Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.12.2017

Статья просмотрена: 1747 раз

Библиографическое описание:

Феденко, А. Ю. Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками / А. Ю. Феденко, О. В. Шемет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47555/ (дата обращения: 15.11.2024).



В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: арт-терапия, методы, способы, младшие дошкольники, детство, детский сад, дошкольный возраст.

In given article the importance of art therapy for younger preschoolers, art therapy techniques and methods used in the work of psychologist in the preschool institutions.

Key words: art therapy, methods, ways, younger children, childhood, kindergarten, preschool age.

Термин «арт — терапия» стал применяться в нашей стране не так давно. Сравнительно молодой возраст содержит и назначение лечебно-реабилитационной, педагогической и общественной работы, которое он означает. С английского языка это понятие возможно перевести как «лечение, основанное на упражнениях художественным творчеством.»... Впрочем, на практике арт — терапия не каждый раз связана с излечением в серьезном медицинском значении слова. Но лечебные задачи, без сомнения, ей характерны, есть большое количество примеров использования арт-терапии скорее, как способа психологической гармонизации и становления человека, как пути к разрешению общественных инцидентов или же с другими целями.

Арт-терапия владеет бесспорным превосходством перед другими — основанными на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы.

Сохранение здоровья в детском саду — это не дань моде, а вид педагогической работы, который подразумевает особенную организацию образовательного процесса: целью, объектом и итогом которого считается самочувствие.

Как раз в младшем дошкольном возрасте малыш в первый раз идет в детский сад.

– у малышей развивается эмоционально — стрессовая реакция, приводящая к нарушению самочувствия. Имеются нарушения психологического самочувствия, нервно — психического расстройства.

– привыкание к детскому саду совпадает с кризисным временем в психологическом развитии малыша. К 3 годам происходят серьезные изменения в ребенке, он делается непреклонным, капризным, вздорным, кризисное, переходное положение, чувство неопределенности и беспокойства, большое число стрессов и накапливающиеся чувственные нагрузки.

– особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, неувязка социально-психологической привыкания: нет контакта, общения со сверстниками.

Главные функции арт — терапии:

– катарсистическая (очищающая, освобождающая от неблагоприятных состояний)

– регулятивная (снятие нервно — психического напряжения, моделирование позитивного состояния)

– коммуникативно — рефлексивная (обеспечивающая корректировку нарушений общения, составление адекватного межличностного поведения, самооценки).

Всевозможные варианты арт — терапии дают вероятность самовыражения, самопознания и дают возможность личности подняться на более высшую степень собственного становления.

Есть некоторое количество видов арт — терапии:

1. сказкотерапия;

2. маскотерапия;

3. музыкотерапия;

4. цветотерапия;

5. куклотерапия;

6. игротерапи;

7. драматерапи;

8. изотерапия.

Любой из данных видов арт — терапии несет в себе большой заряд энергии и может помочь расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть собственные креативные возможности.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном раскладах в развитии, арт — терапия преследует 1 задачу — гармоническое становление ребёнка, расширение вероятностей его общественной адаптации, при помощи искусства, роли в социальной и культурной работе.

Изотерапия (рисование) — это 1 из ведущих техник арт — терапии. Рисуя, играя, малыш даёт выход собственным желаниям, эмоциям, тянет собственные дела во всевозможных обстановках. Вследствие этого, довольно благотворно эти занятия сказываются на ребятах с особенностями в поведенческой и личной сферах [1].

Изотерапия оказывает развивающее влияние на познавательную сферу психики малыша сквозь сенсорное восприятие. Как раз с сенсорного, в том числе и тактильного восприятия наступает составление и становление мыслительных процессов. Неудивительно собственно, что небольшой малыш откликается на все: приятный свет, на изящную музыку и всевозможные звуки, на чувства от прикосновения к чему -либо. В случае если ребенок весь данный разнообразный мир познает вблизи с родителями и преподавателями, он растёт благожелательным, размеренным и любознательным. Изотерапия для малыша — вероятность выплеснуть на бумагу собственные ощущения, ключевым считается их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

Эффективность программы замечена в позитивной динамике и положительными переменами в эмоционально-личностной сфере, увеличение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, понижение агрессивных тенденций, сокращение тревожности и беспокойства. Она содержит «инсайт-ориентированный» характер; подразумевает атмосферу доверия, высочайшей терпимости и интереса к внутреннему миру. Художественное самовыражение детей может помочь возобновить эмоциональное равновесие или же убрать несоблюдение поведения, убрать злость [2].

Важным условием для высококачественного воплощения программы считается создание развивающего художественного предметного места, содержащего в себе «культурные зоны», где малыш имеет возможность работать в искусстве, а еще предметы, дающие сенсорный навык взаимодействия с вещами, атрибутами как средством знания.

Арт-терапевтические занятия ведутся в специально оснащенной изостудии, снаряженной важными дидактическими пособиями, приятным материалом, техническими художественными средствами.

«Рабочая» зона пол и стол — для изобразительной работы [3].

Перед занятиями на ребят надевают фартуки и налокотники. Ребятам предоставляется вероятность выбрать, чем они займут пространство в согласовании с собственными предпочтениями.

Арт-терапевтическая изобразительная работа подразумевает большой выбор всевозможных материалов, техник и способов сотворения изображений. Арсенал методик создания изображений широкий: красками, карандашами, восковыми мелками, применяется еще бумага различных форматов и цветов, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями.

Внедрение необычных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с использованием различного материала, нарочно подобранное музыкальное сопровождение помогает снятию психоэмоционального напряжения, развитию креативных возможностей ребят [7].

В арт-терапии используются всевозможные техники:

1. Марание;

2. Штриховка, каракули;

3. Рисунок на стекле;

4. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног);

5. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами);

6. Рисование предметами окружающего пространства;

7. Монотипия.

Более доступной, действенной, подходящей к возрастным особенностям этого возраста, является массовая конфигурация. Она разрешает трудиться с более широким кругом ребят, влияет на эмоционально-аффектную сферу малыша.

Как правило, малыши делают поручения персонально, каждый делает личный набросок или же изображение. Но особенное наслаждение доставляет создание коллективных работ, картин, композиций, где соединяются изображения, разработанные всеми ребятами группы.

В процессе арт-терапевтических занятий младшие дошкольники имеют все шансы создавать то, что им в будничной жизни запрещается, они имеют все шансы тут расслабиться. В процессе все негативные впечатлении остаются в этом произведении, собственно, что может помочь ребенку стать наиболее размеренным и сдержанными [4].

Арт-терапия проводится раз в неделю в первой младшей группе и один раз в неделю во второй младшей группе. Продолжительность занятий от десяти минут. Всё зависит насколько малыши будут проявлять свой интерес. В форме игры предполагается неформальное творческое общение в общей художественной работе, где любой малыш получает помощь и поощрение воспитателей.

Литература:

  1. Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» — Санкт -Петербург 2003г.
  2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» — Москва 2005г.
  3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст — Москва 2007г.
  4. Н. О. Сучкова Арт — терапия в работе с детьми из неблагополучных семей — Санкт — Петербург 2008г.
  5. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» — Москва 1995г.
  6. С. Г. Рыбакова — Арт-терапия для детей ЗПР — Санкт-Петербург 2008г.
  7. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» — Москва 2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, малыш, терапия, вид арт, изобразительная работа, младшая группа, раз, ступня ног.


Похожие статьи

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками

В статье представлен теоретический обзор проблемы применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. Приведены различные техники подачи материала, а также обозначены этапы библиотерапевтической работы.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Похожие статьи

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками

В статье представлен теоретический обзор проблемы применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. Приведены различные техники подачи материала, а также обозначены этапы библиотерапевтической работы.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Задать вопрос