Арт-терапия как средство развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арт-терапия как средство развития личности / Н. В. Арюкова, В. Н. Попова, Я. Н. Вицкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107185/ (дата обращения: 15.11.2024).



История возникновения и применения арт-терапии уходит глубоко в прошлое. Этот феномен стал применяться человеком примерно тогда же, когда появился и сам человек. В кайнозойскую эру пещерные люди рисовали на стенах своих пещер сцены охоты, проведения шаманских обрядов и другие событий своей жизни. Позднее это переросло в народное творчество, индивидуальное для каждой нации, в котором выражалась вся многовековая история того или иного народа. В сущности, это и была первая арт-терапия, ее ненаучный вариант, который в виде этнического искусства существует и до настоящего времени. Следует уже здесь сделать акцент на том, что арт-терапия изначально являлась социальным, а во многом даже социально-реабилитационным явлением. Однако, сама арт-терапия, как самостоятельный научно-терапевтический метод, появилась сравнительно недавно, в середине ХХ века (Лоскот, 2009).

Термин «арт-терапия» (art therapy) стал впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения различных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации (Лоскот, 2009). Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Со времени основания в арт-терапии образовались два главных направления (Лоскот, 2009).

Во главе первого направления стояла Эдит Крамер, рассматривавшая изобразительное искусство как терапию и арт-психотерапию.

Второе направление возглавляла Маргарет Наумбург, специализировавшаяся на инсайт-ориентированной арт-терапии.

Арт-терапия достаточно новое направление в психологии и не насчитывает даже 100 лет. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством, но базировались на методах психоанализа. Основоположником её является Адриан Хилл, который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах. Однако сам Фрейд никогда не прибегал к использованию рисунков, в отличие от своего ученика и последователя Карла Юнга. Современные психотерапевты рассматривают арт-терапию как самостоятельный вид терапии.

Сегодня арт-терапия применяется не только в клиниках, она доступна в большинстве психологических центров и, как одно из новомодных течений, «арт-терапия в школе».

Большинство современных детей в процессе обучения сталкивается с рядом проблем, для решения которых создаются психологические службы. Основные задачи арт-терапии — преодоление различных трудностей человека через искусство. Ведущим понятием в данном виде терапии является искусство, и всё, что с ним не связано, должно отметаться (Киселёва, 2008).

Важным остаётся вопрос о применении арт-терапии в образовательных учреждениях. С одной стороны, это модное нововведение, которое позволяет благодаря западным наработкам и отечественным специалистам в достаточно короткий срок получать результаты. Там, где применялись проективные методики (рисуночные тесты), сегодня стало доступным применение свободного рисования с музыкальным сопровождением, что не ставит ребёнка в рамки конкретного изображение, например, несуществующего животного, а даёт возможность выражать эмоциональное состояние, так как хочется, через те символы и образы, которые рождаются непосредственно в данный момент. Там, где не получается добыть информацию вербально, психологи могут применять искусство, и в первую очередь рисование. Во — вторых, обращение к арт-терапии, психологами в образовательных учреждениях можно рассматривать в филогенетическом ключе, а именно в потребности выражать эмоции через рисунок. Современные учёные относят первые рисунки древних людей к эпохе палеолита, когда рисунок воспроизводился на камнях, скалах или глубоко в пещерах (пещерное изображение часто связывают с первобытной религией — частое изображение животных, которым поклонялись), был примитивен, без соблюдения пропорций.

В традиционной системе образование есть место таким предметам как изобразительное искусство и труд, где ребёнок приобретает определённые навыки рисования и моделирования. В отличие от арт-терапии, на уроках дети получают оценки за свои произведения в цифирном эквиваленте, в то время, как на занятиях арт-терапией они не получают оценок «хорошо» или «плохо» нарисовано, вылеплено, вырезано. Они имеют право высказываться о ходе своей работы, об эмоциях, мыслях, которые их посещают в ходе работы (Копытин, 2005).

Взаимодействие с красками, пластилином, глиной, бумагой, различными материалами позволяет и ребёнку, и взрослому осуществлять следующие задачи терапевтического процесса:

— безопасная работа с агрессией;

— работа со страхами;

— преодоление эмоциональных проблем;

— выражение через творчество мыслей и чувств, которые не всегда можно выразить вербально;

— развитие тонкой моторики и цветового восприятия у дошкольников и младших школьников;

— преодоление языкового барьера;

— обучение взаимодействию с другими детьми.

Сама арт-терапия как в клинике, так и в школе может проводиться индивидуально и в группах. Индивидуальная работа с ребёнком намного легче, чем групповая и связано это со следующим:

— Дети в группе знакомы между собой. Между некоторыми детьми могут быть конфликтные отношения, либо наоборот дружба «не разлей водой», и нежелание взаимодействовать с окружающими. И поэтому требуется большое мастерство в умении урегулирования конфликтов.

— Отказ выполнять различные задания мотивируя это «не умею». В группе дети наблюдают, как выполняют задания другие. Часто это носит характер «подсмотрел» и сопровождается выяснением отношений, кто у кого подсмотрел и почему работы похожи.

— Боязнь выражать свои эмоции в творчестве и вербально. Боязнь говорить о своих проблемах.

— Соперничество.

— Боязнь быть оцененными как психологом, так и детьми.

— Неумение большинства работать в коллективе

Большинство детей с трудом могут выполнить коллективную работу: им трудно договориться, что они будут делать, кто и где рисовать, кто, где сядет или встанет и это при инструкции, что они могут рисовать в любой части ватмана и свободно перемещаться.

Говорить о том, что преимущественнее — групповая работа или индивидуальная, сложно и определяется исключительно мастерством психолога (Короткова, 2011). В арт-терапии выделяют разные формы, такие как: каракули — рисование линий, завитков, геометрических фигур; рисование на влажной бумаге; рисование на мятой бумаге; лепка; талисманы.

Каждая форма представляет собой работу с образом.

Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога (Лебедева, 2003).

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала — этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания (Лебедева, 2003).

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь и сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего, тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем, внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами около профессиональной деятельности (Копытин, 2012). Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии.

Признавая значимость психотерапевтических отношений как важнейшего фактора достижения положительных эффектов арт-терапии и рассматривая коммуникацию с клиентом в качестве предпосылки раскрытия и осознания клиентом своих чувств и потребностей, специалисты в области арт-терапевтической работы с детьми используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи с ребенком, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания» (обозначение арт-терапевтом того, что тот или иной участник занятия рисует или делает), но и использование арт-терапевтом простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевт должен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.

Поскольку абстрактное мышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисунки как можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей к саморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений (в данном случае, обозначения механизмов возникновения тех или иных переживаний и тонких различий между ними). При использовании интерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами (Копытин, 2012).

Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и ассоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы.

Особенности использования арт-терапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников:

Прежде всего, рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Г. Шоттенлоэр рекомендует использовать метод арт-терапии при работе с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, высоко тревожными детьми. Она полагает, что радость повышает уверенность, формирует позитивное отношение к жизни, а это именно те качество в развитии которых особо нуждается тревожный ребенок, страдающий большим количеством страхов. Изображение заставляет концентрироваться на своих переживаниях, осознавать их. При рисовании возможно переосмысление событий, формирования своеобразной независимости, которая все больше будет развиваться с возрастом ребенка (Шоттенлоэр, 2009).

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя 1) коммуникативную, 2) регулятивную, 3) катарсистическую функции.

  1. Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку подростка.
  2. Регулятивная функция арт-терапии заключается в снятии нервно -психического напряжения, регуляции психосоматических процессов и моделировании положительного психоэмоционального состояния.
  3. О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства», искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство (Выготский, 2005).

В качестве психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка нами была выбрана арт-терапия как наиболее доступная и эффективная в условиях учреждения, соответствующая возрастным особенностям детского контингента и не требующая значительных материальных затрат. Кроме того, существуют и другие преимущества арт-терапии в системе коррекционных мероприятий:

  1. В арт-терапии, как в творческой деятельности ребенка, учитывающей его самооценку, уровень его притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая направленность. Такой эффект достигается благодаря возможности самовыражения ребенка в творческих видах деятельности, которые способствуют расслаблению, снятию напряженности, снижению агрессивности, повышению самооценки и возникновению положительных эмоций, развивает чувство внутреннего контроля.
  2. Арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного ребёнка в мягком, целостном подходе к его психологическим и соматическим проблемам, дает возможность увидеть человека в целом, а не только какую-то его систему (часть) или орган.
  3. Арт-терапия ориентируется прежде всего на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Арт-терапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Кроме того, проведение изобразительных занятий с детьми способствует обеспечению ребенка социально приемлемым способом выхода агрессии и других негативных состояний, развитию чувства внутреннего контроля и воображения, повышению самооценки, что положительно влияет на процесс лечения (Сусанина, 2007).

Таким образом, применение арт-терапии в качестве одного из компонентов коррекционного развития может выполнять, с одной стороны, диагностическую функцию, а с другой — способствующую восстановлению жизненно важных функций организма и психической гармонизации в целом.

Литература:

1. Борисова Е. Г. Развитие творческих способностей старших и младших школьников в рисовании. \\ Школьное воспитание. 2002. № 3. С. 34–37.

2. Лоскот А. Н. Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников — клиентов социальных служб // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. 2009. Т. 15. № 3. С.141–143.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2011.

4. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2010.

5. Короткова Л. Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь, 2011.

6. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2012.

7. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. СПб.: изд. Пирожкова, 2010.

8. Выготский Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский — М., 2009

9. Сусанина И. В. Введение в арт–терапию: учебное пособие /И. В. Сусанина — СПб., 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, искусство, работа, внутренний контроль, изобразительная работа, изобразительное искусство, изобразительное творчество, клиническая практика, невербальная обратная связь, психотерапевтическое воздействие.


Задать вопрос