Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондаурова, И. В. Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста / И. В. Кондаурова, С. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54105/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального отношения детей к средствам изобразительной деятельности старших дошкольников для становления активной личности.

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, продуктивная деятельность, социальный статус.

Творчество – основа социализации личности.

И. В. Солодовникова

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Продуктивная деятельность влияет на социальное развитие дошкольников, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор к проявлению его индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на необходимость позитивной социализации ребёнка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека и окружающей среде. Следует отметить, что эстетическое воспитание обладает значительными педагогическими возможностями в процессе социализации дошкольников, так как создает условия для развития таких необходимых для ее продуктивного осуществления качеств, как гуманное и доброжелательное отношение к миру и уважение к культурным традициям, умение строить конструктивный диалог. Учитывая современные требования, эстетическое воспитание дошкольников рассматривается как планомерный и целенаправленный процесс педагогического сопровождения становления личности, который основан на активизации эмоционального приобщения детей к искусству, освоении духовных ценностей культуры и поддержки раскрытия индивидуальности в самостоятельной творческой деятельности. Формируя у дошкольников эмоционально-чувственное восприятие красоты окружающего мира, раскрывая особенности художественных образов разных видов искусства, давая основы знаний о единстве и разнообразии культуры, можно помочь ребенку составить целостное представление о взаимоотношениях между людьми и нациями, об окружающем мире и роли человека в развитии культуры. Важно учитывать и формы организации продуктивной деятельности. По мнению А. В. Мудрика [1, с. 138], организация совместного творчества предполагает включение членов коллектива в процесс выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, реализации намеченного, анализа проделанной работы. Таким образом, в совместной продуктивной деятельности происходит усвоение норм сотрудничества. Проводя дошкольников по этапам постепенного формирования продуктивной деятельности, появляется возможность перевести мотивы и потребности в иной социально и эстетически значимый уровень. Учитывая важность данного направления, нами была определена цель нашей педагогической деятельности: создание педагогических условий для активизации влияния эстетического воспитания детей на процесс социализации.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Определить теоретические основания социализации дошкольников в культурной среде на основе активизации педагогических возможностей эстетического воспитания.

2. Разработать и применить систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса в дошкольном образовательном учреждении и в учреждениях дополнительного образования.

3. Провести работу по реализации условий, дидактических принципов и направлений педагогического сопровождения социализации дошкольников в культурном пространстве и разработать методические рекомендации для педагогов дошкольного образования.

В процессе продуктивной деятельности создаются благоприятные условия для социально–личностного развития ребенка-дошкольника. Каждое достижение дошкольника в продуктивной деятельности–маленькая победа, которое повышает творческий процесс в целом.

Предполагаемые результаты:

 рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия;

 применение детьми в творческой деятельности своих знаний и наблюдений, полученных в ходе знакомства с изобразительным искусством;

 формирование социальной направленности, «открытие сверстника», восприятие его положительной эмоциональной основы в качестве объекта взаимодействия, возникновения эмоциональной потребности и деловых мотивов общения как основы внеситуативно-личностных и внеситуативно-познавательных форм общения;

 развитие свободы, самовыражения.

С целью реализации задач по успешной социализации детей старшего дошкольного возраста мы запланировали:

1. Знакомство с годовым планированием МБУДО ДЮЦ «Русинка» г. Волжского.

2. Составление и утверждение плана совместных мероприятий педагогов дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений.

3. Разработать цикл занятий с использованием инновационных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности, развивающего и коллективного обучения, интегрированного обучения).

4. Подбор наглядного и игрового материалов, изготовление атрибутов.

Согласно разработанной модели основными видами продуктивной деятельности были выбраны: декорирование, детский дизайн, бумагопластика, коллаж, рисование в смешанных техниках. Для реализации основной цели–социализации детей в продуктивной деятельности мы используем соответствующие формы организации деятельности. Это занятия, экскурсии, культурологические походы, в ходе которых дети могли общаться по поводу увиденного, занятия блиц – рисование. В ходе конкурсов, акций, мы старались вызвать интерес к работам сверстников, провоцировали положительные взаимные оценки, помогали детям сформулировать и презентовать итог своей деятельности, обсуждали возникающие проблемы.

Воспитательно-образовательная работа строилась с учетом следующих принципов:

 от простого – к сложному;

 учет содержания и способов обучения;

 взаимосвязь продуктивной деятельности с различными видами детской деятельности.

Следуя перечисленным принципам, при организации продуктивной деятельности, работа педагога направлена, прежде всего, на развитие познавательного интереса, формирование образов восприятия в процессе организуемых педагогов наблюдений и обследований. В результате, создавая продукты своего труда, у детей проявляется стремление к познанию окружающего мира. Таким образом, грамотно выстроенные игры-занятия позволяют обеспечить личностное развитие, усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе ребенка-дошкольника.

