Использование арт-терапевтических техник вработе сдетьми дошкольного возраста
Георгиевская Дарина Андреевна, студент;
Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: детский сад, ребенок, арт-терапия, арт-терапевтические методики, педагог-психолог, дошкольный возраст.
«Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем. В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник. Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности. И задача родителей, воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку быть успешным в современном социуме» [2].
Детский сад, является для ребенка первым опытом взаимодействия со сверстниками, здесь же ребенок учится самостоятельности, развивает элементарные навыки. Задача специалистов в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы опыт, навыки и знания ребенок получал в комфортных условиях. В дошкольном возрасте психика ребенка неустойчива, она требует осторожного отношения со стороны взрослых, так как дошкольник только начинает узнавать себя и мир вокруг. На этом этапе ребенок сталкивается с рядом трудностей, как в семье, так и в детском саду. Взрослые, естественно, хотят помочь малышу, но зачастую не знают, как. В таком случае помочь может арт-терапия.
Арт-терапию рассматривали многие ученые, специалисты и художники в своих трудах: А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, З.Фрейд, К. Г. Юнг, А. Хилл. Впервые термин «арт-терапия» был употреблен в 1938 году художником Адрианом Хиллом. Но начало арт-терапевтическим методам положили З.Фрейд и К. Г. Юнг, по их мнению, рисунок — есть результат неосознаваемых психических процессов.А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, считали, что пробуждение активности творческого потенциала снижает нервное напряжение и помогает справится с внутренними конфликтами [4].
Арт-терапия — это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [3].
Арт-терапевтические методики — это способ выражения своих чувств и эмоций, основанный на творчестве и игре. Цель арт-терапевтической методики состоит в том, что развивает личность через способность самовыражения и самопознания. При помощи лепки, рисования, фототерапии, сказкотерапии ребенок создает готовые образы, тем самым обретает свою неповторимость и индивидуальность.
Арт-терапия дает легкую возможность контакта с трудными проблемами. Ребенок, не признавая свои проблемы и не говоря о них, выражает их на бумаге, снимая психическое напряжение. При таких занятиях важно поддерживать ребенка, давая ему понять уникальность его поделок. Успех в творчестве бессознательно переносится на обычную жизнь. Специалист должен помочь сделать этот процесс радостным, интересным и индивидуальным для каждого.
В арт-терапии отсутствуют оценки результатов работ, здесь важен сам процесс, а не результат. Арт-терапевтические методики проводятся с детьми в том случае, когда у них наблюдаются такие показания как: упрямство, агрессия, агрессивность, страхи, заикания, кризисные ситуации, гиперактивность и многие другие [1].
После проведение арт-терапевтических методик у ребенка происходит изменения в эмоциональном настрое, специалист может увидеть реальные проблемы и фантазии, у дошкольника развивается творческое самовыражение, воображение и художественные способности. Арт-терапия — это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Психолог в своей работе с дошкольником, используя арт-терапевтические методики должен использовать следующие принципы:
Первое, что важно учитывать в данной деятельности — это желание ребенка. Без желания ребенка невозможен творческий процесс и доверительный контакт. Можно начать с предложения ребенку нарисовать то, что хочет он.
Второе заключается в том, что психолог должен быть готов к тому, чтобы предложить дошкольнику варианты ответов, так как ребенок в диалоге может отвечать «Не знаю», «Не уверен».
Третье заключается в том, что участие педагога-психолога является важнейшим условием успешной деятельности. Специалист непосредственно с ребенком занимается творческой деятельностью, вместе рассуждают о произведениях.
Следующим, не менее важным принципом является — предоставление и использование хороших материалов на занятии. Яркость, аккуратность, новизна канцелярских товаров — является важным критерием в работе для ребенка.
Во время творческого процесса специалистом решаются задачи, такие как: развитие творческих и коммуникативных способностей, стимулирование творческого самовыражения, расширение представлений о себе, повышение самооценки [4].
Рассмотрим условия подбора арт-терапевтических техник для работы с дошкольником, от которых будет зависеть позитивность процесса арт-терапевтического метода. Творческий процесс не обязательно должен довольствоваться обыденным комплектом изобразительных средств и традиционными методами их применения. Ребенок с интересом включится в процесс, к которому он не привык и возможно ни разу не использовал в своем творческом опыте.
Продумывая технику, психолог должен выбрать ту, которая будет проще и эффективнее, так как ребенок не должен затрудняться при создании произведения. Для дошкольника должен быть интересным не только процесс создания изображения, но и результат.
Очень важным при выборе техники и способа творчества — является не традиционность. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка, и удерживают его внимание. Также огромное значение имеет то, что ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы и дошкольник получает свободу в самовыражении. В терапии результатом будет то, что психолог получит неосознанную ребенком проблему. Нетрадиционных техник можно придумать очень много — не привычным для дошкольника является рисование пальцами и ладонями, сухими листьями, нитками, ватой. Для психолога в этой технологии очень важна креативность и фантазийность.
Рассмотрим некоторые арт-терапевтические техники, которые можно использовать в работе педагога-психолога с дошкольниками:
Наиболее популярная техника для использования в младшем возрасте — является техника «Марания». Дети в этом возрасте рисовать толком еще не умеют, но у них хорошо получается пачкать бумагу. Для этой техники хорошо подходит гуашь и акварель. Краски помогают открыто проявлять эмоции. У марания нет оценок и идеалов, здесь нельзя оценить «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо» и отсутствие критериев тем самым помогает ребенку раскрыться.
Следующая техника, которая часто используется — это штриховка. Рисунок создается с помощью карандаша или мелков. Штрихи являются хаотичным нанесением линий на бумагу, из этих штрихов может сложиться отдельный образ. Штриховка помогает расшевелить ребенка и снять напряжение перед рисованием. Можно использовать как вводное упражнение.
Также встречается такая техника, как монотипия. Заключается она в том, что на гладкой поверхности (например: стекло, доска, пленка) рисуют гуашевой краской. На рисунок накладывается чистый лист бумаги и плотно придавливается, в результате получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть не таким четким, как оригинал, границы могут быть размыты. При желании можно вдохновить ребенка дорисовать или прорисовать отпечаток.
В дошкольных учреждения часто используется «кляксография» как вариант монотипии. В данной технике лист сгибается пополам и с одной стороны от сгиба наносится клякса, но уже ребенком выбирается место его творчества на листе. После, лист складывается по линии сгиба и проглаживается, затем нужно попросить ребенка соединить кляксы и оттиски в единое целое.
Следующая техника — это «рисование пальцами». Никогда не рисовав пальцами ребенок получает тактильные ощущения, которые он испытывает опуская палец в гуашь, а затем на бумагу. В этой методике развивается мелкая моторная координация. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» будет служить профилактикой и коррекцией подавленности и тревожности.
Рисование пластилином — это еще одна часто встречаемая техника, использующаяся в детском саду. Пластилином изображаются яркие и объемные изображения, но нужно отметить, что в этой технике требуется от ребенка усидчивость. Эта техника рекомендуется для гиперактивных детей.
Здесь мы выделили лишь часть часто используемых техник в детских дошкольных учреждениях. Реже встречаются такие техники как: рисование песком, цветной манкой, волшебными красками, мелкими бусинками, детей не учат в арт-терапевтических методиках рисовать по образцу и правильно, не учат брать правильную краску, а дают возможность создать уникальное произведение.
Таким образом, в процессе арт-терапевтических занятий дошкольники могут делать то, что им в повседневной жизни запрещено, они могут позволить здесь расслабиться. В процессе все отрицательные эмоции остаются в этом произведении, что помогает ребенку стать более спокойным и более сдержанными. Арт-сессии могут продолжаться от 30 до 80 минут и проводиться один раз в неделю, и в зависимости от проблем ребенка длиться до 12 недель.
Литература:
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989–304 с.
- Георгиевская Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста / Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 896–899. (РИНЦ)
- Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002–1024 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004–510 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Издательство «Питер», 2000–384с.