Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агейченкова, М. В. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. В. Агейченкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18642/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, звук, дошкольный возраст, дошкольники, речь.

В фонетико-фонематическом формировании детей можно выделить несколько состояний: недостаточное распознавание и сложности при анализе лишь нарушенных в произношении звуков. Все другие звуки в слове и слоговая структура анализируются верно. Это самая легкая степень фонетико-фонематической несформированности; недостаточное распознавание большого числа звуков из разных фонетических групп при хорошо сформированной их артикуляции в устной форме. В данных случаях нарушение звукового анализа происходит более грубо; при глубоком фонематическом нарушении ребенок «не слышит» звуков в слове, не распознает отношения между звуковыми компонентами, не может отделить их из состава слова и выявить очередность.

Н. А. Чевелева разделяет логопедическую работу по формированию у детей фонематического восприятия на 6 этапов:

1) определение неречевых звуков;

2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) разделение слогов;

5) разделение фонем;

6) формирование простейшего звукового анализа. [9]

В то же время она подчеркивает, что необходимо принимать во внимание следующие положения.

Деятельность по развитию восприятия дефектно произносимых звуков необходимо осуществлять таким образом, чтобы собственное неверное произношение ребенка не создавало для него трудностей. С этой целью необходимо во время проведения звукового анализа по максимум убрать либо ограничить его собственное проговаривание, устремив основную нагрузку на восприятие информации посредством слуха.

Исходя из всего вышесказанного, предполагается определенная очередность речевого материала:

1) гласные звуки; слоги без стечения согласных;

2) слоги со стечением согласных;

3) однослойные и двусложные без стечения согласных;

4) слова со стечением согласных:

– двусложные слова со стечением согласных в середине слова; односложные слова со стечением согласных в начале слова;

– односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

– двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

– двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова;

5) трехсложные слова.

В процессе первого этапа в ходе специальных игр и упражнений у ребенка формируется умение определять и различать неречевые звуки. На первом этапе логопед может применять нижеуказанные задания:

– по окончании прослушивания попросить детей выделить и назвать неречевые звуки (к примеру, бытовые шумы, звуки на улице, в школе, звучание музыкального инструмента и т. д.);

– чередовать действия или менять направление движений, исходя из громкости или перемене темпо-ритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

– зафиксировать в памяти и наиболее четко воспроизвести ритм посредством отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

– прослушать несколько звуков (к примеру, удары в бубен) и выявить их количество (указать количество или отхлопать необходимое количество раз);

– отличать посредством слуха голоса других детей. [8]

Исходя из возраста ребенка и степени сформированности у него слухового восприятия, длительность данного этапа может быть разной. У старших дошкольников возраста он зачастую осуществляется быстрее.

На втором этапе детей обучают различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов, исходя из разной высоты, силы и тембра голоса.

Задания становятся более трудными, в работу вводятся звуки, с которыми детям необходимо произвести следующие действия:

– отличить на слух варианты слов, которые произносятся, применяя различную силу голоса (громко, тихо);

– отличить на слух варианты слов, которые произносятся, применяя различный тембр голоса;

– отличить на слух различные звукокомплексы, которые произносятся, применяя разную силу и тембр голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т. д.);

– отличить на слух голоса сверстников по силе, высоте, тембру и т. д.

В ходе третьего этапа детям необходимо обучиться различать слова, являющиеся близкими по звуковому составу. На данном этапе применяются нижеуказанные задания: — выделить из нескольких слов, которые отличаются одним звуком, указанное педагогом слово; — выбрать по картинкам похожие по звучанию слова; и т. д.

Сначала применяются простые слова, а далее задания усложняются.

В ходе четвёртого этапа дети обучаются отличать слоги. На данном этапе широко применяются нижеуказанные виды заданий:

– выявить в слоговом ряду лишний (который отличается одним звуком) слог;

– запомнить и безошибочно воспроизвести несколько звуков (либо слогов, слов), начиная с двух-трёх компонентов и постепенно увеличивая их количество до 6–7;

– прибавлять разнообразные звуки, слоги к одному и тому же изначальному слогу, чтобы каждый раз выходили разные слова;

– выбор слогов для называния и разделения производится зависимо от произносительного потенциала ребенка.

В ходе пятого этапа дети обучаются различению фонем родного языка, причем начинают в обязательном порядке с разделения гласных звуков. Логопед выдает детям картинки, на которых изображен поезд, девочка и птичка и говорит: «поезд гудит: у-у-у-у, птичка говорит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а».

Далее логопед поочередно произносит данные звуки сперва удлиненно (давая реакцию на звук, дети должны поднять картинку), а потом коротко. Далее в ряды гласных вводятся другие гласные, на которые дети не должны давать реакцию.

По такому же принципу осуществляется и работа по дифференциации согласных звуков. На данном этапе предлагаются такие задания:

– угадать гласный звук по беззвучной артикуляции;

– отделить указанный звук из ряда сперва резко контрастных, а потом близких по акустическим и артикуляционным свойствам звуков и т. д.;

Н. А. Чевелева считает, что на этом этапе необходимо вводить графические обозначения звуков (к примеру, гласный — синий квадрат, согласный — желтый кружочек и т. п.), это, по ее мнению, готовит детей к дальнейшему этапу обучения. [9]

Целью шестого этапа занятий можно назвать формирование у детей способностей к простейшему фонематическому анализу. Разделение слова на составляющие его фонемы является довольно трудной психической деятельностью. Фонематический анализ бывает элементарным и сложным. Элементарным фонематическим анализом принято считать выделение (узнавание).

Более трудной формой является отделение первого и последнего звука из слова, выявление его места в слове. И самой трудной формой фонематического анализа является выявление очередности звуков в слове, их числа, места относительно других звуков. Данным фонематическим анализом дети овладевают только в ходе специального обучения.

Исходя из различной сложности форм фонематического анализа и синтеза, а также очередности овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа осуществляется в данной последовательности:

– выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. выявление существования звука в слове;

– отделение звука в начале в конце слова. Выявить первый и последний звук в слове, а также его место.

В ходе формирования слогового анализа необходимо принимать во внимание поэтапность развития интеллектуальных действий. Сперва работа осуществляется при помощи вспомогательных средств, материализованных действий. Далее слоговый анализ ведется в плане громкой речи. На дальнейших этапах логопедической работы можно перенести данное действие во внутренний план, реализовать его, основываясь на слухо-произносительных представлениях.

Чтобы достичь поставленной цели, применяется большое многообразие игр и упражнений, устремленных на различение верно и неверно произнесенного звука в своей и чужой речи.

Логопедическая работа осуществляется в 3-х направлениях:

– формирование навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка;

– формирование навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

1) нарушение произношения отличается от собственного;

2) нарушение произношения не отличится от собственного; — формирование навыка слухового самоконтроля.

Отличие верно и неверно произнесенного звука в чужой речи происходит посредством структуры слуховых упражнений в конкретной очередности.

Детям предлагается установить некорректное произношение:

1) звуков в слогах различной структуры;

2) звуков в словах в различной позиции;

3) звуков во фразах. [1]

В ходе логопедической работы по формированию фонематического восприятия, дошкольники усваивают термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Литература:

  1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. — М.: Логос, 2016. — 270с.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — М.: Инфра-М, 2015. — 367с.
  3. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — М.: КНОРУС, 2015. — 357с.
  4. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — № 2. — С. 21–24.
  5. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. — М.: Логос, 2015. — 224с
  6. Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. — М.: КНОРУС, 2015. — 272 с.
  7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова- М.: Издательство института психотерапии, 2015. — 734с.
  8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Логос, 2015. — 304с.
  9. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н. А. Чевелева. — М.: Логос, 2015. — 432с.

Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Особенности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии

В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи