Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр
Автор: Петрова Надежда Васильевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 28.11.2015
Статья просмотрена: 1194 раза
Библиографическое описание:
Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/470/ (дата обращения: 16.12.2024).
Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения — это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и востребованность данного направления в работе любого дошкольного учреждения несомненна. А в воспитании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, стоит особенно остро. Любая задержка развития речи или нарушение развития речи отражаются на поведении ребенка, на его деятельности в различных ее формах, тем более вызывают большие затруднения в общении с взрослыми и сверстниками.
Хочу поделиться опытом работы по этому направлению с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Как раз в этом возрасте дети начинают активно проявлять интерес к общению со сверстниками, появляются симпатии, общие интересы в игровой деятельности, устанавливаются дружеские взаимоотношения. Хорошие, добрые взаимоотношения между детьми в группе влияют положительно на весь микроклимат группы — небольшого общества, в котором ребенку предстоит прожить целый день. Для малыша — это довольно продолжительное время. И если ребенок себя чувствует комфортно в обществе детей, взрослых, то день у него проходит с пользой — он активен во время образовательной, игровой деятельности, с хорошим настроением встречает родителей и делится с ними впечатлениями дня. В младшем дошкольном возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания малышей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Именно в игре можно объединить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, научить их общению с взрослым и между собой. Важнейшая задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Для развития дружеских, положительных взаимоотношений между детьми, необходимо обратить внимание на такие аспекты воспитания как:
на развитие диалогической речи:
диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Она необходима для поддержки социальных контактов, обмена информацией. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем речь. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
коммуникативности как свойства личности:
с ранних лет детям объясняют важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Учат входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут оказать влияние на других. Лучшее понимание состояния других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Учат детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
культуры общения и поведения:
формируя представление о нормах и правилах поведения, воспитатель влияет на отношения ребенка со сверстниками, взрослыми, помогая ориентироваться в общественной жизни, приспосабливаться к любой ситуации. Культура поведения — характерный признак хорошего воспитания, способствующий адаптации ребенка в социальном мире.
Планомерная, последовательная, ежедневная работа в этом направлении с детьми нормального развития очень помогает им пройти социальную адаптацию в обществе — умения жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимость в воспитании коммуникативных качеств возрастает вдвойне. Дети, имеющие нарушения речи, очень комплексуют в общении: им трудно объяснить свои желания, свои действия; очень переживают из-за того, что сверстники, взрослые их не понимают, замыкаются.
Чтобы ребенка с ограниченными возможностями здоровья научить вести диалог со сверстником, прежде всего, проходит огромная работа по
умению ребенка справляться со своим ограничением в образовании в силу какого-либо дефекта развития — коррекционная работа по обучению и развитию
и
умению малыша понимать другого человека (по внешнему виду: его настроение (хочет общаться или нет, добрый — сердитый), мимика (смеется — плачет), жесты (зовет играть — не хочет играть с тобой) и желанию общения со сверстниками, взрослыми.
Организуя игры с детьми ограниченных возможностями здоровья, педагог обращает внимание не только на обучающие и воспитательные задачи предлагаемой игры, но обязательный упор идет на коррекционное обучение и развитие. В совместной игре основным условием возникновения и развития положительных, дружеских взаимоотношений является наличие положительных эмоций. Ознакомление детей с различными эмоциональными состояниями людей, распознавание их внешних проявлений и упражнение в их передаче с помощью мимики, пластики в сочетании с речью, подготавливает переход к собственно педагогической коррекции межличностных отношений с помощью обучения детей игровой деятельности со сверстниками. Обучающие игры направлены на формирование способов воздействия на согласованность действий и на проявление доброжелательного отношения к партнеру по игре. В обучающих играх воспитатель берет на себя главную роль, ставит задачи, задает образец взаимодействия, внимательно следит за тем, чтобы дети поддерживали друг с другом положительные взаимоотношения, были вежливы и доброжелательны. При возникновении различного рода конфликтных ситуаций в игровых отношениях педагог непосредственно участвует в их разрешении, показывая возможные способы устранения ссор и споров. Особое внимание уделяется стимуляции речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми — партнерами по игре. С помощью демонстрации различных эмоциональных состояний и социальных ролей, которым подражают дети, становится возможной регуляция складывающихся у них норм поведения и дружеских отношений.
В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, нормах человеческого общения, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям. Очень помогают в этом дидактические игры, где можно дать ребенку образец общения, который он в последствии перенесет в повседневную жизнь. Например, когда проходит ознакомление с фруктами, детям предлагается поиграть в магазин.
