Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Буркова, Л. Л. Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста / Л. Л. Буркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84331/ (дата обращения: 17.12.2024).



Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Процесс социализации понимается как активное освоение дошкольником социальной среды, форм поведения в этой среде и гармонизацию отношений с другими участниками социума, а также собственное развитие в этой среде.

На современном этапе проблема социализации детей дошкольного возраста особенно актуальна. Современное общество подвержено резким и порой кардинальным изменениям, что находит свое отражение в развитии и формировании личности ребенка. Социализация детей дошкольного возраста является одной из главных задач дошкольного образования.

Специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых — комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Следовательно, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и образовательной деятельности. Воспитание личности ребёнка всегда было одной из сложных задач в педагогике.

Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми. Один из видов деятельности дошкольников, по освоению мира социальных отношений является конструктивно-модельная деятельность.

Нами разработан педагогический проект конструктивно-модельной деятельности «Страна Конструктория». Одной из задач педагогического проекта являлось: создавать условия для эффективной социализации детей дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности, а именно:

— формировать предпосылки учебной деятельности: планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, овладение умениями понимать поставленную задачу, самостоятельно решать её, осуществлять самоконтроль, самооценку выполненной работы;

— развивать нравственно-волевые качества — самостоятельность, инициативность, целеустремленность, ответственность, презентовать результаты своего труда — умение работать в паре, в малой группе, в команде, действовать в нестандартных ситуациях, умение находить новые решения, самостоятельно решать проблемные задачи;

— воспитывать социально-коммуникативные качества: доброжелательное отношение к окружающим, умение учитывать интересы других, осознавать свою роль, свой вклад в достижении общей цели.

Одной и самых привлекательных и результативных форм реализации поставленных задач является технология проектной деятельности. Решению данной задачи способствовала проектная деятельность. В рамках долгосрочного педагогического проекта «Страна Конструктория» разработаны и реализуются педагогические проекты «ТИКО-мастера», «Лего-мастера», «Мастерская Фанкластик», а так же детские познавательно- творческие и исследовательские проекты в разных возрастных группах. В рамках педагогического проекта разработаны и реализованы детские и детско-взрослые проекты по конструктивно-модельной деятельности. В младшей группе: «ТИКО — сказки», «Лего — цветы»; в средней группе: «Лего — цифры», «Мир животных», «Мир растений»; в старшей группе: «Военная Техника»; «Новогодняя ёлка»; «Летательные аппараты»; «Самолёт построю сам я»; «Конструирование машин своими руками»; в подготовительной к школе группе реализованы проекты: «Роботы помощники людей»; «Чайная посуда для кукол»; «Камни — это интересно»; «Техника Победы».

Все проекты имеют социально-ценностную направленность.

Проекты конструктивно-модельной деятельности направлены на развитие социальных чувств, социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и формирование ценностного отношения к окружающему миру. Свои проекты дети представляли на конкурсах разного уровня.

Участвуя в конкурсах, фестивалях дети приобретают опыт выступления на публике, среди незнакомых взрослых и незнакомых ровесников, учатся презентовать свои изобретения, постройки и конструкции, тем самым вступая во взаимосвязь с социальным окружением, осваивают правила взаимоотношения с взрослыми и с ровесниками в социальном пространстве. Приобретают уверенность в своих силах, ощущают себя значимыми, умелыми. У детей развивается социальная активность, положительная самооценка, уверенность в себе, происходит осознание роста своих достижений, воспитывается чувство собственного достоинства. Развиваются социально-ценностные ориентации. В свою очередь все эти личностные качества способствует процессу позитивной социализации дошкольников.

Участие родителей и педагогов в проектной деятельности дало возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия, способствовало развитию социально-коммуникативных навыков, обогащению социально-личностного опыта детей, развитию детского самосознанию. В процессе совместной деятельности усваиваются правила отношений взрослых и детей (быть вежливым, проявлять интерес к действиям окружающих).

В процессе конструктивной деятельности у дошкольников формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе конструирования дети осваивают разные способы взаимодействия со сверстниками: объединяются в пары или небольшие подгруппы, обсуждают план действий при реализации намеченной цели, расширяются представления об окружающем мире, учатся рассказывать о своих постройках.

Конструктивно-модельная деятельность одновременно является и игровой деятельностью. Дети с удовольствием самостоятельно играют в сюжетно-ролевые игры, используя построенные макеты и модели из разных конструкторов.

Как известно игра — это одно из основных средств освоения детьми социального мира.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) работать дружно, не мешая друг другу.

Дети используют свои собранные модели не только в игровой, но и в театрализованной деятельности. В процессе этой деятельности, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность толерантность, положительная самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения. Дети осознают рост своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Применяя в своей педагогической практике конструирование, делаем упор на формирование и развитие способов взаимодействия дошкольников друг с другом. В силу своих возрастных особенностей, общение со сверстниками в детском коллективе становится актуально значимым. Его статус в группе, социальные переживания, отражающие его отношение к нормам и правилам поведения, его эмоциональное состояние, самооценка, уровень общения — основные показатели успешной социализации и адаптации дошкольника, с учетом которых мы стараемся организовать конструктивно-модельную деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность — это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку и кажется чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.

Ещё раз хочу отметить, что одно из направлений в нашей работе по конструктивно-модельной деятельности это задачи нравственного воспитания. Развитие у дошкольников социальных чувств, социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Конструируя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений: способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с окружающими людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.

Конструктивно-модельная деятельность позволяет удовлетворить социальные потребности такие как: межличностные отношения, взаимопонимание, достижение поставленной цели, творческой реализации, познание окружающего мира.

Конструктивно-модельная деятельность в процессе социализации дошкольников способствует созданию комфортных условий для проживания детства воспитанниками, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ему свободу, формирует позитивное мироощущение, самочувствие. Следовательно, способствует успешной социализации дошкольников.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников по конструктивно-модельной деятельности создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки ранней профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в стране.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. — М.: МОЗАИКА
  2. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД «Цветной мир», 2017. — 200 с.
  3. Лыкова И. А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих». Познаём, конструируем, играем. М.: ИД «Цветной мир», 2019. — 48 с.
  4. Обухова С. Н. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации — Челябинск, Цицеро, 2014. — 82 с., СИНТЕЗ, 2014. — 80 с.
  5. Щетинина А. М.Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. –132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конструктивно-модельная деятельность, окружающий мир, ребенок, дошкольный возраст, педагогический проект, проектная деятельность, эмоциональная отзывчивость, положительная самооценка, собственное достоинство, социальный интеллект.


Похожие статьи

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Похожие статьи

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Задать вопрос