Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шупикова, В. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры / В. С. Шупикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 752-754. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7066/ (дата обращения: 16.12.2024).

Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него — бесконечный видеоряд мультипликационных фильмов, развивающих программ; современные средства коммуникаций — сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. Чего только не предлагает малышу современный мир. Еще несколько десятилетий назад объем развивающей информации, предлагаемый детям в детских дошкольных учреждениях, был в несколько раз ниже. На современном этапе всестороннее развитие ребенка приобрело общественное значение, обществу необходим современный — мыслящий, быстро принимающий решения индивид.

Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное детство — время бурного развития памяти, господства природной непроизвольной памяти. Но память ребенка имеет свои качественные отличия. Выдающиеся психологи, педагоги, физиологи, изучая основополагающий психический процесс — память, отмечали главный фактор памяти ребенка — ее избирательность. Было установлено и доказано, что процесс памяти у детей основывается на определенной информации — потребности запомнить, сохранить ее и затем воспроизвести.

Память ребенка тесно связана с его личностными качествами — интересами, внутренним миром. Следовательно, главная особенность развития детской памяти — ее непроизвольность. Ребенок с легкостью запомнит то, что его удивило, заинтересовало, увлекло. Произвольные и непроизвольные виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от способов запоминания. Если не ставится цели запомнить тот или иной материал, он запоминается сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, эта память непроизвольная. Ребёнок непроизвольно запоминает информацию. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Непроизвольно запомнить — это сохранить информацию в памяти неоднократно повторяющегося материала. Следовательно, чтобы ребенку облегчить процесс запоминания, необходимо прибегнуть к приемам многократного повторения. Заметим, что информация запоминается ребенком намного эффективнее, если она приобретает значение деятельности. Известно, что дети очень чувствительны к различного рода информационным воздействиям из вне — они впитывают новые впечатления, знания с особой легкостью. Дети обладают огромным потенциалом для интенсивного развития памяти.

Сегодня, говоря о современных детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов. Имеет значение ухудшение социальной, экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества, что отразилось на физическом здоровье детей, растет число детей с отклонениями в развитии, несомненно, и на психическом здоровье детей, факт увеличения детей с ослабленным психическим здоровьем неоспорим. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

Обратимся к ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игре. Игра — это любимый вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой они воспроизводят все моменты человеческих отношений. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Несомненно, естественным и эффективным способом познания окружающего мира, развития памяти ребенка дошкольного возраста остается игра. В целях решения образовательных и коррекционно-развивающих задач целесообразно использовать естественное желание ребенка играть. Игра — есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.

Огромное влияние оказывает игра на развитие памяти интеллектуально-пассивных детей, детей с ослабленным здоровьем. С одной стороны — игра — средство моделирования окружающей действительности, с другой — один из эффективных приемов развития памяти у детей. Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте со взрослым. Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). Обязательные элементы при организации игры с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру. Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче. Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру. Современные формы воспитания нацеливают на новые подходы к развитию ребенка — с новыми личностно-ориентированными отношениями, в которых отношения «взрослый — ребенок» приобретают новый статус.

В процессе развития детей в игровой деятельности возникает потребность в одинаковой активности взрослого и ребенка, их взаимодействии. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях. Эмоциональный отклик ребенка можно проследить в его желании играть, действовать, мимике, жестах, речи. Перед игрой ребенка необходимо мотивировать, вызвать положительный эмоциональный настрой. Не следует стихийно организовывать игру, важно тщательно продумать все приемы воздействия на ребенка и решение развивающих задач в ее процессе. Ребенку будет легче, если игра будет включать активную двигательную деятельность игрового характера, которая является мощным стимулом развития всех видов памяти. В игре необходимо учитывать использование поисковой ситуации, создающей благоприятные условия для развития психических процессов. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной утомляемостью, что отражается на продолжительности игры. Игра, обладая игровыми правилами и задачей, включающие цель, средства и результат, решает игровую и обучающие задачи. Использовать игру — как способ психических процессов у детей возможно в двух направлениях. Самый распространенный способ — это периодическое включение игровой деятельности в непосредственно обучающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь имеется ввиду применение известных и часто используемых традиционных игровых методик, форм и приемов, адаптация таковых игр к предмету развития. Игра внедряется в обучающий процесс или трактуется как внеучебное мероприятие.

Следующее направление использования игровой деятельности для развития психических процессов ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это разработка программ и методик, различных игровых форм и приемов обучения, основанных непосредственно на игре, только на игровой деятельности. В современной педагогике, помимо известных игровых форм и приемов развития сформировались новые виды игровых моделей, которые возможно применять для оптимизации процесса развития в игровой деятельности. Такие игровые модели успешно используются в современной педагогике. Это имитационные игры, игры-путешествия, игры с предметами, развивающие, интеллектуальные, творческие, игры-загадки, игры-конкурсы, дидактические, моделирующие, деловые игры, компьютерные игровые презентации, имеющие качественно новый подход в их использовании. Предметные игры осуществляются посредством использования при построении игрового действия различных предметов. В этом случае предмет не просто сопровождает игру, он является частью ее содержания. В имитационных играх имитируются какие-либо социальные механизмы, определяющие различные сферы деятельности человека. Интересны, эффективны игры-путешествия, игры-драматизации, предполагающие представление участников игры в какой-либо ситуации или сюжете. Практика показывает также, что для каждого вида игры необходимо создать определенные «свои» условия. Они определяются возрастной категорией, количественным составом игроков, временными рамками игровой деятельности. Полезно в игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья поддерживать рефлексию. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Особенно полезна и важна рефлексия положительного настроения и эмоционального состояния, как в начале, так и при завершении игровой деятельности, что позволяет наладить контакт с воспитанниками. Отсутствие рефлексии — это показатель направленности только на процесс деятельности, на предмет развития, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Рефлексия может осуществляться не только в конце игры, как это принято, но и на любом ее этапе. Использование игровой деятельности для развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья выдвигает особые требования к взрослому — организатору игры, педагогу. Прежде всего, он должен осознавать значимость игровой деятельности, владеть различными формами и приемами, составляющими основу педагогической игры, а самое главное — обладать умением играть. Для организации игры необходимы предварительная тщательная подготовка в виде продумывания всех этапов, ее содержания, игрового материала. Роль взрослого в игре сложна: он является инициатором, ведущим и одновременно ведомым. Ему отводится роль инициатора в игре, при необходимости активного участника главных и второстепенных ролей; прибегающему к прямым способам развития детей при необходимости — показам, объяснениям. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.

Литература:

1.      Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». — М.: “Просвещение”, 2005.

2.      Груздова И. В. «Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей». -Ростов н/Д: Феникс,2010.

3.      Новоселов С. Л. «Развитие памяти в раннем возрасте». — М.: «Педагогика», 1978.

4.      http://knowledge.allbest.ru/psychology/

5.      http://www.detskiysad.ru/psih/600.html

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, ослабленное здоровье, взрослый, организация игры, память ребенка, поисковая ситуация.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Похожие статьи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности

Задать вопрос