В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразования у детей данной категории и апробацию способов его коррекции.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, навык словообразования, общее недоразвитие речи .
В контексте современных представлений о цели образования как формировании компетентностей ребенка, актуальными и подготавливающими детей к предстоящей учебной деятельности наряду с развитием познавательной активности, внимания, памяти, мышления, является связная речь. Она позволяет ребенку формировать свои мысли, служит средством коммуникации, инструментом развития личности, выступает высшим регулятором его поведения. Необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с речевыми нарушениями, недостаточная теоретическая разработанность вопросов организации коррекционно-педагогической деятельности логопеда по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяют заявить об актуальности данной темы.
В литературе существует множество различных подходов по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Так, проблема развития речи у детей дошкольного возраста отражена в работах Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. С. Скобликовой и др.
В психолого-педагогических исследованиях подробно рассматривается поэтапное становление связной речи детей при их нормальном развитии. В монографии А. Н. Гвоздева, в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина раскрыты аспекты становления речи ребенка с самого детства, обозначена последовательность этапов речевого развития.
Авторы отмечают, что нарушение речевого развития дошкольника негативно сказывается в дальнейшем на процессе обучения ребенка в школе. В психолого-педагогической литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР), обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, сформулированы направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.) [5, 6, 7].
Т. В. Туманова говорит о том, что ребенок формирует речевые навыки в условиях адекватной социальной ситуации, в процессе взаимодействия с социумом, в ходе обучения в семье, детских садах, школе, при расширении представлений о мире, при этом процесс формирования происходит исключительно при социальном взаимодействии [10, с. 54].
Вместе с тем в исследованиях ученых неоднократно были отмечены проблемы и трудности, с которыми сталкивается логопед в процессе работы при организации коррекционно-педагогической деятельности по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [8, с. 34]. Обозначим некоторые из них.
Первая группа проблем — физиологические и психологические нарушения развития ребенка. На речевого развитие детей прямое влияние оказывает генетика, наследственные заболевания, вторая группа причин — медицинские патологии и нарушения, приобретенные с возрастом, а также патологии нервной системы, третья группа проблем ‒ проблемы психосоматического характера, на уровне психики ребенка с ранних лет.
Практический опыт логопедической работы показывает, что у 90 % детей с речевой патологией имеется ряд нарушений проблемы психосоматического характера (истерия, перепады настроения, нарушения сна и пр).
Логопедическая работа в данном случае, становится менее эффективной, практически не продуктивной, слишком длительной и имеет, зачастую, не стабильный результат.
Вторая группа проблем — проблемы, связанные со сложностями освоения русского языка, семантических структур, разнообразных флексий, фразеологических конструкций, проблемы нарушения грамматического строя и пр. Данную группу проблем можно связать с недостаточными практическими возможностями дошкольников в образовании новых форм слов [4].
Например, словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.
Третья проблема связана с тем, что у дошкольников отсутствует словообразовательная парадигма, не развиты продуктивные модели-типы [9].
Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на базе государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Спасский детский дом» (ГБУ ПО «Спасский детский дом»). В нем принимали участие 16 испытуемых дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
Навыки словообразования были оценены с помощью методик Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой [4]. Детям было предоставлено для выполнения 9 практических заданий и оценен результирующий уровень сформированности навыка словообразования.
Мы считали, что дошкольник демонстрирует высокий уровень сформированности навыка словообразования, если он отвечает правильно самостоятельно, без подсказок экспериментатора, при этом иногда ему требуется время на обдумывание
Средний уровень отмечался в случае, если дошкольник решает задания, отвечает правильно, но с подсказкой экспериментатора.
Низкий уровень показывали дошкольники, которые отвечают с большим трудом, с множеством подсказок, наблюдается путаница формулировок, вопрос не понятен до конца.
Очень низкий уровень показывали дошкольники, которые не справились с заданием, при этом отсутствует понимание вопроса, помощь экспериментатора полностью не результативна.
Всего детям было предложено 9 практических заданий.
На рисунке 1 для примера представлены результаты выполнения первого задания «Назови ласково».
Рис. 1. Оценка уровня сформированности навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
На рисунке 2 отражены результаты выполнения второго задания «Назови профессии мужского рода».
Рис. 2. Оценка уровня сформированности навыка словообразования по результатам второго задания
Детям было предложено также задание на словообразование глаголов по временам, приставкам и суффиксам. На рисунке 3 отражены результаты выполнения третьего задания «Словообразования глаголов».
Рис. 3. Оценка уровня сформированности навыка словообразования по результатам третьего задания на словообразование глаголов по временам, приставкам и суффиксам
Также дошкольникам было предложено задание на словообразование прилагательных, результаты выполнения отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Оценка уровня сформированности навыка словообразования по результатам четвертого задания
Помимо разобранных подробно заданий, детям были предложены задания на подбор синонимов и антонимов к существительным и прилагательным, задание на выбор лишнего слова в предлагаемых заданиях на сравнение (например, стол, лиса, волк, заяц, медведь — требуется выбрать лишнее).
Заключительным заданием было предложено задание: «Расскажи о себе и своей семье» на произвольный рассказ о себе, своих увлечениях, о маме. Данное заключительное задание позволяет оценить словарь ребенка, общую сформированность навыков словообразования.
Итоговый уровень сформированности навыка словообразования по результатам выполнения всех 9 заданий отражен на рисунке 5.
Рис. 5. Итоговый уровень сформированности навыка словообразования у дошкольников
Дошкольники с общим недоразвитием речи по результатам выполнения всех заданий показали низкий уровень (80 %) сформированности навыка словообразования, 13 % испытуемых показали очень низкий уровень, остальные 7 % показали средний уровень сформированности навыка словообразования. Можно отметить основные характеристики испытуемых дошкольников с общим недоразвитием речи: активный словарь ниже нормы. Дети испытывают трудности в словообразовании глаголов, в подборе синонимов и антонимов к словам, им сложно группировать семантически близкие прилагательные, наблюдаются ошибки при выборе лишнего слова в предлагаемых заданиях на сравнение.
Отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Дошкольники в своих высказываниях чаще используют простые предложения, фразы часто бывают аграмматичны. Наблюдается очень редкое использование в речи союзов и частиц, нечастое и неправильное употребление предлогов.
При анализе данных результатов возникла необходимость в проведении формирующего эксперимента, в котором также принимали участие 15 испытуемых, обследованные по методике констатирующего эксперимента.
В рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений, реализованных на коррекционно-развивающих занятиях. Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи детей с ОНР должна быть выстроена с учетом особенностей психического развития каждого ребенка, а главное — должна быть начинаться своевременно с согласованной работы педагогов и родителей.
Коррекционно-развивающая работа по формированию навыков словообразования у дошкольников включала 3 этапа.
I этап. Организация системы продуктивных словообразовательных моделей и закрепление наиболее продуктивных. На данном этапе уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).
Закрепление этой связи формировалось на практике с помощью сопоставления слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом -ик, стол -ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
В ходе реализации коррекционно-развивающей работы, было разработано 7 комплексов упражнений. Продолжительность занятия 15–20 минут. Отработка указанного комплекса — 2 недели, затем идет отработка следующего комплекса.
Рассмотрим пример по формированию навыка словообразования имен существительных у дошкольников.
Содержание I этапа логопедической работы — образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -ик-.
Содержание II этапа логопедической работы — образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышк-; образование существительных с суффиксом -ниц-; образование существительных с суффиксом -инк-, с суффиксом -ин-.
Содержание III этапа логопедической работы ‒ образование названий профессий.
В целом, коррекционно-развивающие занятия имели следующую структуру:
— разминка, которая имеет целью психологическую разрядку, настрой на работу;
— основная часть, которая заключается в применении разработанных упражнений и заданий на практике;
— заключение — релаксационные упражнения с целью эмоциональной разрядки детей.
Отдельный акцент необходимо сделать на разработанных играх для детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, так как именно игровая деятельность способствует более активному формированию познавательных навыков, формированию верных речевых конструкций и умений.
Так, логопедическая игра «Кто чей детеныш?» способствует развитию навыка словообразования имен существительных.
По итогам проведения формирующего эксперимента с помощью методик Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой снова был оценен уровень сформированности навыка словообразования у детей. Так, дошкольники с общим недоразвитием речи по результатам выполнения всех заданий показали средний уровень (70 %) сформированности навыка словообразования, 10 % испытуемых показали низкий уровень и 20 % показали средний уровень сформированности навыка словообразования, что говорит о продуктивности разработанного комплекса упражнений.
Литература:
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2009.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. ‒ Москва, 2020.
- Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР / В. А. Гончарова. // Логопед в детском саду. — 2005. — № 1(4). — С. 9–15.
- Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. ‒ Санкт-Петербург: Союз, 1999.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / Р. Е. Левина. ‒ Москва: АльянсС, 2013.
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у школьников: книга для логопедов / Н. С. Жукова., Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. ‒ Екатеринбург: ЛИТУР, 2020.
- Мастюкова, Е. М. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями / Е. М. Мастюкова. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. ‒ 1971.
- Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина. — Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. — Москва: Просвещение, 2006.
- Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. ‒ Москва, 2017.
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. — Москва, 2015.