Но мы обратили внимание, какой интерес вызывают у детей занятия, организованные в МБУДО ДЮЦ «Русинка», в выставочном зале, картинной галерее. В новой обстановке у детей рождались новые идеи на основе увиденного и в ходе совместного обсуждения проявлялся интерес к продуктивной деятельности. В ходе занятий, в которых принимали участие специалисты, как нашего дошкольного учреждения, так и других учреждений у детей была возможность задавать интересующие их вопросы, учиться общаться.

Инновационный подход в создании предметно-пространственной развивающей среды позволил нам организовать в виде художественно-творческого комплекса, который обеспечивает максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса ребенка-дошкольника. В изостудии мы создали свой мини-центр для самостоятельной художественной деятельности детей «Художники-волшебники», с целью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, что позволить ему быть свободным творцом, обеспечить его личностное развитие и способствует успешной социализации в детском коллективе.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом. В мае 2017 г. наши воспитанники, в составе 16 человек приняли активное участие в открытом городском конкуре детского изобразительного творчества «Шедевры изобразительного искусства глазами детей», конкурс копий выполненных участниками по просмотру картин художников г.Волжского в номинации: «Копия, выполненная непосредственно в музее». Призерами стали Егина Анна (диплом 2 степени), Логачёва Ольга (диплом 3 степени), остальные участники получили поощрительные призы. Сверстники пришли поддержать своих ребят, посетили выставку работ всех участников конкурса «Шедевры изобразительного искусства глазами детей» в филиале МБУ «ВМВК» «Картинная галерея». В результате работы у ребят развивается эстетический вкус, воспитываются чувства и переживания, связанные с познанием окружающего мира через художественное изображение, возможности самовыражения, признания и самоутверждения личности.

 DSC04981DSC04950 В ноября 2017 года в парке «Волжский» состоялось празднование Дня народного единства. В рамках праздника проводилась выставка детского творчества под открытым небом «Волжский вернисаж», на которой были представлены работы наших воспитанников. Яркое детское творчество сделало хмурый день теплее и ярче. Именно в силу своего созидательного характера, творчество детей создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка-дошкольника, способствует успешной социализации ребенка в обществе.

В апреле 2018 г. в Галерее творческого мастерства МБУДО ДЮЦ «Русинка» состоялся блиц-конкурс детского рисунка «Письмо солдату», посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Для детей была подготовлена экскурсия по выставочному залу, презентация о героях, которые защищали рубежи Родины в те далекие военные годы. Участники мероприятия читали стихи и рисовали свое солнечное детство–мирное небо, цветущие сады, счастливые лица. Воспитанники получали удовольствие от положительных результатов собственной деятельности, что способствовало развитию чувств «личной значимости» и повышала самооценку ребенка–дошкольника. Дети опустили в общий конверт – «треугольник» свои рисунки, а в завершении мероприятия выпустили в небо белых журавлей, символизирующих души солдат, отдавших жизни в боях за нашу Родину, за мирное небо над головой.

http://www.ivushka98.ru/wp-content/uploads/2017/04/Risunok1.jpghttp://www.ivushka98.ru/wp-content/uploads/2017/04/Risunok2.jpg

Наши воспитанники с огромным удовольствием приняли участие в международном конкурсе изобразительного творчества «Нет войне» и стали победителями регионального этапа. Рисунок Вдовиченко Полины, воспитанницы МДОУ д/с № 98 стал иллюстрацией в оформлении Устава для маленьких волжан.

Активное участие родителей в педагогическом процессе позволило нам открыть в МДОУ д/с № 98 мастерскую семейного творчества «Творческая мастерская». Деятельность мастерской направлена, прежде всего, на совместное творчество детей с их родителями, раскрытие творческого потенциала ребенка, знакомство как с новыми технологиями декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Занятия в мастерской проходили в форме показательно-практических мастер-классов, игр-занятий. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними.

Мы полагаем, что организация продуктивной деятельности в МДОУ д/с № 98 способствует успешной социализации, обогащению социального опыта детей дошкольного возраста. Главным эффектом их успешного влияния–это взаимодействие и гармоничное дополнение друг друга. В дальнейшем планируем расширить формы взаимодействия: привлекать ДОУ находившиеся в шаговой доступности, разнообразить формы взаимодействия детей и взрослых, разработать культорологические походы для маленьких волжан.

Литература:

  1. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики.–М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 202 с.
  2. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда ДОУ Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, изобразительное искусство, окружающий мир, ребенок, успешная социализация, выставочный зал, детское творчество, дополнительное образование, дошкольное образование, личностное развитие.


Похожие статьи

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР»

В статье анализируется объективная реальность учреждения дополнительного образования создавать условия для профессионального самоопределения школьников: от результата до эффекта воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми. Особое внимание у...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности

В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Похожие статьи

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР»

В статье анализируется объективная реальность учреждения дополнительного образования создавать условия для профессионального самоопределения школьников: от результата до эффекта воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми. Особое внимание у...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Эффективная ресоциализация людей третьего возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности

В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационно...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Задать вопрос