Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функции, методы и принципы арт-педагогики, а также приводятся примеры упражнений, направленных на решение данных задач.
Ключевые слова: арт-педагогические технологии, методы арт-педагогических технологий, принципы арт-педагогических технологий
Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии.
Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. [2, 4].
Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ученика, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий.
Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания. Ожидаемый результатом — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. [1].
К дидактическим принципам арт-педагогических технологий относятся:
– Принцип гуманизации, который провозглашает человека как высшую ценность, несмотря на способности ребенка как интеллектуальные, так и художественные.
– Принцип творчества заключается в задействовании зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребенка.
– Принцип рефлексивности осуществляется в умении ребенка анализировать процесс достижения результата и сам результат и преодолевать проблемные ситуации и конфликты. [4].
На занятиях, где используются методы арт-педагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности. [3].
Работа с детьми строится и в группе, и индивидуально. Отличие групповых занятий от индивидуальных состоит в цели, процедуре, приемам работы. Например, занятия, задача которых снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, проходят индивидуально, в то время как групповые позволяют добиться других задач: удовлетворить потребность в общении и взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое мнение и учитывать чужое, проявлять активность и, наоборот, сдерживаться. Важно, что на занятиях используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом. [2,3].
Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса.
– техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты;
– у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике;
– любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Арт-педагогические технологии предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания изображения должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. И первое, и второе в равной мере важны для ребенка, и это является характерной особенностью детского рисования. Выбранная техника, обладающая данной чертой, не будет противоречить потребностям и возможностям дошкольного возраста. Как уже говорилось выше, способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта снизится контроль сознания и ослабеют защитные механизмы. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения, а, следовательно, и неосознанной информации. [1,4].
В работе с детьми используются следующие изобразительные техники: техника оттиска (оттиск природных форм, оттиск мятой бумагой и др.), кляксография (рис. 1), воскография (рис. 2), пластилинография, техника «каракулей» (рис. 3) и др.
Рис. 1. Кляксография. Миша М., 6 лет
Рис. 2. Воскография. Катя О., 6 лет
Рис. 3. Техника «Каракулей». Катя О., 6 лет
Как правило, задания выполняются индивидуально. Но также существуют задания, где необходимо создать коллективную работу, и такие задания доставляют дошкольникам особое удовольствие. Большое значение имеет внешний вид коллективной работы — зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас. [1,4].
Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.
В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Данные технологии помогают создать положительно-эмоциональный настрой среди обучающихся и педагога, обратиться к проблемам, переживаниям, которые ученик затрудняется обсуждать со взрослыми, найти пути решения этих проблем средствами художественной деятельности. [3].
Так, применение арт-педагогических технологий, в свою очередь — эффективный способ профилактики и корректировки эмоционального здоровья обучающегося.
Литература:
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
- Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М. Е. Буко. — М.: Просвещение, 2005. — 216 с.
- Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
- Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. — 221 с.