Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 6275 раз

Библиографическое описание:

Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 767-770. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются и появляются новые оригинальные программы дошкольного воспитания. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родители «бегут» впереди времени, лишая своих детей детства. С одной стороны, это можно объяснить тем, что родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше, даже можно сказать умнее других детей. Для этого они отдают детей на курсы подготовки к школьному обучению, отдают на курсы иностранного языка, который им совершенно не нужен в данном возрасте, записывают во всевозможные кружки (рисование, танцы, спорт и т. д.). Конечно, это неплохо, что родители стремятся всесторонне развивать своих детей, но все это должно быть в меру, в соответствии с возрастом и, самое главное, с возможностями и желаниями ребенка. С другой стороны, дети старшего дошкольного возраста замыкаются на телевизорах и компьютерах, ни на что не обращая внимание. Это происходит по той причине, что родители в силу разных причин (нехватка времени и сил, нежелание заниматься с детьми) включают разнообразные передачи, мультфильмы, в надежде, что ребенок не будет «путаться» у них под ногами, а будем занят делом и тем самым активно развиваться. Но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение родителей.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, но кроме того, этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Поэтому, с ребенком старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще гулять, играть, беседовать с ним, интересоваться его настроением, его желаниями. Но, кроме того, ребенка по возможности необходимо оберегать от всяческих переживаний, страхом, стрессов. Для этого всего лишь нужно огородить дошкольника от компьютерных игр, мультфильмов с зомби, вампирами, не тащить ребенка на курсы по английскому языку, на разнообразные секции и кружки, ели он этого не хочет. И только тогда ребенок будет развиваться, причем развивать всесторонне.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще не пошел в школу, т. е. в дошкольном возрасте. Кроме того, известно, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, особенно у детей с речевым недоразвитием, ее необходимо развивать. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [4, с. 3].

Что же такое эмоции? Действительно ли развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с нарушениями речи? Эмоции — это неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни, которые происходят у человека. Не секрет, что благодаря эмоциям мы можем понимать друг друга, определять настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знакомый ли человек стоим перед нами или незнакомец. Жизнь невозможна без эмоций, так как они выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию опыта ребенка. Все это свидетельствует о том, что развитие эмоциональной сферы является одной из наиболее важной частью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к повседневной жизни.

Известно, что характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети с речевыми нарушениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и ребенок с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувств. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Также ребенку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними [1, с. 65].

Известно, что эмоции (как психический процесс) выражается у человека как внешне, так и внутреннее. Но дети с нарушениями речи имеют некое отличие от нормально развивающихся сверстников в проявлении того или иного эмоционального состояния [3, с. 12].

Рассмотрим подробнее особенности проявление эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Данные представим на рисунке 1:

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

 

Таким образом, на рисунке видно, что дети старшего дошкольного возраста имеют отставание в развитии эмоциональной сферы. Это проявляется в следующем: у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, что говорит о недостаточном уровне развития мимики и пантомимики. Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким как все.

Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания. Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и иннервация мышц речевого аппарата. При дизартрии нарушения иннервации дыхательной мускулатуры вызывают сбитое речевое дыхание, что проявляется в следующих особенностях: рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох (появляется привычка говорить на вдохе); ритм дыхания плохо регулируется смысловым содержанием речи; после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи [3, с. 14].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых, «читать» эмоциональное состояние собеседника, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Поэтому, так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Не секрет, что на ребенка дошкольного возраста огромное развивающее влияние оказывает игровая деятельность, которая ему интересна и, самое главное, доступна. Еще великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Что наша жизнь? Игра». Это фраза может показаться всего лишь образным преувеличение, но на самом деле это не так. Не следует забывать, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и именно в игре создаются благоприятные условия для развития всех его сторон личности.

Известно, что фантазии ребенка многое говорят о его внутреннем мире: в играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Дошкольникам такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта. Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом случае можно побиться желаемых результатов [2, с. 3].

Таким образом, важно обращать внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Кроме того, важно обратить внимание на формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми. А это, в свою очередь, является одним из важных условий успешной адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Колягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  2.                Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева. — Волгоград: Учитель, 2013. — 70 с.
  3.                Петрушина Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина // Логопед. — 2013. — № 3. — С. 10–17.
  4.                Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, старший дошкольный возраст, ребенок, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, эмоция, внутренний мир, дошкольное воспитание, игровая деятельность, особое внимание.


Похожие статьи

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос