграть. У детей формируется оценочное отношение к происходящему, осмысление прослушанных литературных произведений и обогащение чувств. Дети еще не могут самостоятельно проникнуть в содержание произведения, не могут понять эмоциональные состояния литературных героев и нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы.
Чтение произведения.
Беседа о прочитанном.
Рассматривание иллюстраций.
Игры-беседы детей с персонажами.
Этюды на выражение эмоций у детей.
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Работа по развитию эмоционального интеллекта ведется в определенной последовательности: от более простых и понятных эмоций к более трудным. Детей знакомим с существующими эмоциями и одними из лучших помощников в этом деле будут развивающие карточки. Варианты могут быть разнообразные — от смайликов до портретов родственников, либо самого ребенка.
Чтобы весело изучать эмоции, придумываем вместе короткие рассказы и подбираем подходящее лицо для выражения эмоций у ребенка на картинках, обращая внимание на форму губ, положение бровей, форму глаз характерных для того или иного эмоционального состояния. Читаем сказки, рассказы, обсуждаем чувства и эмоции главных героев. Слушаем классическую музыку и обсуждаем, какие эмоции и чувства вызывает тот тили иной фрагмент музыкального произведения. Рассматриваем картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждаем, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.
Используем психологические разминки, направленные на снятие эмоциональных зажимов: «Жители сказки»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т. д.). По сигнал ребенок показывает героя как можно более страшным, а все остальные отгадывают, кто был изображен.
«Сделай страшного героя добрым!» Каждый ребенок придумывает историю, почему его герой стал страшным, и все вместе думают, как можно освободить его от злости и страха, как сделать его добрым и счастливым. Каждый страшный персонаж проходит через ритуал освобождения от злости и становится добрым (ребенок проигрывает или проговаривает это превращение: например, его герой прощает того, кто его обидел).
Психологическая разминка. «Страшный — смешной»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей и его «нестрашного» занятия. Например, Баба Яга собирается на свидание или Кощей занимается в тренажерном зале и т. д. Цель — изобразить героя как можно более смешным и рассмешить всех остальных.
«Галерея Смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
Психологическая разминка. «Конкурс страхов»: дети передают по кругу мячик, заканчивая предложение: «Человек боится…». Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот выбывает из игры. В конце игры делается вывод: все люди чего-то боятся, но надо учиться преодолевать свои страхи.
«Кубик откровений». На занятии появляется волшебный «кубик откровений». Дети по желанию рассказывают о своих личных страхах, а все остальные думают, что можно посоветовать в этой ситуации, как можно справиться со страхами.
«Темносказка». Детям читается одноименная сказка о том, как маленький мальчик боялся темноты и как он преодолел свой страх. Все слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой сказке. После прочтения сказки проводится обсуждение того, как герой справился со своими страхами, что ему в этом помогло. Желающие рассказывают о своем опыте преодоления тех или иных страхов. Затем каждый заканчивает предложения: «Страх мешает, когда…», «Страх помогает, когда…». Делается вывод о том, что страх может не только мешать, но и помогать человеку: например, предупреждать и защищать его от опасности.
На втором этапе у детей формируется целостное представление о своем Я, выделяются два направления работы с детьми «Я и Я», «Я и другие». Используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания, самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям; способности различать свои эмоциональные ощущения; на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу. На данном этапе использовались:
- Проведение этюдов и театрализованных представлений.
- Обыгрывание различных ситуаций.
- Игры на разрешение конфликтных ситуаций.
- Самостоятельное проведение упражнений на релаксацию.
- Составление сказок, рассказов из опыта (на различные темы о переживаниях ребенка).
Проводим игры-драматизации (где ребенок учится взять на себя несложную роль и проявить различные состояния данной роли: грустит, радуется, злится).
Через театрализованные игры развиваем умение различать яркие эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам.
Проводим подвижные игры на снятие эмоционального напряжения и поднятие положительного эмоционального тонуса, воспитание первоначальной эмоциональной регуляции.
Без помощи родителей не обошлось, они стали более активны, потому что их и наши старания не прошли даром. Были проведены консультации: «Как бороться с капризами? Наказание и поощрение? У меня агрессивный ребенок, помогите! Ребенок просит собаку, это катастрофа?» и многое другое.
Результаты за период работы:
- В группе созданы условия для понимания и распознавания детьми своего внутреннего эмоционального состояния и состояния окружающих, овладения средствами эмоциональной выразительности.
- Положительная динамика развития коммуникативных навыков, способности к продуктивному общению, умения сотрудничать и избегать конфликтов.
- Дети готовы к коллективным формам деятельности, умеют устанавливать дружеские отношения, самостоятельно решают конфликты мирным путем, способны управлять своим поведением и способами общения.
Перспективы дальнейшей работы видятся в более глубоком изучении данной проблемы, в дальнейшей разработке и совершенствовании алгоритма проектирования методов и технологий, внедрении и оценке их эффективности в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.
Литература:
- Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. — Минск: Попурри, 2004. — 208 с.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: КСП+, 2003. — 272 с.
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 569–571.
- Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. — М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2004. — 174 с.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. — 280 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985.