Новизна и практическая значимость данного проекта заключается в поиске и реализации технологий и методик психолого-педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетные направления развития системы образования Волгоградской области, реализуемые через проект:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [1].
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Согласно ФГОС ДО среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе выделяются индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [2].
Согласно ФГОС ДО в ДОУ должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.
Целью подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» государственной программы Волгоградской области является создание в системе дошкольного, общего образования и дополнительного образования равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации детей.
Актуальность проблемы
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.
Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается творческой деятельности посредством арт-педагогики и музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми, Развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей содействует организация досуговой деятельности.
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей.
Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждого растущего человека приобщить к основам культуры и социализации, сделать способным адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности участвовать в социальной деятельности. В полной мере эта установка определяет стратегию развития инклюзивного образования.
С 2014 г. в ДОУ действует проект по формированию и внедрению инклюзивного образования «Радость – это быть вместе!».
Проект основывается на комплексном подходе к решению проблем доступности дошкольного образования для всех категорий детей, на совместное образование детей с разными образовательными потребностями.
Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации» стал логическим продолжением проекта по внедрению модели инклюзивного образования «Радость – это быть вместе!».
Тема проекта:
«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, как создание условий для успешной социализации»
Цели проекта:
- Поиск новых методических подходов к организации сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Развитие творческих способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через музыкальную и изобразительную деятельность.
- Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Задачи проекта:
1. Изучение научной литературы и педагогического опыта по проблеме проекта.
2. Организация предметно – развивающей среды, способствующей развитию творческих способностей детей с ОВЗ.
3. Обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребёнка с ОВЗ.
4. Поиск и использование наиболее удачных методов и приёмов, форм организации занятий с детьми с ОВЗ.
5. Вовлечение детей с ОВЗ в совместную деятельность с педагогом и другими детьми: занятия, досуги, развлечения.
6. Охват детей с ОВЗ дополнительным образованием.
7. Создание условий для реализации и демонстрации способностей каждого ребёнка; участие в выставках, конкурсах.
8. Создание атмосферы психологического комфорта, ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.
9. Создание условий для обмена и трансляции опыта между педагогами других дошкольных учреждений города, региона.
10. Привлечение «внешних ресурсов», сотрудничество с другими организациями.
11. Способствование изменению общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
- адаптированы и приняты детской группой;
- с желанием посещают образовательное учреждение;
- участвуют в выставках, конкурсах, развлечениях.
Родители:
– понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
– полноценно участвуют в образовательном процессе учреждения;
– занимают активную позицию сотрудничества с педагогами, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
– в семьях созданы условия для формирования толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.
Педагоги:
- принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
- внедряют новые технологии и методики сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
– создают специальные условия для развития каждого ребёнка в соответствии с его образовательными потребностями
- эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
– имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
– повышают профессиональную компетенцию, транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.
Основные направления педагогической работы:
- максимальное всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков;
- активное включение в окружающую социальную среду;
- подготовка к школьному обучению.
Направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков включает в себя:
- разработку индивидуальных маршрутов развития ребёнка специалистами и воспитателями группы;
- выбор оптимальных для развития ребёнка методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами и воспитателями индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников и включает в себя:
- совместные занятия с родителями:
- индивидуальные беседы с родителями;
- консультации по запросам родителей;
- мастер – классы, игровые тренинги;
- круглые столы по обсуждению проблем, успехов.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности
В МАДОУ д/с № 1 имеются необходимые материально-технические условия для реализации проекта. Образовательная среда в ДОУ соответствует разным образовательным потребностям воспитанников. В группах предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребёнок самостоятелен в выборе вида деятельности, материала и игрушек.
В каждой возрастной группе оформлен и оборудован центр музыкальной деятельности, оборудованный музыкальными игрушками, детскими музыкальными и шумовыми инструментами, музыкально-дидактическими играми, имеются магнитофоны, аудиотека музыкальных произведений.
В музыкальном зале есть музыкальный центр, интерактивное оборудование, светомузыка.
В ДОУ оформлен и оснащен всем необходимым кабинет изостудии. Подобран материал и инструменты для арт-терапевтических сеансов, для изотерапии, для нетрадиционных способов рисования. В каждой возрастной группе организован центр изобразительной деятельности, где ребёнок имеет возможность выбора материала для самостоятельной и совместной деятельности с педагогом вне занятий. Для развития самостоятельности ребёнка педагоги используют недирективные способы поддержки детской инициативы и самостоятельности: алгоритмы, пошаговые карты, картинки последовательности действий. Детские работы используются для оформления группы. У каждого ребёнка есть возможность демонстрации своих результатов: размещение на доске творчества, участие в выставках, организация персональных выставок достижений.
Описание содержания проекта:
Направления деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения на различных этапах включения в Проект
Подготовительный (адаптационный) этап
- Педагоги осуществляют подбор литературы, материально – технических ресурсов; подбор дидактических, подвижных, познавательных, соответствующих тематике проекта;
- педагоги активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области воспитания и социализации детей с ОВЗ (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, вебинары);
- разрабатывается план мероприятий по Проекту;
- устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальным партнерами;
- апробируются имеющиеся или разрабатываются новые педагогические технологии и методики воспитания и социализации детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды;
- ведется работа по разработке документации сопровождения «особого» ребенка в ДОУ в рамках деятельности Лекотеки;
- осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ДОУ, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его;
Этап полного включения в Проект:
- в образовательном учреждении создаются условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей;
- проводятся мероприятия разного уровня по распространению новых технологий и методик в работе с целевой группой Проекта (тренинги, обучающие семинары, стажировки, участие в научно-практических конференциях);
- организована эффективная деятельность Лекотеки ДОУ;
- в Лекотеку включены дети – инвалиды, посещающие и непосещающие детский сад;
- разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
- поддерживается доступная, развивающая образовательная среда;
- ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, разрабатываются и реализуются адаптированные образовательной программы;
- ведется работа с детьми и родителями по формированию толерантности, отношений сотрудничества, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия).
- разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов;
- результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях;
- педагоги ДОУ обмениваются опытом как в рамках методических городских объединений, так и в мероприятиях выше уровнем (региональные и международные конференции, семинары);
- педагоги ДОУ повышают свой профессиональный уровень и профессиональную компетенцию по данной проблеме (курсы, вебинары, обучающие семинары).
Презентационный этап:
- презентация педагогического проекта «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, как создание условий для успешной социализации» на методических объединениях разных уровней;
- организация мероприятий по трансляции и обмену опытом работы;
- издание и распространение информационно-методических материалов по обобщению результатов Проекта;
- участие в профессиональных конкурсах и фестивалях.
Проект предусматривает проведение следующих основных мероприятий
1. Методические мероприятия по сопровождению педагогов:
- Презентация проекта «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, как создание условий для успешной социализации» в дошкольном учреждении (представление паспорта проекта).
- Консультация «Роль музыки в социализации детей с ОВЗ».
- Консультация «Изотерапия и арт-терапия как средство социализации детей с ОВЗ».
- Семинар «Педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
- Консультация «Педагогика сотрудничества. Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ, индивидуальные занятия по изобразительной деятельности»;
- Презентация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ».
- Консультация «Педагогические технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ».
- Мастер – класс «Су – джок терапия».
- Мастер – класс «Песочная терапия»
- Мастер – класс «Цветотерапия».
Педагоги получают методическую поддержку, изучают и внедряют педагогические технологии сопровождения «особого» ребёнка (технология личностно-ориентированного взаимодействия, педагогика сотрудничества, технология разноуровнего обучения, игровые технологии, технология стимулирования и сохранения здоровья, логоритмика и др.), нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, цветотерапия, арт-терапия).
2. Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей детей с ОВЗ, способствующих их социализации.
С детьми, зачисленными в Лекотеку, проводятся диагностические, игровые и терапевтические сеансы как индивидуально, так и совместно с их родителями. Дети могут посещать занятия в Лекотеке в том числе и в дни отсутствия в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность
Индивидуальные занятия с детьми в Лекотеке педагог дополнительного образования проводит в изостудии. Педагог по изобразительной деятельности на игровых арт-терапевтических сеансах вовлекает ребёнка в творческую деятельность, выявляя и активизируя его потенциальные возможности.