Вызываю ребенка: «Идем, Сережа в магазин». Малыш подходит к столу с сумочкой. «Здравствуй, Сережа». Прошу его мне ответить. Ребенок отвечает как может: если не получается сказать все слово, называет слог из этого слова (при нарушениях речи в этом возрасте слог из слова идет в значении самого слова), или же отвечает жестом — кивком головы, если совсем не может сказать. «Что ты хочешь купить?» Ребенок выбирает фрукт. Затем происходит разговор с ним о фрукте по теме занятия (ознакомления или закрепление знаний об этом предмете). По окончании — мальчик «купил» фрукт: «Теперь скажи: спасибо и до свидания». Малыш отвечает, садится на место. Другие дети тоже хотят получить в свою сумочку фрукт. И такой же диалог происходит с каждым малышом.
Другой пример, в гости к детям приходит кукла Маша. Она здоровается с детьми, и дети ей отвечают. Предлагаю детям «угостить» Машу чаем: сначала предложить ей сесть, потом дать чашку, сказать: «Пей, Маша» и т. д. В игре поочередно задействуются все дети, каждый «пообщается» с куклой. Цель этой игры — закрепить знание слов по теме «Чайная посуда». Но любая игра тем и хороша, что позволяет ненавязчиво для малышей одновременно решать несколько задач: и обучения по определенной теме (ознакомления, закрепления знаний о предмете, явлениях природы, окружающей жизни), и воспитания культурного, положительного, дружеского общения между участниками игры.
Это может быть не только дидактическая игра, но и подвижная, хороводная, театрализованная, сюжетно-ролевая. В любой игре, организуемой педагогом, ребенку приходится находиться рядом с другими детьми, взрослыми, взаимодействовать, общаться. В младшем дошкольном возрасте дети в самостоятельной игровой деятельности играют поодиночке. Но постепенно, общаясь друг с другом во время игр в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в повседневной жизни, где общение организует педагог, у детей формируется навык положительного общения между собой. Появляются симпатии: «хочу играть рядом с тобой». Затем, сначала под руководством взрослого («Передай, Юле чашку, она «дочку» кормит», «Привези кубики на своей машине Пете. Он построил гараж для своей машины, поможет и тебе построить гараж для твоей машины»), а потом уже самостоятельно дети начинают играть вместе. Начинают объединяться специально для игры по 2–3 в кукольном домике или на ковре со строительным материалом: «Давай поиграем здесь с тобой». Для этого возраста характерно то, что малыши очень любят подражать друг другу. Играя в кукольном домике с куклами, они выполняют практически одинаковые действия: если один ребенок стал укладывать куклу спать, то и другому тоже хочется уложить куклу спать. Поэтому, чтобы исключить конфликты, у нас в группе есть одинаковые игрушки, чтобы хватило и одному участнику игры и другому. А раз всем все хватило, значит идет положительное общение: «Моя дочка спит» — «Моя тоже».
Важно научить ребенка в младшем дошкольном возрасте согласовывать свои действия с другими детьми, а позднее договариваться о том, как сделать что-либо вместе: построить из кубиков дом для игрушек, покормить кукол. Так как речь идет о детях, которые имеют нарушения речи, то договориться с кем-то о чем-то для них это уже проблема. Прежде всего, в повседневной жизни, во время образовательной деятельности учу детей относиться друг к другу доброжелательно, приветливо улыбаться сверстникам, использовать положительную мимику и жесты в общении. Учу понимать настроение других людей, считаться с интересами других детей, обращаться с просьбой к другому ребенку, оказывать помощь, проявлять инициативу в общении. Так формируется социальный опыт, отражающий отношения между людьми. С первых дней пребывания малыша в детском саду организую игры с детьми как индивидуальные, так и коллективные. Так формируется игровой опыт детей, который они переносят в самостоятельную игровую деятельность. Формирование игрового опыта и социального опыта общения детей в группе неразрывно связаны между собой. Они также взаимозависимы между собой — не умеет ребенок считаться с интересами других, идти на какой-то компромисс, договориться о чем-то — это значит игра не получится, будут конфликты, обиды, слезы. Формируя положительные, доброжелательные навыки общения в игре, помогаю детям научиться дружить. Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их.
Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка. Например, Богдану очень нравится строить постройки из крупного строителя, но предпочитает играть один, да еще старается в свою постройку собрать все кубики и кирпичики с полки. Если кто-то из детей пробует к нему пристроиться — начинает возмущаться, кричит (разговаривает он плохо и из-за того, что ему трудно выразиться в речи переходит на крик). Глядя на него, стали чаще строить и другие дети, но кубиков на полке оставалось мало и им пришлось объединиться. Но зато у них игра получила развитие: каждый начинал предлагать что-то свое, т. е. не просто поставили машину в гараж, а кто-то «поехал» до кукольного домика и привез куклу Катю, которая «открыла» для машины гараж, кто-то из детей сделал кукле стульчик из кубиков. Да и простой гараж потихоньку превратился во двор, где «гуляла» кукла. В следующий раз дети, объединившись, построили корабль, погрузили машины и «поплыли». А Богдан со своей постройкой оставался в одиночестве. Каждый раз хвалила детей: «молодцы, играете дружно, какая интересная получается и постройка, и игра, как хорошо, что помогаете друг другу». Богдан: «А у меня?» «Да, постройка у тебя хорошая, интересная. Но ты около нее просто сидишь. Скучно одному играть, а детей в свою игру не пускаешь. Видишь, как у них интересно!» Постепенно отношение мальчика к другим детям стало меняться в лучшую сторону: теперь он не кричит около кубиков «Моё!», а строит вместе с другими детьми, даже руководит постройкой.
Обращаю внимание малышей на то, как любая ситуация сказывается на других детях, взрослых. «Посмотри, как радуется Ксюша, когда ты ей дал поиграть свою машину. Ей было приятно, что ты поделился игрушкой. Это хорошо» или «Посмотри, как плачет Андрей, после того, как ты его обидел. Ему больно, ты сделал не правильно. Его нужно пожалеть, извиниться». Не обязательно нужно ждать, когда что-то произойдет, для поучительной беседы можно использовать любой пример: прочитав сказку, обсуждаем, как поступил тот или иной герой: хорошо или плохо. Это не займет много времени, но если это будет постоянно, то дети быстрее научатся анализировать и свои поступки.
Говоря про воспитание дружеских взаимоотношений во время игры в младшем дошкольном возрасте, нельзя не остановиться на играх-инсценировках, играх-драматизациях на основе художественных произведений, особенно народных: сказках, песенках, потешках. Дети очень любят инсценировки потешек, сказок на фланелеграфе, с помощью фигурок настольного театра, театра «рукавичек», пальчикового театра, кукольного театра и просто обычных игрушек. В 3–4 года у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Дети уже понимают сказочность сюжетов потешек, их забавность. С интересом включаются в действие и могут принимать участие в инсценировках. Когда потешка уже знакома и дети знают слова, то они с удовольствием будут говорить за кисоньку-мурысеньку, петушка, курочку, будут двигать игрушку в соответствии с текстом. Сначала провожу инсценировки сказок, потешек сама. Затем при повторном инсценировании привлекаю к действию детей. Это совместное рассказывание сказки или потешки становится началом творческой деятельности детей, влияет не только на развитие речи, но и учит играть: говорить слова не только за кисоньку, но и потом в игре с куклой ребенок начинает «озвучивать» свою «дочку»; вступать в диалог с другими детьми во время игры; понимать смысл показа сказки для других детей (устраивают свои концерты, представления). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песенками, хороводами мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Успех в работе по воспитанию дружеских взаимоотношений достигается воспитателем при тесном контакте с родителями детей группы. Подготавливаю консультации на эту тему, провожу беседы, родительские собрания, анкетирование. Ведь в воспитании доброты у малыша большую роль играет семья. Но личного примера родителей бывает недостаточно. Потому что ребенок мыслит конкретно и оставаясь пассивным созерцателем положительного примера близких, не всегда следует этому примеру. Родители говорят детям: «Веди себя хорошо», «Будь вежлив». Малышу недостаточно дать словесную инструкцию, его непременно надо обучить в действии, что это значит — быть вежливым. Поэтому, строя свое взаимодействие с родителями детей группы, стараюсь вовлекать их в образовательную деятельность, а так же сформировать эмоционально положительный контакт и доверительные отношения между детьми, родителями и сотрудниками группы; способствую развитию потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре, а родители — равноправного партнёра в воспитании.
Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других; огорчаться, если их постигла неудача; оказывать помощь тому, кто в ней нуждается), правильно строить взаимоотношения со сверстниками помогут в дальнейшем устанавливать положительные доброжелательные отношения с окружающими, отразятся на умении жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения, то есть помогут в социальной адаптации дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья.