Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Пивкина Мария Борисовна, Рулёва Юлия Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 19.11.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Пивкина, М. Б. Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста / М. Б. Пивкина, Ю. А. Рулёва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 59-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18720/ (дата обращения: 26.12.2024).
В статье раскрываются возможности применения арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: арт-терапия, творческое мышление, дети, воспитатель.
Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании их личности. Этот этап является решающим для построения основ дальнейшего обучения и социализации. В процессе игры, художественной деятельности и общения дети учатся выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию их индивидуальности. Это не только помогает им находить новые подходы к решению задач, но и укрепляет уверенность в себе.
Творческое мышление также связано с исследовательской активностью. Дети, обладая развитым воображением, могут видеть мир с различных ракурсов, что открывает перед ними широкие горизонты познания. Они учатся не бояться ошибок, понимать, что ошибки — это часть учёбы, и что каждая ситуация может быть решена нестандартным образом. Это формирует у них гибкость ума, необходимую в условиях быстро меняющегося мира.
Кроме того, развитие творческого мышления способствует формированию социальных навыков. Взаимодействие с ровесниками в творческой деятельности, коллективное создание и обсуждение идей формирует чувство сотрудничества и эмпатии. Дети учатся слушать и принимать мнения других, что является важным аспектом их социальной адаптации. Таким образом, поддержка и развитие творческого мышления на раннем этапе жизни являются необходимыми условиями для гармоничного роста и развития новых поколений.
Средства арт-терапии представляют собой уникальную возможность осуществлять развитие творческого мышления детей дошкольного возраста при условии грамотного руководства со стороны педагога.
Средства арт-терапии, такие как живопись, лепка, музыкальные и театральные занятия, играют важную роль в эмоциональном и социальном развитии детей дошкольного возраста. Эти методы помогают детям не только выразить свои эмоции, но и развивать творческие способности. Педагоги, умеющие правильно использовать арт-терапию, могут создавать пространство, где каждый ребенок чувствует себя свободно и защищенно, что способствует раскрытию его внутреннего мира.
Правильное руководство со стороны взрослого является ключевым фактором в успешной реализации арт-терапевтических практик. Педагоги должны уметь создавать мотивирующую и поддерживающую атмосферу, где дети могут экспериментировать с разными материалами и техниками. Это требует от них гибкости и умения подстраиваться под интересы и потребности каждого ребенка.
Кроме того, арт-терапия развивает такие важные навыки, как критическое мышление и самовыражение. Дети учатся решать проблемы, находить нестандартные решения и принимать решения на основе своих предпочтений. Таким образом, арт-терапия становится не только средством художественного самовыражения, но и мощным инструментом для формирования жизненных компетенций.
Арт-терапия представляет собой «комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их» [4, с.27].
Известно, что произведения искусства «помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту — например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания». [4, с.27].
Арт-терапия открывает уникальную возможность для детей выразить свои эмоции и чувства через творчество. В процессе рисования, лепки или работы с различными материалами дети могут свободно проявлять свои переживания, зачастую не осознавая, что именно их волнует. Это создает безопасное развивающее пространство для самовыражения, где каждый ребенок может поговорить о своих страхах и комплексах, не прибегая к словесному объяснению. Специалисты могут наблюдать за особенностями творчества ребенка, выявлять скрытые проблемы и находить пути для их решения.
Помимо диагностики, арт-терапия способствует развитию креативности и гибкости мышления у детей. Важная задача заключается в тренировке управляемости эмоциями. Работая с художественными материалами, ребенок учится не только улавливать собственные чувства, но и регулировать их, что является необходимым опытом на пути к эмоционально здоровой взрослой жизни. Это особенно актуально для детей, испытывающих тревожность или имевших негативный опыт общения.
В результате занятия арт-терапией, ребенок не только получает помощь в преодолении внутренних конфликтов, но и начинает осваивать навыки взаимодействия с окружающим миром. Выражая свои эмоции через искусство, он учится находить общий язык с другими, что является важным аспектом социального развития.
Для работы с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды арт-терапии:
– сказкотерапия, когда детям рассказываются специальные психотерапевтические сказки с определенной целью (развития доверия к миру, уверенности в том, что все будет хорошо, что ребенок выздоровеет, семья будет счастлива, дети помирятся);
– песочная терапия, когда дети создают рисунки на песке, лепят разные фигуры, ощущают различные свойства песка (сухой, влажный, кинетический), занимаясь с песком, ребенок может отвлекаться от психологических проблем, думать о хорошем, песок очень хорошо воздействует на тактильные ощущения;
– изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок), в ходе рисования дети могут изображать свои страхи, тревоги, а затем уничтожать свои рисунки, оказывая таким образом воздействие на свои негативные чувства, избавляясь от них;
– библиотерапия, представляющая собой чтение увлекательных рассказов, помощь ребенку в отождествлении себя с сильным, решительным, здоровым героем;
– имаготерапия (работа с театральными образами) предполагает перевоплощение ребенка посредством игры-драматизации в другого героя, наделенного теми чертами, которые необходимо приобрести ребенку, например, в смелого Ивана-царевича, который сражается со Змеем Горынычем и ничего не боится;
– фототерапия, представляющая собой рассматривание фотографий счастливой семьи, счастливых, обнимающихся детей и родителей, детей с животными для создания положительных мыслеобразов и психотерапевтического воздействия;
– цветотерапия, представляющая собой использование определенных цветов для положительного эмоционального состояния, например, в ходе рисования пальчиковыми красками, экспериментирования с окрашиванием воды, игр с разноцветными лентами (ленточный лабиринт), воздушными шарами, мыльными пузырями, различными светильниками и подсветками;
– музыкотерапия, представляющая собой мощный арсенал воздействия на психологическое состояние ребенка, например, звуки природы, релаксационная музыка благотворно успокаивает ребенка, григорианские пения относятся к лечебной музыке.
Для развития творческого мышления можно использовать следующие методы и приемы. Например, используются карточки-фотографии различных ситуаций, детей (набор метафорических карт для детей). Педагог вместе с ребенком достает наугад одну карточку «Грустная девочка стоит у окна» и начинает рассказ: «Однажды Оля осталась одна дома. Ей было очень грустно…» Далее карточку вытягивает ребенок и ему выпадает «Вокзал». Ребенок продолжает эту историю: «Родители Оли уехали далеко на поезде…». Далее педагог вытягивает следующую карточку и придумывает свое продолжение. В ходе такой игры ребенок думает, у него развивается мышление, он придумывает творческий сюжет.
Вариантов развития творческого мышления с помощью сказкотерапии несколько:
– прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
– придумывание собственного окончания с разной степенью участия взрослого;
– ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста;
– сочинение сказки по картинкам из разных сказок;
– игры с картинками, когда берутся наугад две картинки из разных стопок (герой и сказочные предметы) и составляется короткий рассказ о них (например, Буратино нашел золотое яйцо и пошел с ним на прогулку. Но нечаянно он разбил яйцо, а оттуда выскочил маленький лягушонок и сказал: «Спасибо, что спас меня. За это могу выполнить любое твое желание».
Хорошим средством является изотерапия, когда педагог или родитель по очереди рисуют каких-то персонажей на одном листе и рассказывают общую историю. Например, педагог рисует мальчика и рассказывает (Жил-был Сережа. И однажды он пошел погулять. Но на улице были лужи). Педагог рисует лужи. А ребенок дополняет рисунок, рисует лужи, дождь и придумывает что-то свое. Педагог рисует собаку и говорит (Но вдруг из-за угла вышла большая черная собака). А дальше педагог наблюдает за ребенком. Если мальчик говорит, что персонаж рисунка испугался, убежал, значит скорее всего ребенок боится собак. Далее педагог в рисунке предлагает разрешение данной ситуации. Например, он может нарисовать рядом с мальчиком маму и сказать (Но тут вышла из подъезда мама) или нарисовать дерево (Сережа залез на дерево). Или разрешение ситуации может предложить сам ребенок, например, нарисовать хлеб (У Сережи был хлеб, он дал его собаке, и собака завиляла хвостом от радости). Заканчиваться такие сеансы изотерапии должны всегда радостно. Например, педагог может сказать: «Сережа подружился с собакой. У него появился надежный и верный друг».
В процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, развивается межполушарное взаимодействие. «В рисунках ребенок отражает свои чувства и отношения к окружающему, выражает свои мечты и желания. Кроме непосредственно рисования развивающим и коррекционным эффектом обладают разнообразные игры с изобразительным материалом (экспериментирование с краской, пластилином, бумагой и т. д.). На таких занятиях у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, снижается напряженность, возникает ситуация успеха. К таким занятиям относятся рисование пальцами, ладошками, различными материалами (скомканной бумагой, листьями растений, нитками, поролоном, ватными палочками, солью и др.), платилинография, бумагопластика, экспериментирование с цветом, монотипия и т. д». [4, с.27].
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы ребенок дошкольного возраста чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями.
Намипроводилась работа по развитию творческого мышления с использованием арт-терапии.
Был разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста средствами арт-терапии, в который вошли занятия по художественному развитию творческого мышления, беседы, дидактические игры «Угадай картину», «Собери картину», «Раскрась картину», «Придумай сказку по картине», «Оживи рисунок». Мы обогатили предметно-развивающую среду дидактическими играми, иллюстрациями картин художников. В ходе проводимой работы осуществлялось взаимодействие с родителями воспитанников с целью развития творческого мышления детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Мы наблюдали за особенностями проявления творческого мышления у дошкольников. Были замечены следующие положительные изменения:
– дети стали замечать красоту окружающего мира;
– дети стали проявлять интерес к лепке, сочинительству, рисованию;
– дети стали придумывать свои сказки, рассказы, истории.
В ходе работы было замечено, что дети с большим желанием стали рисовать, научились передавать сюжет на бумаге, изображать людей, животных. Конечно, не все дети смогли достичь высоких результатов, однако, было замечено, что создание творческой атмосферы и использование специальных занятий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников, способствует пробуждению творческого мышления, благоприятно развивает творческую фантазию, творческое мышление, желание рисовать, творить, создавать красивое.
Литература:
- Артемова Л. B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. — 67 с.
- Власенко О. П. Творческое воспитание дошкольников / О. П. Власенко. — Москва: Учитель, 2020. — 638 с.
- Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 2017. С. 12.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Похожие статьи
Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду
В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.
Похожие статьи
Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду
В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.