Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Процесс социализации понимается как активное освоение дошкольником социальной среды, форм поведения в этой среде и гармонизацию отношений с другими участниками социума, а также собственное развитие в этой среде.
На современном этапе проблема социализации детей дошкольного возраста особенно актуальна. Современное общество подвержено резким и порой кардинальным изменениям, что находит свое отражение в развитии и формировании личности ребенка. Социализация детей дошкольного возраста является одной из главных задач дошкольного образования.
Специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых — комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.
Следовательно, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и образовательной деятельности. Воспитание личности ребёнка всегда было одной из сложных задач в педагогике.
Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми. Один из видов деятельности дошкольников, по освоению мира социальных отношений является конструктивно-модельная деятельность.
Нами разработан педагогический проект конструктивно-модельной деятельности «Страна Конструктория». Одной из задач педагогического проекта являлось: создавать условия для эффективной социализации детей дошкольного возраста в процессе конструктивно-модельной деятельности, а именно:
— формировать предпосылки учебной деятельности: планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, овладение умениями понимать поставленную задачу, самостоятельно решать её, осуществлять самоконтроль, самооценку выполненной работы;
— развивать нравственно-волевые качества — самостоятельность, инициативность, целеустремленность, ответственность, презентовать результаты своего труда — умение работать в паре, в малой группе, в команде, действовать в нестандартных ситуациях, умение находить новые решения, самостоятельно решать проблемные задачи;
— воспитывать социально-коммуникативные качества: доброжелательное отношение к окружающим, умение учитывать интересы других, осознавать свою роль, свой вклад в достижении общей цели.
Одной и самых привлекательных и результативных форм реализации поставленных задач является технология проектной деятельности. Решению данной задачи способствовала проектная деятельность. В рамках долгосрочного педагогического проекта «Страна Конструктория» разработаны и реализуются педагогические проекты «ТИКО-мастера», «Лего-мастера», «Мастерская Фанкластик», а так же детские познавательно- творческие и исследовательские проекты в разных возрастных группах. В рамках педагогического проекта разработаны и реализованы детские и детско-взрослые проекты по конструктивно-модельной деятельности. В младшей группе: «ТИКО — сказки», «Лего — цветы»; в средней группе: «Лего — цифры», «Мир животных», «Мир растений»; в старшей группе: «Военная Техника»; «Новогодняя ёлка»; «Летательные аппараты»; «Самолёт построю сам я»; «Конструирование машин своими руками»; в подготовительной к школе группе реализованы проекты: «Роботы помощники людей»; «Чайная посуда для кукол»; «Камни — это интересно»; «Техника Победы».
Все проекты имеют социально-ценностную направленность.
Проекты конструктивно-модельной деятельности направлены на развитие социальных чувств, социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и формирование ценностного отношения к окружающему миру. Свои проекты дети представляли на конкурсах разного уровня.
Участвуя в конкурсах, фестивалях дети приобретают опыт выступления на публике, среди незнакомых взрослых и незнакомых ровесников, учатся презентовать свои изобретения, постройки и конструкции, тем самым вступая во взаимосвязь с социальным окружением, осваивают правила взаимоотношения с взрослыми и с ровесниками в социальном пространстве. Приобретают уверенность в своих силах, ощущают себя значимыми, умелыми. У детей развивается социальная активность, положительная самооценка, уверенность в себе, происходит осознание роста своих достижений, воспитывается чувство собственного достоинства. Развиваются социально-ценностные ориентации. В свою очередь все эти личностные качества способствует процессу позитивной социализации дошкольников.
Участие родителей и педагогов в проектной деятельности дало возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия, способствовало развитию социально-коммуникативных навыков, обогащению социально-личностного опыта детей, развитию детского самосознанию. В процессе совместной деятельности усваиваются правила отношений взрослых и детей (быть вежливым, проявлять интерес к действиям окружающих).
В процессе конструктивной деятельности у дошкольников формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе конструирования дети осваивают разные способы взаимодействия со сверстниками: объединяются в пары или небольшие подгруппы, обсуждают план действий при реализации намеченной цели, расширяются представления об окружающем мире, учатся рассказывать о своих постройках.
Конструктивно-модельная деятельность одновременно является и игровой деятельностью. Дети с удовольствием самостоятельно играют в сюжетно-ролевые игры, используя построенные макеты и модели из разных конструкторов.
Как известно игра — это одно из основных средств освоения детьми социального мира.
Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) работать дружно, не мешая друг другу.
Дети используют свои собранные модели не только в игровой, но и в театрализованной деятельности. В процессе этой деятельности, формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность толерантность, положительная самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения. Дети осознают рост своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Применяя в своей педагогической практике конструирование, делаем упор на формирование и развитие способов взаимодействия дошкольников друг с другом. В силу своих возрастных особенностей, общение со сверстниками в детском коллективе становится актуально значимым. Его статус в группе, социальные переживания, отражающие его отношение к нормам и правилам поведения, его эмоциональное состояние, самооценка, уровень общения — основные показатели успешной социализации и адаптации дошкольника, с учетом которых мы стараемся организовать конструктивно-модельную деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность — это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку и кажется чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
Ещё раз хочу отметить, что одно из направлений в нашей работе по конструктивно-модельной деятельности это задачи нравственного воспитания. Развитие у дошкольников социальных чувств, социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Конструируя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений: способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с окружающими людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
Конструктивно-модельная деятельность позволяет удовлетворить социальные потребности такие как: межличностные отношения, взаимопонимание, достижение поставленной цели, творческой реализации, познание окружающего мира.
Конструктивно-модельная деятельность в процессе социализации дошкольников способствует созданию комфортных условий для проживания детства воспитанниками, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ему свободу, формирует позитивное мироощущение, самочувствие. Следовательно, способствует успешной социализации дошкольников.
В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников по конструктивно-модельной деятельности создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки ранней профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в стране.
Литература:
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. — М.: МОЗАИКА
- Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД «Цветной мир», 2017. — 200 с.
- Лыкова И. А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих». Познаём, конструируем, играем. М.: ИД «Цветной мир», 2019. — 48 с.
- Обухова С. Н. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации — Челябинск, Цицеро, 2014. — 82 с., СИНТЕЗ, 2014. — 80 с.
- Щетинина А. М.Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. –132 с.