Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование новых информационных технологий в образовании

Педагогика
18.12.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Олейник, Е. А. Использование новых информационных технологий в образовании / Е. А. Олейник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131750.


Современное информационное общество характеризуется процессом активного использования информации как общественного продукта.

В этом контексте формируется высокоорганизованная информационная среда, определяющая экономические процессы и социальные отношения.

Сегодня неспособность человечества адаптироваться к изменениям вокруг представляет собой глобальную угрозу. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное начальное образование не может угнаться за этими изменениями и не дает людям знаний, навыков и способностей, необходимых для жизни.

Экономические изменения, в свою очередь, влияют на формирование новых социальных требований к качеству специального образования. Все большее значение приобретают следующие качества:

– Способность быстро адаптироваться к изменениям экономической ситуации;

– Способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения;

– Умение работать в команде;

– Навыки общения и т. д.

Таким образом, освоение информационных технологий становится столь же важным, как и освоение математики. Поэтому вполне естественно, что информационные технологии активно внедряются в систему образования и коренным образом меняют наши методы обучения.

Компьютеризация компании гарантирует:

– Активное использование интеллектуального потенциала общества, интеграция информационных технологий с научными и промышленными технологиями, высококачественные информационные услуги, доступ к надежным источникам информации для всех членов общества, визуализация предоставляемой информации и релевантность используемой информации.

Стратегия развития современных информационных технологий определяется направлением от информации к знаниям. Именно это направление во многом определяет одно из приоритетных направлений процесса компьютеризации современного общества: компьютеризация образования — внедрение новых информационных технологий (НИИТ) в систему образования.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, что позволяет:

– Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз данных научно-образовательной информации;

– Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, адаптированных к задачам развития личности учащегося в современных условиях компьютеризации общества;

– Создание методических систем образования, направленных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, развитие их способности к самостоятельному усвоению знаний и проведению информационно-воспитательной, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности;

– компьютерные системы для тестирования, диагностики, мониторинга и оценки;

– Использование возможностей электронных учебников в качестве учебного пособия, объекта обучения, инструмента управления, средства коммуникации и средства обработки информации.

Анализ публикаций об использовании информационных технологий в образовании показал, что в настоящее время не существует точной и общепринятой классификации компьютерных образовательных программ; однако, в зависимости от способа их использования в классе, возможно условное разделение следующим образом:

– Демонстрационные программы;

– Программы обучения;

– Программное обеспечение для тестирования и мониторинга уровня знаний;

– Программное обеспечение для математического моделирования;

– Тренажёры;

– Информационные и справочные системы;

– Автоматизированные образовательные системы;

– Экспертные системы обучения;

– В этой серии особое место занимают интеллектуальные образовательные системы и электронные учебники.

Использование цифровых инструментов обучения снижает нагрузку на учителей, повышает вовлеченность учащихся и обеспечивает визуальное представление контента с помощью мультимедиа. Эти инструменты позволяют проводить рефлексию, быстро получать доступ к необходимой информации и экономить время благодаря регулярному доступу к гипертекстовым аннотациям. Эти аннотации, сопровождаемые короткими текстами, дополнены анимацией и синхронизированным голосовым сопровождением.

Образовательное программное обеспечение, в зависимости от его назначения и задач, делится на несколько категорий: программное обеспечение для визуализации, обучающее программное обеспечение, учебные симуляторы, программное обеспечение для управления обучением и учебные среды. Некоторые направлены на закрепление существующих знаний и навыков, в то время как другие отдают приоритет усвоению новых концепций. Проблемно-ориентированное образовательное программное обеспечение открывает значительные возможности. Игровое программное обеспечение повышает мотивацию, поощряет инициативу и творчество, а также развивает способность к сотрудничеству и расстановке приоритетов между индивидуальными интересами и общими целями.

Ключевые аспекты анализа энергоэффективности как образовательной компьютерной программы:

Психологические аспекты: как эта программа влияет на мотивацию к обучению, отношение к предмету, и повышает или понижает ли она интерес к нему?

С педагогической точки зрения, в какой степени программа соответствует общим целям школьной программы и способствует ли она формированию у учащихся правильного понимания окружающего мира?

Методологический аспект: способствует ли программа лучшему усвоению знаний, оправдан ли выбор заданий, предлагаемых студенту, корректно ли представлен материал с методологической точки зрения?

С организационной точки зрения, насколько грамотно спланированы курсы с использованием новых информационных технологий? Достаточно ли у студентов времени за компьютером для самостоятельной работы?

Образовательные технологии включают в себя ряд образовательных методов и техник, используемых для передачи образовательной информации от источника к пользователю в форме ее представления. Среди образовательных технологий, использующих компьютеры в качестве инструмента обучения, наиболее признанными экспертами являются метод информационных ресурсов, метод ассоциативного обучения и компьютерное моделирование.

Согласно информационно-ресурсному подходу, обучение по сути представляет собой процесс навигации в разнообразном океане информации — текстах, графике, аудио, видео — с целью извлечения именно той информации, которая необходима конкретному студенту.

Метод ассоциативного обучения основан на том, что учащиеся усваивают материал не в соответствии с иерархической и заранее определенной последовательностью, а свободно направляя себя в соответствии со своими собственными ассоциациями и предпочтениями.

Среди методов обучения, разработанных с использованием новых информационных технологий, эксперты в целом признают, что компьютерное моделирование имеет значительную образовательную ценность.

Указанные методы позволяют в полной мере реализовать одно из главных требований современной дидактики: максимально вовлечь учащихся, чтобы они не только получали информацию, но и активно участвовали в процессе. При этом образовательные центры являются дополнительным средством организации учебного процесса в рамках традиционной системы образования.

Мультимедиа — это быстро развивающаяся область в образовании. Фактически, мультимедиа означает «множественные среды». От других технологий мультимедиа отличается интеграцией различных типов информации в одном программном приложении, включая традиционную информацию, такую как текст, диаграммы и изображения, а также инновационную информацию, такую как речь, музыка и анимация. Важно, чтобы аудио- и визуальная информация передавались одновременно.

Интернет быстро стал самым популярным средством коммуникации, легко разрушив все барьеры и границы, препятствовавшие общению людей. Он позволил реализовать идеи, которые еще недавно казались нереальными, такие как создание виртуальных классов и доступ к образованию с персонального компьютера. Таким образом, появились новые формы и технологии для общения, обучения, обмена информацией и многого другого. Примерами являются мгновенные сообщения, видеоконференции, доступ к бесконечному объему информации с компьютера и многие другие возможности.

Сетевые технологии вошли в сферу образования с появлением электронной почты, которая позволила передавать данные на конкретный адрес электронной почты, обеспечивая при этом их конфиденциальность. Сегодня электронная почта широко используется для общения между преподавателями и учениками.

Телеконференции — перспективный способ организации образовательных мероприятий с использованием сетевых технологий. Они позволяют преподавателям и студентам, часто находящимся на значительном географическом расстоянии друг от друга, проводить образовательный процесс, аналогичный традиционному обучению. Это способствует развитию сотрудничества, деловых игр и генерации идей среди студентов, находящихся в разных местах. Исследования показывают, что сегодня основным способом организации онлайн-образовательных мероприятий являются образовательные телекоммуникационные проекты. Проект — это образовательная, познавательная, творческая или развлекательная деятельность, осуществляемая совместно студентами вокруг общей проблемы, конкретной цели и согласованных методов и подходов, направленных на достижение общего результата.

Успех современных образовательных реформ требует равного доступа для всех к новым источникам информации. Однако в этом контексте учителя находятся в невыгодном положении по сравнению со студентами, поскольку по различным объективным и субъективным причинам они менее знакомы с компьютерами и менее подготовлены к освоению новых образовательных технологий. Отсутствие актуальной и полной информации о наличии и содержании необходимых образовательных ресурсов и нового образовательного программного обеспечения препятствует им использовать преимущества компьютеризации в своей профессиональной практике. С появлением и совершенствованием цифровых образовательных ресурсов учебные программы и планы уроков, а также роль учителя в образовательном процессе должны претерпеть глубокие изменения. Информационные технологии эффективны и могут значительно повысить качество образования. Однако их использование не гарантирует успеха, и значительных результатов можно достичь только при правильной реализации. На сегодняшний день создан широкий спектр цифровых образовательных инструментов, от простых цифровых текстов до приложений, предлагающих различные уровни интерактивности.

Таким образом, развитие информационных технологий открывает широкие возможности для изобретения новых методов и техник обучения, способствуя тем самым повышению качества образования. Использование информационных технологий в образовательном процессе требует не только создания учебных ресурсов, но и реструктуризации содержания и организации учебной деятельности. Распространение информационных технологий способствует созданию медиатек и цифровых библиотек, инструментов сбора информации и методических ресурсов. Повышение качества образования посредством информационных технологий создает необходимые условия для ускорения внедрения технологического прогресса во всех сферах общественной жизни. Для решения современных образовательных проблем важно создать систему общеобразовательных и специализированных образовательных порталов на основе референтных платформ… Университеты и научно-исследовательские институты(Научно-исследовательский институт)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 160-163):
Часть 3 (стр. 145-209)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 160-163стр. 209

Молодой учёный