Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Ерошева, О. В. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ / О. В. Ерошева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105353/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка.Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Ключевые слова: арт-терапия, здоровьесберегающая технология, игра, техники, искусство, здоровье, психика.

То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс.

Карл Роджерс

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом является вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье коллектива, группы, личности можно использования в работе арт –терапию. [1].

Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?

Арт — терапия (лат. аrs — искусство, творчество, греч. therapeia — лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте очень ранима. Дети в этом возрасте очень любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир, они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют фантазировать, лепить, рисовать. Искусство не только формирует и развивает личность, но и является эффективным средством сохранения и профилактики психического здоровья детей. Через арт-терапию ребенок может снять эмоциональное напряжение, а также безболезненно выразить свои чувства и превратить негативные эмоции в положительные. [2].

Арт-терапия — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса, дает эмоциональную разрядку и возможность самовыражения. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержку и доверие.

Задачи арт-терапии для дошкольников

– Развитие познавательной и речевой активности.

– Развитие уверенности в себе.

– Научить ребенка контролировать эмоции и стабилизировать его эмоциональное состояние.

– Стимулирование креативного мышления.

– Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи.

В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции:

– Координирующая

– Познавательная

– Развивающая

– Адаптационная

– Коммуникативная

– Стимулирующая

– Диагностическая

– Психотерапевтическая

Занятия искусством помогают сформировать у детей правильное мировоззрение и раскрывают творческий потенциал. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ направлена на развитие внимания, речи, памяти, логики, воображения и мышления. С помощью танцев или музыки, сказок и рисования, можно помочь ребенку: гиперактивным детям успокоиться, а нерешительным и робким — избавиться от страха. Таким образом, регулярные творческие занятия способны избавить ребенка от психического напряжения и стресса, научить быть внимательным и сосредоточенным и сформировать навыки взаимодействия ребенка между собой и взрослыми. Существует достаточно много различных видов и направлений в арт-терапии и все время появляется что-то новое. [3]. К основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапия — лечение при помощи изобразительного искусства.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

– техника «кляксография»;

– пальцевая живопись;

– рисование мягкой бумагой;

– рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

– рисование на стекле;

– ниткография;

– рисование на манке;

– техника рисования листьями, палочками, камушками;

– техника отпечатывания ватой;

– техника «оттиск пробками»;

– рисование пластилином.

Все вышеперечисленные виды арт-терапии используют в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию детей. Наверное, каждый ребенок любит рисовать, поэтому применить данный вид арт-терапии в ДОУ не составит труда. По рисунку ребенка можно определить его психическое и эмоциональное состояние. Часто родители замечают, что их ребенок начинает рисовать исключительно темными цветами, это говорит о том, что на данный момент ребенок испытывает состояние напряженности и тревожности. Тогда задача родителей — узнать причину его беспокойств. Арт-терапия может заметно улучшить состояние ребенка.

Песочная терапия. Детям нравится строить замки из песка, лепить куличики и разные фигуры. Специалистами доказано, что это занятие оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Песочная терапия помогает при избавлении от психологических травм в процессе игры. Контакт с песком способствует развитию фантазии и формированию контроля над своими внутренними побуждениями. Игра с песком помогает ребенку выразить свои переживания и освободиться от своих страхов. Песочная терапия для детей в ДОУ оказывает благоприятное воздействие и помогает детям повысить самооценку и обрести веру в самого себя. Игра в свободной форме, а не по чьей-либо указке, способствует самовыражению ребенка. Песочная терапия весьма полезна, так как невербальный контакт при использовании песка и других материалов является своего рода маленьким миром, где ребенок придумывает различные сценки, связанные с вымышленными героями, и устанавливает свои правила. Во время игры у дошкольника высвобождается положительная энергетика, что оказывает благоприятное влияние на его обучение и развитие в целом.

Сказкотерапия. Многие родители знают о важности чтения сказок своим детям. С помощью сказок дети знакомятся с окружающим миром и познают правила поведения и взаимодействия с людьми. Этот метод арт-терапии заключается не только в чтении книг, но и обсуждении смысла, персонажей и их поступков. Арт-терапевты предлагают детям самим сочинять сказки с одним или несколькими героями. Так как дети в этом возрасте любят придумывать истории, им такой вид деятельности придется по душе. В процессе сказкотерапии педагог может сделать вывод о психологическом состоянии ребенка, исходя из содержания рассказа, его вымышленных героев и их действий. В случае выявления определенных проблем при помощи сказок специалист может помочь ребенку. Именно такой подход способствует коррекции поведения дошкольника, ведь каждому ребенку хочется внимания, чтобы его хвалили и ценили. Поэтому, чтобы помочь ребенку сформировать правильное поведение используются сказочные герои.

Цветотерапия наука, изучающая цвета. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. С малоактивными, пассивными детьми — используются красный, оранжевый и жёлтые цвета. Это цветные карточки, задания с цветовыми фишками и т. д.

Гиперактивным детям предлагаются для использования цвета с холодными оттенкам: голубым, синим или зелёным.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются различные нетрадиционные арт-терапевтические техники: техника оттиска (оттиск природных форм, оттиск мятой бумагой и др.), кляксография и рисование на мокрой бумаге, воскография, пластилинография, техника «каракулей», рисование пальцами и ладонями и др. [2].

Игротерапия — формирует и развивает нравственные качества: что хорошо, а что плохо. В ходе игры ребенок учится общению со сверстниками и отношения между участниками становятся более доверительными, можно развить коммуникативные навыки, уменьшить тревогу и повысить самооценку ребенка. В свои игры дети вносят много собственных выдумок, фантазий.

В результате игротерапии дети выплескивают отрицательные эмоции и становятся спокойнее и расслабленнее. Эта технология помогает создать положительно-эмоциональный настрой между ребенком и педагогом. Применение арт-педагогических технологий эффективный способ корректировки и профилактики эмоционального здоровья ребенка. [4].

Арт-терапия для дошкольников — очень важное направление, которое помогает ребенку обрести свою индивидуальность, перестать стесняться и адаптироваться в новых условиях. Арт-терапия является одним из самых действенных и доступных, среди множества других нетрадиционных методик и позволяет решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Литература:

  1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. П. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
  2. Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. /Буко М. Е. — М.: Просвещение, 2005. — 216 с.
  3. Волков, И. П. Учим творчеству / Волков И. П. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
  4. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / Якиманская И. С. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. — 221 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, методика лечения, окружающий мир, помощь сказок, старший дошкольный возраст, художественное творчество, эмоциональное здоровье ребенка, эмоциональное самочувствие, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий

В статье раскрываются особенности художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста посредством современных технологий. Рассматриваются такие технологии, как пластилинография, экспериментирование, нетрадиционное рисование, игровая технол...

Похожие статьи

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих технологий

В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий

В статье раскрываются особенности художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста посредством современных технологий. Рассматриваются такие технологии, как пластилинография, экспериментирование, нетрадиционное рисование, игровая технол...

Задать вопрос