Воспитание культуры поведения дошкольников посредством игровой деятельности как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова, Н. И. Воспитание культуры поведения дошкольников посредством игровой деятельности как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. И. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99629/ (дата обращения: 16.12.2024).



Каждый из нас прекрасно знает, что при встрече культурные люди всегда приветствуют друг друга, выражая при этом свои чувства и эмоции, что является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Положительный пример взрослых оказывает не только колоссальное влияние на поведение ребенка в социуме, но и формирует его как личность в будущем, что не может не отразиться на восприятии жизни в целом. В современном мире в наибольшей степени, дети подвержены отрицательному влиянию интернета и телевидения. Родители не всегда имеют возможность контролировать ту или иную информацию, которая негативно влияет на психику дошкольника и даёт новые установки и модели поведения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы моральных качеств человека, и от того насколько успешен будет данный процесс, зависит не только будущее отдельной личности, но и будущее общества в масштабах государства.

Воспитывая ребенка в духе высоких принципов и морального кодекса, формируя у него нравственные качества, представления и понятия, а на их основе — поступки, мы решаем одну из важнейших задач педагогики по воспитанию культуры поведения дошкольников. В настоящее время особо актуальны вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, как общеразвивающего, так и комбинированного видах. Малыши, имеющие отклонения в состоянии здоровье, получили возможность развиваться вместе со сверстниками, что является необходимым условием для их дальнейшей социализации в обществе.

В первую очередь нам необходимо разобраться: что значит ребенок с ОВЗ, и каковы условия необходимые для его полноценного обучения и развития?

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это крохи, имеющие отклонения психического или физического плана, либо оба вида патологий в совокупности. Дошкольники, получившие данный статус по решению ПМПК, могут иметь следующие отклонения в развитии: нарушения слуха или зрения, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, задержкой и комплексными нарушениями развития. Нарушения в их развитии препятствуют полноценному усвоению общеразвивающей программы ДОУ. Именно поэтому, для таких детей в образовательных учреждениях создаются необходимые условия и разрабатываются индивидуальные программы с привлечением специалистов разного уровня. Первоочередной целью для педагогов при обучении детей с ОВЗ становится их социализация в обществе, вовлечение таких детей в детский коллектив, в котором они должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Зачастую, детский сад становится единственным местом где, для дошкольников с ОВЗ, созданы условия для полноценного развития. Придя в детский сад, такие дети имеют возможность накопить первый опыт культуры поведения, сформировать первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самостоятельности и самообслуживания, умения соблюдать порядок и чистоту окружающей обстановки. Именно в дошкольном возрасте закладывается понимание аккуратности и опрятности, вежливости, прививаются хорошие манеры, формируется умение культурно вести себя в детском саду, дома, на улице и в общественных местах.

Много лет создавались людьми правила поведения и этикета, задача которых была, кроме нравственных качеств, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. Культуру поведения в ДОУ можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Поэтому, в содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Важным показателем сформированности культуры поведения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является умение вести себя на занятиях и прогулке, организация и регулирование игровой деятельности и отдыха. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение доводить начатое дело до конца, бережно относиться вещам, готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Культура общения предусматривает выполнение ребенком ряда норм и правил при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Значимой частью в воспитании культуры поведения ребенка с ОВЗ является привитие культурно-гигиенических навыков, что включает в себя: содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви, продиктованное не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуру еды зачастую относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей, а также в умении вести себя за столом, основанном на уважении к сидящим рядом людям. Каждый педагог должен понимать, что культурно- гигиенические навыки, привитые в детстве, принесут ребенку с нарушениями в развитии огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама» — писал поэт и драматург Михаил Юхма. Успех в воспитании культуры поведения детей с ОВЗ во многом зависит от правильного выбора методов и форм взаимодействия с детьми. Работа, направленная на формирование культуры поведения, может быть организована в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, самообслуживание и труд. Главными методами является приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Форма работы зависит от количества участников и поставленных задач.

Конечно, в любых из предложенных видов детской деятельности, необходимо проводить воспитательную работу. Но всё же, мы знаем, что игра- одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми. Средством формирования культурного поведения могут служить следующие игры: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, театрализованная игра, пальчиковая игра, подвижные игры, речевые игры.

Сюжетно-ролевая игра — не только вид деятельности дошкольника, но и средство нравственного развития и воспитания. Посредством таких игр как: «Больница», «Магазин», «Театр», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Парикмахерская», дети с ОВЗ овладевают способами взаимодействия с объектами игр, осуществляют своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировку поведения в обществе.

Большой интерес у дошкольников вызывают театрализованные игры, отражающие реальные отношения между героями произведений. Проигрывая роль того или иного героя, у ребенка, невольно, вырабатываются определенные стереотипы культурного поведения и общения.

Пальчиковые игры «Помощники», «Гномики- прачки», «Моем руки» способствуют речевой активности детей и формируют культурно- гигиенические умения и навыки самообслуживания.

Дидактические игры «Столик, накройся» и «Кому что нужно» хороши при отработке правил и норм культуры поведения за столом, формировании культурно-гигиенических навыков.

Подвижные игры способствуют развитию детской инициативы, проявлению организаторских и творческих способностей, развивают не только двигательные навыки, но умения реагировать в игровой ситуации, общаться друг с другом, приходить на взаимовыручку и достигать поставленной цели.

В процессе речевых игр «Комплимент», «Вежливые слова», «Как нужно здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», у детей с ОВЗ формируется внимание к окружающим, тактичность, доброжелательность и приветливость. Данные игры позволяют оценить положительные и отрицательные поступки с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения.

Но есть еще одна форма работы, без которой невозможно полноценное формирование культуры поведения у детей с ОВЗ — это взаимодействие с родителями. Огромное значение имеет пример родителей, их знания, идейные установки, моральный облик. Основы нравственности и культуры поведения закладываются прежде всего в семье. Возможно организовать родительское собрание или круглый стол на тему: «Формирование культуры поведения «особенных детей»». Целесообразно разработать буклеты, памятки, в содержании которых будут отражены формы работы с детьми, имеющими трудности в освоении правил культурного поведения.

Нам — взрослым, педагогам необходимо помнить, что дети с трудностями в обучении являются полноценными участниками образовательного процесса, а игра является ведущим видом детской деятельности, посредством которой происходит освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, культурное поведение, детский сад, ограниченная возможность здоровья, форма работы, детская деятельность, соответствующий словарный запас, сюжетно-ролевая игра, Формирование культуры поведения.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Задать вопрос