Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Захарова Ирина Григорьевна, Ерышова Юлия Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2015
Статья просмотрена: 2426 раз
Библиографическое описание:
Захарова, И. Г. Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. Г. Захарова, Ю. В. Ерышова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9301/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современной практике дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.
Эмоциональная сфера является неотъемлемым компонентом психики человека. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит.
В детском возрасте эмоции играют еще более важную роль: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций ребенок переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит. К началу дошкольного периода он накапливает уже достаточно богатый эмоциональный опыт. В связи с появлением у ребенка новых интересов, мотивов и потребностей начинают развиваться социальные мотивы и нравственные чувства. Постепенно чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими. У дошкольника появляется эмоциональное предвосхищение, которое позволяет предвидеть реакцию людей на его поступки, переживать по поводу предстоящих событий. Усиливается контроль над эмоциями со стороны коры мозга и второй сигнальной системы. Эмоции приобретают сигнальный характер, становятся более устойчивыми, дифференцированными. Данные изменения обусловлены возрастными особенностями высшей нервной деятельности ребенка-дошкольника.
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает; совокупность этих переживаний и составляет сферу эмоций и чувств. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они, реагируют на переживания других.
Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет. Но это только в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни; если опыт беден, то ему сложно научиться подобному управлению.
Эмоциональная сфера дошкольников с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.
Исследования Н. Л. Белопольской, Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, В. Б. Никишиной, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко и других показали, что специфика эмоционально-волевой регуляции деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в значительной мере выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития психики. Специалисты отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта. Зачастую для детей этой категории на фоне низкой произвольности психической активности характерны трудности в установлении коммуникативных контактов; появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
По мнению К. С. Лебединской, нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. В работах В. И. Лубовского отмечается, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. В исследованиях Л. С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей — они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи.
Похожие трудности в формировании эмоционально-волевой сферы наблюдаются и у детей-логопатов. Можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития дошкольников с ОНР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности; страдает сфера коммуникации. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, страдает сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Таким образом, в дошкольной образовательной организации необходимо вести целенаправленную работу по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.
В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития.
Незрелость эмоционально-волевой сферы обуславливает слабую, соответствующую более раннему возрасту её регулирующую функцию и связанное с этим нарушение социального поведения. Это способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, тем самым эмоциональные расстройства находят своё выражение и в нарушениях поведения.
Вне зависимости от того, какими причинами вызвано недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений: формирование саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитие умения сдерживать аффективные проявления. Именно эти задачи могут решаться с использованием арт-терапии в психокооррекционной работе с детьми.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Ведь психолог не стремится научить ребенка рисовать или лепить, а лишь помогает средствами искусства справиться с внутренними проблемами, выразить негативные эмоции, которые он не может вербализовать, дать выход творческой энергии.
Традиционно на занятиях педагога-психолога с дошкольниками используются элементы изотерапии, включающие различные способы рисования и лепку, что позволяет прорабатывать детские страхи, тревожность, повышать самооценку, развивать многообразие эмоциональных проявлений. Применяемые в практике проведения рисуночной терапии задания можно разделить на следующие типы: предметно-тематический — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми; образно-тематический — в основе рисование абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств «Радость», «Гнев», «Удивление»; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей; задания на совместную деятельность (коллективное рисование).
Другим видом арт-терапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используемым в дошкольной образовательной организации, является музыкотерапия. Музыкальные произведения используются для создания определенного настроения, для погружения в некое эмоциональное состояние, для проведения релаксации.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояния тела указывал И. М. Сеченов. В связи с этим использование танцевальной терапии в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Психогимнастика также используется в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является развитие эмоций или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях ребята обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений, мимики.
Спектр арт-терапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).
Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. В сказкотерапии возможно использование как уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, так и составление психологом специально направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка.
Многолетний опыт работы специалистов с детьми дошкольного возраста показывает, что наиболее эффективным является проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются элементы музыкотерапии, изотерапии, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. Исходя из обобщения данного опыта, а также проанализировав теоретические аспекты данного вопроса, приходим к выводу о необходимости более активного и систематического включения арт-терапевтических методов в коррекционно-развивающую работу психолога с дошкольниками с ОВЗ.
Литература:
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. А. — М., 1984.
- Дядинчук Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности [Текст] / Т. Г. Дядинчук // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 752–753.
- Кацер, О. В. Роль искусства и арт-педагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей /О. В. Кацер // Музыкальная палитра. — 2003. — № 3. — С.29–31.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2006.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — С.Пб.: Речь, 2003.
- Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. — М.: Школа-Пресс, 1996. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Медицина, 2006.
- Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — С. 221–224
- Стародубцева С. Г. Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность [Текст] / С. Г. Стародубцева // Молодой ученый. — 2015. — № 9
- Ульенкова У. В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо-коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология, 2001.- № 5.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — М.: ТЦ Сфера, 2002.