Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Суханова Алена Алексеевна, Окулова Наталия Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 01.06.2022
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Суханова, А. А. Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Суханова, Н. В. Окулова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7409/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время наблюдается увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным, по сравнению с 2019–2020 учебным годом, в 2020–2021 годах количество классов, где обучаются такие дети, увеличилось на 5,7 %, а численность обучающихся с ОВЗ в них возросла на 3.2 %.
В Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года, одним из направлений является обеспечение специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, в том числе и для их социальной адаптации [5].
В данной работе под социальной адаптацией мы понимаем процесс приспособления индивида к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон [1]. В социальную адаптацию детей согласно исследованиям Э. К. Наберушкиной, П. В. Романова чаще всего включают следующие виды: бытовая как развитие и формирование навыков коммуникации и досуговая адаптация как создание установок на гармоничное личностное развитие.
Б. В. Белявский, Ю. А. Блинков, Е. А. Губарев в результате изучения особенностей социализации детей с ограниченными возможностями выявили следующее: для таких детей процесс социальной адаптации является более сложным в связи с имеющимися нарушениями, вследствие которых может быть снижена их мобильность, вовлеченность в социальную жизнь, ограничена возможность адекватного реагирования. Их круг общения часто сужен и однообразен. Соответственно, одной из главных задач сопровождения детей с ОВЗ становится их социальная адаптация, формировать которую можно различными способами.
Арт-терапия зарекомендовала себя как одно из эффективнейших средств социализации, имеющее преимущество перед другими психокоррекционными техниками. Как сложную систему данный метод рассматривали многие ученые, среди которых Э. Крамер, Э. Крис, М. Люшер, Г. Рид. Под арт-терапией понимается направление в психотерапии и психологической коррекции, в котором клиент решает свои психологические проблемы через процесс творчества. Основополагающий принцип данного метода состоит в том, что абсолютно все продукты творческой изобразительной деятельности принимаются и одобряются, вне зависимости от их качества исполнения, формы и содержания [3].
Согласно исследованиям Т. И. Бакланова, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Ю. Калошина, применение арт-терапии в работе по формированию социализации детей с ОВЗ эффективно в связи с тем, что в ней возможно:
– выражение агрессии и снятие раздражения в социально-приемлемой форме,
– развитие самоконтроля и внутренней гармонии,
– привлечение внимания к подавляемым и остро переживаемым чувствам,
– нормализация и улучшение отношений между участниками и педагогом,
– развитие сопереживания, преодоление негативных установок у членов группы,
– повышение собственной значимости, развитие индивидуальности и др.
Помимо этого, в процессе арт-терапии может проводиться диагностика и интерпретация продуктов деятельности с целью выявления личностных особенностей и хода протекания социальной адаптации [2].
Опишем виды арт-терапии, использование которых эффективно влияет на формирование социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Рисуночная терапия основана на изобразительном искусстве и чаще всего служит для отражения чувств рисующего, которые невозможно выразить вербально. Изотерапия служит не только для развития эстетических чувств и психических процессов, но и для нормализации, профилактики проблем в эмоциональной сфере.
Музыкотерапия — метод, который имеет благоприятное воздействие музыки на внутренне состояние человека. Активная музыкотерапия отличается тем, что ребенок принимает непосредственное участие в придумывании произведения, что способствует деятельности в коллективе, интегрированию в социум, формированию и развитию коммуникативных навыков, самоконтроля и выдержки, навыков самопрезентации. Пассивная форма представляет собой прослушивание различных музыкальных произведений с целью улучшения внутреннего состояния и снятия напряжения, выявления значимых переживаний. В результате применения пассивной музыкотерапии возможно формирование положительного климата в коллективе.
Танцевально-двигательная терапия — вид арт-терапии, инструментом которого является тело, а движение — это процесс, помогающий распознать, пережить и выразить свои конфликты и чувства, открыть и осознать свое внутреннее «Я». В танце и движениях ребенок в посильной ему форме может выразить внутреннее состояние, в свою очередь, окружающие могут понять его. Применение данного вида терапии в групповой работе помогает развивать навыки взаимодействия, сопереживания и общения. Помимо этого, развивается двигательная и эмоциональная сфера ребенка, что благоприятно сказывается на развитии ребенка с ОВЗ в целом.
Драматерапия как метод, основанный Я. Морено, в своей основе предполагает процесс драматизации или, иными словами, разыгрывание какого-либо сюжета. Данные виды арт-терапии в основном дополняют друг друга и не направлены на межличностное взаимодействие и служат, скорее, для выражения эмоций, избавления от тревоги и зажимов, развития психических процессов (воображения, речи, внимания и др.).
Библиотерапия предполагает изменение внутреннего состояния ребенка через использование специально подобранной литературы. В связи с многообразием жанров и стилей, возможно подобрать книги для любой волнующей проблемы: от коррекции личных особенностей, мешающих социализации, до решения конфликтов между членами группы. Частным приемом библиотерапии считают сказкотерапию как способ передачи знаний о социальной реабилитации и духовном пути человека, передаваемый из поколения в поколение.
Игротерапия — это вид арт-терапии, в котором специалист является ведущим, а роль группы выполняют «игрушки», включающие в себя любые бытовые мелочи и предметы. Игротерапия помогает воссоздать травмирующую или проблемную ситуацию и таким образом найти экологичное решение. А. В. Тащева и С. Н. Гриднева относят сюда и куклотерапию, как метод психологической помощи, заключающийся в коррекции поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. С применением данного вида терапии эффективно решать ситуации, связанные с межличностным взаимодействием.
Песочная терапия рассматривается как вид коррекции, благоприятный для снижения и снятии агрессивных проявлений в связи с тем, что игры в песке являются естественной деятельностью детей и оказывают благоприятное воздействие на их эмоциональное состояние. Возможно применение приема драматизации для разыгрывания проблемных ситуаций и отражения внутренних состояний.
Менее распространенными, но также интересными методами являются скульптуротерапия, фототерапия, оригами и др. Они могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими видами арт-терапии, психокоррекционными техниками.
Таким образом, арт-терапия является эффективным средством по формированию социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из главных плюсов данного метода является то, что многие виды можно сочетать между собой и успешно адаптировать под имеющуюся ситуацию.
Литература:
- Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2012. — 80 с.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М. В. Киселева — Спб.: Речь, 2018–159с.
- Копытин, А. И. Арт-терапия. Хрестоматия / А. И. Копытин — Спб.: Питер, 2012.- 320с.
- Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И. Ю. Левченко — M.: Академия, 2011. — 248 с.
- Проект стратегии развития образования детей с ОВЗ до 2030 года. [Электронный ресурс] — https://prosv.ru/news/show/4492.html (Дата обращения: 17.04.2022 г.)