Каждый из нас прекрасно знает, что при встрече культурные люди всегда приветствуют друг друга, выражая при этом свои чувства и эмоции, что является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Положительный пример взрослых оказывает не только колоссальное влияние на поведение ребенка в социуме, но и формирует его как личность в будущем, что не может не отразиться на восприятии жизни в целом. В современном мире в наибольшей степени, дети подвержены отрицательному влиянию интернета и телевидения. Родители не всегда имеют возможность контролировать ту или иную информацию, которая негативно влияет на психику дошкольника и даёт новые установки и модели поведения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы моральных качеств человека, и от того насколько успешен будет данный процесс, зависит не только будущее отдельной личности, но и будущее общества в масштабах государства.
Воспитывая ребенка в духе высоких принципов и морального кодекса, формируя у него нравственные качества, представления и понятия, а на их основе — поступки, мы решаем одну из важнейших задач педагогики по воспитанию культуры поведения дошкольников. В настоящее время особо актуальны вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, как общеразвивающего, так и комбинированного видах. Малыши, имеющие отклонения в состоянии здоровье, получили возможность развиваться вместе со сверстниками, что является необходимым условием для их дальнейшей социализации в обществе.
В первую очередь нам необходимо разобраться: что значит ребенок с ОВЗ, и каковы условия необходимые для его полноценного обучения и развития?
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это крохи, имеющие отклонения психического или физического плана, либо оба вида патологий в совокупности. Дошкольники, получившие данный статус по решению ПМПК, могут иметь следующие отклонения в развитии: нарушения слуха или зрения, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, задержкой и комплексными нарушениями развития. Нарушения в их развитии препятствуют полноценному усвоению общеразвивающей программы ДОУ. Именно поэтому, для таких детей в образовательных учреждениях создаются необходимые условия и разрабатываются индивидуальные программы с привлечением специалистов разного уровня. Первоочередной целью для педагогов при обучении детей с ОВЗ становится их социализация в обществе, вовлечение таких детей в детский коллектив, в котором они должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Зачастую, детский сад становится единственным местом где, для дошкольников с ОВЗ, созданы условия для полноценного развития. Придя в детский сад, такие дети имеют возможность накопить первый опыт культуры поведения, сформировать первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самостоятельности и самообслуживания, умения соблюдать порядок и чистоту окружающей обстановки. Именно в дошкольном возрасте закладывается понимание аккуратности и опрятности, вежливости, прививаются хорошие манеры, формируется умение культурно вести себя в детском саду, дома, на улице и в общественных местах.
Много лет создавались людьми правила поведения и этикета, задача которых была, кроме нравственных качеств, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. Культуру поведения в ДОУ можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Поэтому, в содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Важным показателем сформированности культуры поведения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является умение вести себя на занятиях и прогулке, организация и регулирование игровой деятельности и отдыха. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение доводить начатое дело до конца, бережно относиться вещам, готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Культура общения предусматривает выполнение ребенком ряда норм и правил при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Значимой частью в воспитании культуры поведения ребенка с ОВЗ является привитие культурно-гигиенических навыков, что включает в себя: содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви, продиктованное не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуру еды зачастую относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей, а также в умении вести себя за столом, основанном на уважении к сидящим рядом людям. Каждый педагог должен понимать, что культурно- гигиенические навыки, привитые в детстве, принесут ребенку с нарушениями в развитии огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама» — писал поэт и драматург Михаил Юхма. Успех в воспитании культуры поведения детей с ОВЗ во многом зависит от правильного выбора методов и форм взаимодействия с детьми. Работа, направленная на формирование культуры поведения, может быть организована в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, самообслуживание и труд. Главными методами является приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Форма работы зависит от количества участников и поставленных задач.
Конечно, в любых из предложенных видов детской деятельности, необходимо проводить воспитательную работу. Но всё же, мы знаем, что игра- одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми. Средством формирования культурного поведения могут служить следующие игры: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, театрализованная игра, пальчиковая игра, подвижные игры, речевые игры.
Сюжетно-ролевая игра — не только вид деятельности дошкольника, но и средство нравственного развития и воспитания. Посредством таких игр как: «Больница», «Магазин», «Театр», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Парикмахерская», дети с ОВЗ овладевают способами взаимодействия с объектами игр, осуществляют своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировку поведения в обществе.
Большой интерес у дошкольников вызывают театрализованные игры, отражающие реальные отношения между героями произведений. Проигрывая роль того или иного героя, у ребенка, невольно, вырабатываются определенные стереотипы культурного поведения и общения.
Пальчиковые игры «Помощники», «Гномики- прачки», «Моем руки» способствуют речевой активности детей и формируют культурно- гигиенические умения и навыки самообслуживания.
Дидактические игры «Столик, накройся» и «Кому что нужно» хороши при отработке правил и норм культуры поведения за столом, формировании культурно-гигиенических навыков.
Подвижные игры способствуют развитию детской инициативы, проявлению организаторских и творческих способностей, развивают не только двигательные навыки, но умения реагировать в игровой ситуации, общаться друг с другом, приходить на взаимовыручку и достигать поставленной цели.
В процессе речевых игр «Комплимент», «Вежливые слова», «Как нужно здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», у детей с ОВЗ формируется внимание к окружающим, тактичность, доброжелательность и приветливость. Данные игры позволяют оценить положительные и отрицательные поступки с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения.
Но есть еще одна форма работы, без которой невозможно полноценное формирование культуры поведения у детей с ОВЗ — это взаимодействие с родителями. Огромное значение имеет пример родителей, их знания, идейные установки, моральный облик. Основы нравственности и культуры поведения закладываются прежде всего в семье. Возможно организовать родительское собрание или круглый стол на тему: «Формирование культуры поведения «особенных детей»». Целесообразно разработать буклеты, памятки, в содержании которых будут отражены формы работы с детьми, имеющими трудности в освоении правил культурного поведения.
Нам — взрослым, педагогам необходимо помнить, что дети с трудностями в обучении являются полноценными участниками образовательного процесса, а игра является ведущим видом детской деятельности, посредством которой происходит освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений.