В последнее время наблюдается резкий рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это обусловлено увеличением числа детей, родившихся с признаками перинатальной патологии (перинатальная энцефалопатия); ухудшением здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, негативного психологического климата в некоторых семьях и безразличия многих родителей к своим детям, при сохранении ориентации на внешнее благополучие.
Изучение детей с задержкой психического развития представлено в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др.
Задержка психического развития (ЗПР) — это группа состояний, характеризующихся равномерным (во всех областях психики) или неравномерным (в отдельных областях психики) психическим развитием, отстающим от традиционных норм, причем нормы являются достаточно расплывчатой категорией из-за большого количества факторов, влияющих на развитие ребенка [1].
Задержка психического развития определяется как значительная задержка в развитии психических процессов. Сюда же относится незрелость эмоционально-волевой сферы ребенка. Эти нарушения могут быть частично или полностью преодолены специально организованным обучением и воспитанием.
Патологическая основа ЗПР представлена биологическими (аномальная беременность, тяжелые физические заболевания, генетика и т. д.) и психосоциальными (окружающая среда, чрезмерная опека, пренебрежение, нарушения коммуникации и т. д.) факторами, которые приводят к громадной задержке интеллектуального и эмоционального развития [4].
ЗПР состоит из обратимых нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Этот процесс сопровождается специфическими проблемами в обучении. Число лиц с ЗПР достигло 15–16 % от общей численности детского населения. Задержки больше относятся к области психологии и образования. Однако в их основе часто лежат органические патологии. По этой причине данные состояния также рассматриваются медицинскими дисциплинами (неврология, педиатрия).
Ниже приведены характеристики проявления ЗПР:
— недостаточное развитие моторики, языка, внимания, памяти, мышления и т. д.;
— отсутствие регуляции и саморегуляции поведения;
— плохая академическая успеваемость;
— эмоциональная примитивность (нестабильность) [5].
Развитие соответствующих психологических функций у детей происходит неравномерно. Часто диагноз «ЗПР» ставится детям до наступления школьного возраста (не ранее 4–5 лет). На практике это часто происходит во время обучения в школе. Диагноз ЗПР ставится экспертной комиссией, состоящей из медицинских экспертов, педагогов и психологов. Дети с ЗПР нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинской поддержке.
Работа с детьми с ЗПР требует междисциплинарного подхода. Она требует активного участия педиатров, детских неврологов и психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция нарушений должна начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в дальнейшем.
Дети с ЗПР посещают специализированные дошкольные учреждения (группы), школы или коррекционные классы в общеобразовательных школах. Специфика обучения детей с задержкой психического развития включает в себя объем учебного материала, использование наглядных пособий и повторение. Дети нуждаются в частой смене содержания занятий и использовании оздоровительных методик.
Дети с задержкой психического развития часто нуждаются в коррекции речевых трудностей. Это делается в рамках индивидуальных или групповых занятий по логопедии и лингвистической терапии. Учителя, дефектологи, психологи и социальные работники совместно с педагогами разрабатывают коррекционные занятия и обучение для детей с ЗПР.
Медицинская помощь детям с ЗПР включает в себя медикаментозное лечение, которое назначается в зависимости от выявленного соматического (мозгового-органического) нарушения. Методы включают лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию и гидротерапию.
При работе с детьми с ЗПР особое внимание следует уделять развитию когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), сенсорных и моторных, и особенно эмоциональных навыков. Эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР характеризуется незрелостью. Это может проявляться в виде эмоций, импульсивного поведения, агрессии, тревожности, различных тенденций страха, неосуждающего поведения и трудностей в дифференциации эмоций.
Т. С. Павлий утверждает, что эмоциональные характеристики младших школьников с ЗПР включают: неустойчивую эмоциональную привязанность, быстрое эмоциональное истощение, эмоциональную возбудимость и раздражительность, нестабильные эмоции, эмоциональные вспышки, негативизм, страх и агрессию. Все эти характеристики оказывают негативное влияние на формирование личности и поведения ребенка. Кроме того, такое нарушение в эмоциональной сфере приводит к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что затрудняет социализацию таких детей [6].
Е. С. Слепович отмечает, что дети младшего школьного возраста с ЗПР испытывают трудности в понимании собственных и чужих эмоциональных состояний. В большинстве случаев дети с ЗПР распознают только свои собственные эмоции. Им трудно распознать сложные эмоции; все эти эмоциональные состояния сводятся к более простым эмоциям. В большинстве случаев такие дети различают только полярные, яркие эмоциональные состояния и не различают промежуточные, тонкие эмоции. Все эти характеристики отражаются в низкой способности выражать эмоции вербально и с помощью экспрессии [8, c, 36].
Все эти эмоциональные проявления корректируются с помощью сеансов арт-терапии. Арт-терапия — это форма психотерапии и психокоррекционной помощи, основанная на использовании изобразительных и других видов искусства для улучшения психического и эмоционального состояния человека.
Арт-терапия используется не только в лечебных и профилактических целях, но и в качестве диагностики психического состояния человека и его общих психологических характеристик.
Арт-терапия была изобретена в 1938 году художником А.Хиллом, который впервые применил этот метод для работы с людьми, страдающими туберкулезом. Использование различных видов арт-терапии значительно уменьшило астматический синдром. Позже арт-терапия использовалась во время войны американскими психологами, работавшими с беженцами для облегчения посттравматического синдрома.
Согласно З. Фрейду и К. Юнгу, конечный продукт арт-терапии является отражением скрытых процессов в психическом мире человека [4].
По мнению А. А. Крыжановской «арт-терапия является одним из популярных направлений в современной педагогике и психологии, представляющая собой совокупность методов искусства и психологических техник, практическая цель которой ‒ коррекция психического состояния и эмоционального самочувствия человека посредством творчества» [2, с.52]. Автор отмечает, что «сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения» [2, с. 52].
Целью арт-терапии является оказание психотерапевтического воздействия, необходимого для гармонизации и нормализации психического состояния индивида или группы.
Задачи, которые позволяет решать работа в этом направлении следующие:
— «сфокусировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
— создать наилучшие для него условия, способствующие осознанию, проговариванию тех представлений, мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
— помочь найти социально приемлемый способ выражения как позитивных, так и негативных чувств» [3].
Коррекционное воздействие арт-терапии на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста с ЗПР неоспоримо. Арт-терапия решает важнейшие задачи: создает положительный эмоциональный фон у ребенка; помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми; развивает эмпатию; помогает выразить некоторые проблемы невербальным способом; учит выражать эмоции и чувства приемлемым поведенческим способом; позволяет снять эмоциональное напряжение у ребенка; развивает способность контролировать эмоциональные и аффективные реакции; способствует адаптации к школе; развивает и гармонизирует личность ребенка [7, c. 36].
Существует ряд правил, которым должны следовать педагоги при использовании арт-терапии с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Арт-терапия не приемлет приказов, требований или принуждения; все должно проходить в дружеской атмосфере, вызывающей у ребенка позитивное отношение. Педагог должен помнить, что в данном контексте оценка продукта творческой деятельности не должна быть негативной; все творческие результаты приемлемы и должны быть в позитивном ключе. Кроме того, не следует сравнивать одного ребенка с другим, только с самим собой (также в позитивном ключе). В свою очередь, ученик имеет право выбрать вид и содержание предлагаемой творческой деятельности из числа предложенных. Кроме того, ребенок может отказаться открыто говорить о своих чувствах и переживаниях.
Таким образом, арт-терапевтический подход не только дает ребенку возможность выразить себя, свои эмоции, переживания и страхи, но и повышает его самооценку.
Существует множество видов арт-терапии, которые могут быть использованы при работе с младшими школьниками с ЗПР в области коррекционной работы в эмоциональной сфере, некоторые из них перечислены ниже.
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, основанный на использовании музыки для психотерапии. Музыкотерапия способствует: регуляции психоэмоционального состояния ребенка; повышению социальной активности и формированию коммуникативной сферы; освоению новых способов выражения эмоциональных состояний; приобретению приемлемых форм поведения и позитивных установок; активизации творческого потенциала.
Имаготерапия — это театрализованная арт-терапия, основанная на психотерапевтическом процессе. Имаготерапия помогает: исследовать и обогатить представления об эмоциональных состояниях, научиться выражать и вербализировать их; развить навыки общения; обогатить жизненный опыт; выработать и закрепить приемлемые формы поведения; улучшить саморегуляцию; развить волевые качества [2, c. 58].
Изотерапия — это вид арт-терапии, основанный на использовании визуальной деятельности для психотерапии. Этот вид арт-терапии часто успешно используется в коррекционных целях с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Изотерапия позволяет установить эмоциональную связь без вербального контакта. Кроме того, этот вид арт-терапии помогает детям проработать свои психологические трудности. В рисунке дети могут выразить свои эмоции, страхи, конфликтные ситуации, свой взгляд на мир.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста с ЗПР имеются нарушения в эмоциональной сфере, которые влияют на интеллектуальное, личностное развитие, социальную и поведенческую сферы. Поэтому необходимо уделять особое внимание коррекции эмоциональной сферы. Методы арт-терапии считаются одним из эффективных способов коррекционного воздействия на эмоциональное развитие таких детей. По сравнению с другими методами, арт-терапия имеет явные преимущества и практически не имеет противопоказаний. С помощью арт-терапии можно не только развить эмоциональную сферу ученика с ЗПР, но и повысить его самооценку, улучшить коммуникативную сферу, помочь ему адаптироваться к школьной среде и раскрыть его личностный потенциал. Кроме того, арт-терапия имеет широкий спектр видов творческого воздействия и позволяет применять индивидуальный подход к ребенку.
Литература:
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — С. 22.
- Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. И. Изотова, Е.В Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 168.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — С. 13–53.
- Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — С. 165–182.
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А. А. Осипова. — М.: сфера, 2002. — С. 160.
- Павлий, Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Дефектология. — 2000. — № 4. — с. 34–42.
- Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие / С. Г. Рыбакова. — СПб.: Речь, 2007. — С. 9–10.
- Слепович, Е. С. Специальная психология / Е. С. Слепович, А. М. Поляков, Т. И. Гаврилко. — Минск.: Вышэйшая школа, 2012. — С. 111–112.