В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию информационных технологий обучения. Она представляет интерес для преподавателей образовательных организаций. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в образовательных организациях.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютеризация, обучающиеся, образовательная организация.
Современные информационные технологии давно и прочно вошли в быт человека, а также в производственную и образовательную сферу. Персональный компьютер с выходом в интернет имеется дома практически у каждого студента или ученика средней общеобразовательной школы, и это считается нормой. Практически во всех школах введены обязательные уроки компьютерной грамотности.
Уроки информатики начинаются с первого класса и продолжаются до окончания школы. Учащиеся осваивают азы компьютерной грамотности, учатся использовать современную технику для решения элементарных учебных задач. Как правило, в рамках школьной программы изучаются основы программирования, работа с текстовым редактором «Word», «Excel» программа для работы с электронными таблицами, а также составление электронных презентаций с помощью «PowerPoint». На изучение информатики отводится несколько часов в неделю. Большинство обучающихся охотно осваивают навыки работы за компьютером, закрепляя их дома при выполнении домашних заданий и подготовке проектов.
Однако, несмотря на активное обучение информатике в школе, многие студенты-первокурсники, приходя в образовательные организации, не умея правильно использовать компьютер и интернет работы. Это является большой проблемой, которая решается на занятиях компьютерной грамотности в высших образовательных организациях. Если студент будет правильно использовать современные информационные технологии в процессе обучения, этот процесс значительно упростится. Проблема всеобщей компьютерной грамотности в образовательных организациях достаточно актуальна, потому что большинство студентов 1–2 курсов воспринимают компьютер неправильно, а именно как средство:
− предназначенное исключительно для игр;
− праздного поиска ненужной информации в интернете;
− для выполнения сугубо утилитарных задач (набор текстов, подготовка электронных презентаций).
Однако, на самом деле данные подходы слишком примитивны. Компьютер — это техническое устройство, которое может выполнять целый комплекс задач, облегчающих получение высшего профессионального образования. Однако не стоит забывать, что у всеобщей компьютеризации образования имеются не только преимущества, но и недостатки.
Использование современных информационных технологий в образовательных организациях имеет следующие преимущества:
− студенты получают возможность полного или частичного дистанционного (заочного) образования;
− обучающийся может в любой момент восполнить существующие пробел в знаниях, проверить и закрепить свои знания, решить учебную задачу без помощи педагога и без поисков литературы по теме в библиотеке;
− высшее образование становится доступным для людей с ограниченными возможностями;
− использование современных информационных технологий делает процесс обучения более интересным (конкретный пример — активное использование интерактивных приемов обучения в электронных учебно-методических комплексах).
Несомненно, все данные преимущества имеют большое значение для обучающихся в образовательных организациях. Из приведенного выше списка самым важным представляются второй и третий пункты. Самостоятельное восполнение пробелов в знаниях имеет большое значение для тех, кто по каким-либо уважительным причинам пропустил много занятий в институте (университете). Самостоятельная работа с электронным учебно-методическим комплексом поможет без труда получить и усвоить необходимые знания и не отстать при этом от студентов, которые уже изучают следующую тему курса. Применение компьютеризации при обучении людей с ограниченными возможностями помогает успешно окончить институт (университет) тем, кто по состоянию здоровья или из-за отсутствия в образовательных организациях доступной среды для инвалидов не может обучаться очно. Таим образом, компьютеризация современного высшего образования — скорее благо, чем «зло».
Однако, наряду с рассмотренными выше достоинствами у компьютеризации обучения в институте (университете) имеются и недостатки. Среди них можно отметить следующие:
− деперсонализация образования (компьютер заменяет общение с преподавателем или научным руководителем — с живым человеком);
− необъективность контроля знаний студентов: если обучающийся будет выполнять одно и то же задание во время занятия в аудитории на листе бумаги и в домашних условиях, у компьютера с доступом в интернет, результат, скорее всего, будет существенно различаться. Во втором случае он будет намного лучше;
− уменьшение ценности и престижа очного образования, уменьшение уровня уважения к труду преподавателя (поскольку живое общение и объяснение легко заменяется компьютером).
Также существует большая вероятность того, что студент, работающий самостоятельно с использованием информационных ресурсов сети интернет, может неправильно ориентироваться в бесконечном потоке информации и делать из полученных знаний неправильные выводы. В связи с этим, можно сделать заключение о том, что в настоящий момент о полном замещении компьютером преподавателя говорить не приходится. Можно говорить лишь о частичном переносе функций преподавателя.
Для того чтобы нивелировать основные недостатки компьютеризации современного высшего образования, необходимо правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в процессе обучения. Для этого необходимо учитывать специфику конкретного высшей образовательной организации, специальности и специализации студента, а также учебных дисциплин, которые он изучает.
В данный период времени принято акцентировать внимание на следующие ключевые направления внедрения компьютерной техники в сферу образования:
− применение компьютерной техники как средства обучения, повышающего уровень учебного процесса, его качество и эффективность;
− использование компьютера в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
− рассмотрение компьютерных и других современных информационных технологий как предмет исследования;
− применение современных информационных технологий в качестве средства формирования творческого мышления обучающегося;
− применение современной компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, различных видов тестирования и диагностики;
− организация коммуникаций на основе применения информационных технологий для передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
− применение современных информационных технологий с целью организации интеллектуального досуга;
− повышение качества управления образовательным учреждением и учебным процессом с использованием системы современных информационных технологий.
Онлайн-курсы в настоящее время очень популярны и позволяют продолжить обучение, находясь в любой точке Земли. Для этого всего лишь имея компьютер и доступ к глобальной сети, Интернет. Перечисленные возможности компьютера, безусловно, могут способствовать не только развитию способностей, формированию навыков и появления самого желания обучиться, но и сопутствовать созданию условий для более быстрого усвоения в полном объеме знаний и умений, которые, безусловно, пригодятся в современном обществе.
Приведенные примеры использования информационных технологий в образовательном процессе являются лишь примерами, и вариативность их использования еще более обширна ввиду быстрого развития самих технологий.Поэтому характерной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех ее основных компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого использования новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.