В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: эмоции, развитие, дошкольники, общее недоразвитие речи.
В последнее время у детей, поступающих в детский сад, выявляются речевые патологии, в частности, общее недоразвитие речи. Под общим недоразвитием речи понимают речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе [7].
У дошкольников с ОНР наблюдаются и вторичные нарушения эмоциональной сферы, это отмечают в своих исследованиях О. Е. Грибнова, и В. И. Терентьева. Вследствие недоразвития речи ребенок оказывается в условиях социальной депривации, из-за чего усвоение социального опыта затруднено, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря [3]. Детям сложно воспринимать свои и чужие эмоции, это приводит к тому, что не происходит дифференциации сходных эмоций, наблюдаются затруднения в осознании и выражении, как своего, так и чужого эмоционального состояния. При общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Ребенок эмоционально впечатлителен и его чувства часто возникают спонтанно [4].Отмечается нестойкость чувств: легко привлечь к игре, но также просто и отвлечь от нее. В течение дня дети могут эмоционально реагировать на обычные ситуации, мотивируя тем, что не могут сдержать своих эмоций. Тяжело переживают личные неудачи, слезы могут быстро перейти в смех.
Трудности эмоционального развития дошкольника с отклонениями в речевом развитии являются основополагающими причинами, адаптации в дошкольном учреждении и осложняющими взаимодействие со сверстниками. Неблагоприятное эмоциональное развитие негативно влияет на психическое здоровье детей с недостатками речевого развития, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции. Следовательно, дошкольники, нуждаются не только в логопедической помощи, но и педагога-психолога.
Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционально развития детей с речевой патологией, в отечественной литературе крайне мало. В психолого-педагогических исследованиях развитие эмоциональной сферы дошкольников рассматривается одной из ведущих характеристик детского развития. Наиболее компетентной сферой в дошкольном возрасте является эмоциональная, так как, она выступает регулятором важных жизненных функций [2].
А. Е. Ольшанникова в развитии эмоциональной сферы дошкольников, выделяет три основных направления.
- Дифференциация эмоций. Целью данного направления является обогащение различных переживаний, расширение представлений о содержании эмоций.
- Формирование способностей обеспечивающие контроль и регуляцию эмоции. Ребенок учится сдерживать свои эмоциональные состояния, анализирует их, выявляет причины, способствующие их появлению.
- Формирование умения предугадать негативные эмоциональные ситуаций и избегать их. Автор отмечает, что благодаря умениям и знаниям с возрастом, частота эмоциональных реакций значительно уменьшается, а причинами могут возникать более сложные потребности и значимые события [5].
Одним из направлений эмоционального развития дошкольников с ОНР можно выделить синтез методов группового психотренинга и творческого детского театра [1]. Психолог обучает созданию комфортной психологической атмосферы, которая напрямую влияет на эмоциональное состояние, мысли и чувства детей.
Для правильной установки эмоционального фона внимание детей концентрируется исключительно на добрых, радостных вещах, которые окружают нас. Такие занятия помогают избежать дошкольникам тревожность, плаксивость, мнительность, благоприятно влияют на создание условий для формирования необходимого эмоционального тонуса, без которого невозможно обучение и развитие в целом.
Для снижения тревожности и повышения уверенности в себе необходимо научить детей отвлекаться от тревожных и неприятных мыслей, бороться со стрессами, это тоже является одним из направлений эмоционального развития дошкольников с ОНР. Педагог учит детей переключаться с негативных эмоций на позитивные, приятные. Для этого используются игры и разыгрывание заданных психологом ситуаций. Так, можно предложить сердитому ребенку представить себя книгой, инструкция задаваемая ребенку может иметь следующая: «Сегодня ты книга, в которой множество сказок — счастливые, грустные, веселые, страшные и. т.д. Все они находятся внутри тебя, и ты можешь управлять ими. Если ты сейчас выбрал злую сказку, то скорей перелистывай, подумав о добром или забавном».
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что большую роль в развитии личности дошкольника играет влияние, которое оказывают на него сверстники при общении. Для того чтобы у дошкольника появилась потребность в общении, необходима симпатия к другим детям еще в раннем детстве. Эмоциональное развитие старшего дошкольника, способствует развитию умения и способности человека небезразлично смотреть на мир, способности как огорчаться, так и радоваться.
Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения [6]. Эмоции детей становятся осмысленными, подчиняются мышлению, дошкольники начинают усваивать разные способы действий и норм поведения, соотнося результаты своей деятельности с результатами других. Данные представления являются основой системы психолого-педагогических эмоционального развития. Коррекции и контроля эмоциональных процессов дошкольника.
Психологические занятия с детьми проводятся по специальным программам дошкольного образовательного учреждения, разработанные в соответствии с возрастными особенностями каждой группы. Психолог в середине учебного года проводит психодиагностику, для выявления динамики развития эмоциональной сферы дошкольника, для этого он использует проективные тесты, анализ рисунков, опросники, наблюдение.
Литература:
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 1968.
- Минаева,В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры [Текст]: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / В. М. Минаева. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
- Ольшанникова, А. Е. Системный анализ эмоциональности [Текст] / А. Е. Ольшанникова. — М.: МГППУ, 2011.
- Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева.,Т. В.Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
- Шкуркина О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2018. — № 27. — С. 146–148.