Педагог каждое занятие с детьми начинает с пальчиковой гимнастики, с игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
Целью арт-терапии является развитие сенсорных систем, познавательной деятельности, моторной, личностно-социальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка с помощью различных художественных приёмов.
Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками, и утюгом; витраж, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д), экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений.
На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения, мотивирующая родителей следовать за ребёнком и не вмешиваться в его игру, при этом поощряя его творческую активность.
Музыкальная деятельность
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Музыкальные руководители используют элементы музыкально – педагогической системы «Элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа, первостепенное значение в которой отводится музыкально-ритмическому воспитанию.
Основной целью занятия является не столько развитие техники, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития. При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально-коррекционную деятельность отличается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психологической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоциональной личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Использование речевых упражнений помогает развить у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Игры с инструментами – при овладении этой формой деятельности дети совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развиваетсячувство ансамбля, дети учиться различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты. Музыкально-двигательные упражнения – использование двигательных упражнений позволяют подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки.
Музыкальный руководитель использует разные формы проведения занятий с детьми: индивидуальные диагностические сеансы и индивидуальные занятия, занятия совместно с родителями в Лекотеке, занятия вместе с группой сверстников.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки – распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия, Су – Джок терапия и др.
Развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей содействует организация досуговой деятельности.
Дети с ОВЗ и их родители – полноправные участники досуговых мероприятий. Включение детей с ОВЗ наравне со своими сверстниками в танец, хоровод – потенциал успешности ребёнка, уникальный резерв приобретения ребёнком с ОВЗ неоценимого опыта взаимодействия и коммуникации, опыта самооценки
Использование роли зрителей или болельщиков также способствует формированию опыта эмоционально-оценочных отношений, формирует умение выражать сопричастность к коллективу сверстников.
4. Мероприятия на воспитание и формирование толерантности у детей дошкольного возраста
- Занятия в старших и подготовительных к школе группах на тему «Такие же как мы» (о людях с ограниченными возможностями здоровья, о их силе духа, вере в себя).
- Тематические занятия о спортсменах – параолимпийцах.
- Проведения Дня Доброты (в рамках Международного дня инвалида): подготовка концерта, развлечения, приглашение детей – инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения, изготовление детьми подарков для детей – инвалидов.
- Участие детей в концерте для детей – инвалидов в ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда» ко дню инвалида «Шаг навстречу».
- Проведение досуга «Солнечные лучики» к международному дню ребёнка с синдромом Дауна (21 марта).
- Организация выставки детских рисунков «Подари радость».
- Оформление персональных выставок работ детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
- Организация фотосессии и фотовыставки «Мы вместе!».
Результативность проекта:
По результатам диагностики детей специалистами, результатам анкетирования и из бесед с родителями (законными представителями) детей, посещающих Лекотеку, можно сделать вывод:
- за время посещения Лекотеки и группы детского сада произошли позитивные изменения в развитии творческих способностей детей с ОВЗ (повысилась степень общительности, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, появились новые движения, дети стали эмоциональнее реагировать на музыку, прослеживается положительная динамика развития музыкальных способностей, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, проявляют интерес и желание к изобразительной деятельности);
- дети с ОВЗ стали участвовать в конкурсах разного уровня;
- дети с ОВЗ и их родители равноправно участвуют в образовательном процессе в ДОУ, во всех мероприятия, проводимых в ДОУ: праздниках, выставках, конкурсах, акциях;
- все родители детей с ОВЗ отмечают результативность проводимой работы: заметили позитивные изменения в развитии ребёнка, положительно отзываются о совместных игровых сеансах, играют дома с детьми, применяя приобретённый в Лекотеке игровой опыт, пользуются рекомендациями специалистов;
- у дошкольников с нормативным развитием формируется толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ в процессе семейного воспитания и в процессе совместной деятельности в группе ДОУ;
- родители воспитанников с нормативным развитием считают, что инклюзивное образование благотворно влияет на нравственное воспитание ребенка.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru