Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навыки общения, творчество. Знания о профессиональности педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации.
Ключевые слова: социализация, интеграция, ОВЗ, дети, общеобразовательное учреждение, взаимоотношение детей с детьми ОВЗ, гуманистический подход к образованию, самореализация.
The article contains information about what «integration» is, features of teaching children with disabilities in General education institutions, how games and methods will be used to help children develop communication skills and creativity. Knowledge of the teacher's professionalism in working with children with disabilities cannot solve the goals and objectives of social rehabilitation by themselves. Personal qualities and skills together with knowledge and skills in social rehabilitation are important, and there is also information about the authors who dealt with this issue, what they came to.
Keywords: socialization, integration, HIA, children, General education institution, relationship of children with children of HIA, humanistic approach to education, self-realization.
Человечество добилось прогресса во многих проблемах, но некоторые оставались нерешенными до нынешнего времени, одной из таких проблем была «интеграция детей с ОВЗ». И сейчас людям с ОВЗ начали тоже уделять достаточно внимания. В первую очередь об изменилось отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, общество стали просвещать по этому вопросу. На данный момент Россия относительно недавно вошла в мировое образовательное пространство, что привело к изменению отношения целого общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Произошло понимание ценности каждой человеческой жизни, начал активно реализовываться гуманистический подход к образованию. Государство осознало ценность каждой человеческой жизни и её роли в жизни общества, право каждого человека на самоопределение и индивидуальность, поэтому возникла необходимость особенных технологий образования и социализации детей с ОВЗ.
Многие авторы уделяют особое внимание интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, так как данная тема стала актуальной (Выготский, Эльконин, Рубенштейн и другие).
Общение является важным компонентом жизни ребенка, который потом сказывается на различных видах его деятельности: игры, учёба, труд, взаимодействие со сверстниками и просто самореализация. Самое главное позитивное влияние общения — это становление детей как личность. Это помогает им социализироваться в общество. Поэтому при обучении и воспитании педагогу так важно специально организовать обучение и воспитание таким детям, чтобы достичь результатов в их развитии.
Главная задача образовательного учреждения, где воспитывается и образовывается ребёнок с ОВЗ — успешная интеграция после обучения.
Также, целью будет являться подбор игр, упражнений, которые будут развивать навыки общения у детей с ОВЗ.
Я убеждена, что детям, имеющим ОВЗ, необходимо развивать навыки общения, чтобы в дальнейшем коммуницировать с людьми, уметь общаться и обходиться без посторонней помощи.
Владение общением и многими другими вещами ребёнок с ограниченными возможностями здоровья получает намного позже своих нормально развивающихся сверстников или не происходит, если нет специального обучения: сам ребенок будет ограничивать свои социальные контакты в силу того, что ему некомфортно в обществе. Это отрицательно влияет на формирование коммуникативных навыков, дети не смогут интегрироваться в общество. Современная педагогика ставит основной целью, в образовании и работе с детьми, имеющими ОВЗ, интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Также необходимо образование детей с использованием следующих методов: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично поисковый; коммуникативный; информационно-коммуникационный; методы контроля; самоконтроля и взаимоконтроля. Ещё одним способом будет использование следующих игр.
Игры, на развитие коммуникации.
Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать, стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Игра «Помоги Маше»
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.
Игра «Подарки»
Цель: формирование потребности в общении.
Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить:
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.
Игра «Сделай как Я»
Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.
Взрослый говорит ребенку: «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).
Игра «Гримаса перед зеркалом»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование навыка действия по образцу.
Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на его отражение, комментируя и показывая: «я — Ира, ты — Петя». Далее задать вопросы: «Где Ира (я)?, Где Петя (ты). Предложить повторить гримасу обезьянки, собачка, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.
Волшебные водоросли
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Разберемся что такое интеграция. Интеграция — это процесс, а также результат взаимодействия разнообразных членов группы. Вышеперечисленное приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового.
В. И. Лубовский и Л. М. Шипицына говорят о 3х видах интеграции: вынужденной, интернальной и экстернальной.
При вынужденной интеграции дети с ОВЗ приспосабливаются сами к среде, с нормально развивающимися сверстниками, без помощи специалистов.
Интернальная предполагает объединенное образование в самой системе специального обучения. Так, например, слабослышащие обучаются совместно с детьми, у которых сильное нарушение речи.
Экстернальная интеграция — результат взаимодействия общего и специального образования. Такую модель использовали при обучении детей с нормально психическим развитие и детьми с задержкой психического развития.
Также развитию навыков общения способствует творчество. Оно способствует саморазвитию ребенка, который сам выбирает что ему делать. Педагог же должен быть внимательным и помогать детям. Умение и развитие внимательности нарабатывается с помощью коллективных бесед, различных упражнений. При использовании игр, правила всегда объясняются полно и достаточно понятно. Чтобы развить у ребёнка навык общения, нужно объяснить ему, что человеку общение необходимо.
Вывод. Формирование навыков общения у детей с ОВЗ важная проблема, так как их социальная интеграция влияет на уровень развития коммуникативного общения и их социализации.
Литература:
- https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm См. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под редакцией Давыдова М. 405
- http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999. — 221 с. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/fs,1/
- https://urok.1sept.ru/articles/674006 Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.:1993.-191 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка.– М.: Инфра — М, 1997. — 384 с. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/10040/default
- Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 128 с.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010.